«Родительский университет»: новые возможности для совместного развития детей раннего возраста в условиях детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. В. «Родительский университет»: новые возможности для совместного развития детей раннего возраста в условиях детского сада / А. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9443/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор описывает опыт работы с родителями воспитанников детей раннего возраста в рамках новой формы взаимодействия — «Родительский университет: PROигры и не только»

Ключевые слова : родительский университет, родитель, игра, детский сад, ранний возраст.

Современный детский сад представляет собой сложную и динамичную структуру, ориентированную на постоянное совершенствование. Он активно ищет новые горизонты и формирует среды, которые соответствуют требованиям детей, их семей и общества в целом. Такой детский сад создает все необходимые условия для полноценного развития детей, а также обеспечивает педагогам и специалистам пространство для творческой и профессиональной деятельности. Важно, чтобы дошкольное образовательное учреждение соответствовало актуальным стандартам и новым вызовам времени, стремясь к высокому качеству реализации программы и поддерживая гармоничное развитие всех участников образовательного процесса.

Сегодня воспитательный потенциал семьи в значительной мере утрачен: снижается уровень психолого- педагогической культуры родителей возрастает их занятость, социальная пассивность и апатия. Наблюдается трансформация жизни общества, произошедшая за последние десятилетия, которая изменила ценности и неизбежно привела к трансформации института родительства.

Сейчас родители имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. На практике многие родители, с одной стороны, не знают, не понимают и не умеют грамотно воспитывать своих детей. С другой — не видят и не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем — в школьном возрасте.

Поэтому назрела необходимость в создании или развитии воспитательного пространства, в котором происходит распространение психолого-педагогических, коррекционных, медицинских, правовых, социальных знаний, помогающим родителям воспитывать своих детей, которое стимулирует родительскую активность и ответственность, понимание ценности каждого периода в жизни ребёнка [6].

В век современных технологий взрослые уделяют крайне мало внимания качественному общению со своими детьми. Но при этом все понимают, что речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребёнка, «золотая середина психики», и её становление происходит в течении первых трёх лет жизни.

Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева, Т. В. Короткова и др., являются:

— ухудшение психофизического здоровья детей начиная с раннего возраста;

— неблагополучное социальное окружение ребёнка;

— большое количество времени пассивного пребывания детей у экранов телевизоров и различных гаджетов с раннего возраста;

— пассивность и неосведомлённость родителей в области речевого развития. (Родители не придают серьезного значения речевым нарушениям, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой, не владеют необходимыми педагогическими компетенциями, не уделяют, в силу своей занятости, достаточно времени для занятий с ребенком дома). [8]

Поиск новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, в том числе, имеющих нарушения речи начиная с раннего возраста, остается на сегодняшний день очень актуальным.

Понимая значимость и потенциал данного направления педагогическим коллективом ГБДОУ детского сада № 14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга было принято решение о внедрении новой формы взаимодействия с семьями воспитанников — «Родительский университет. Pro игры и не только…». Данная форма работы представляет собой один возможных вариантов работы с семьёй и направлена на укрепление не только детско-родительских отношений, но на объединение усилий в семьи и детского сада при решении трудностей вопросах воспитания, коррекционно-развивающей работы и общего развития детей дошкольного возраста. Важным было уделить внимание семьям, имеющих детей раннего возраста. Потому что практика показывает, что родителям детей младшего дошкольного возраста уделяется меньше внимания, нежели детям старшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, обучения и развития. Так как родители в основном акцентируют внимание на подготовке детей к школе.

Цель работы «Родительского университета. Pro игры и не только…» является

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего возраста;

— обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи

Задачами являются:

— информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

— просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

— способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

— построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

— вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. [5]

Ответственными за функционирование данного «Университета» стали такие специалисты, как учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, что способствует наиболее всестороннему развитию ребенка и повышению родительскому просвещению.

Форма взаимодействия — совместные еженедельные встречи специалистов, с родителями и их детьми. Такие встречи предполагают активное игровое взаимодействие родителей со своими детьми, но под чутким руководством специалистов.

«Родительский университет. Pro игры и не только…» функционирует на протяжении двух лет. В начале учебного года был проведен опрос среди родителей, с помощью которого выявили, что беспокоит родителей, что интересует в развитии детей. Был разработан перспективный план «Родительского университета Pro игры и не только…». Запланированные встречи проходят раз в неделю, где каждый специалист проводит свои игровые тренинги.

Далее подробнее остановимся на одном из направлений — «речевое развитие». Встречи с учителем — логопедом проходят в виде: практикумов, на которых родители знакомятся с навыками проведения артикуляционной гимнастики, играми на развитие дыхания, играми на развитие мелкой и крупной моторики, а также игровые упражнения, направленные на запуск речи и активизацию словаря у детей раннего возраста.

Ориентируясь на затруднения, которые проявляются у детей младшего дошкольного возраста в процессе развития речи, рассматриваем вопросы, которые наиболее интересны родителям и актуальны на данный момент, касающиеся этапов речевого развития. Все это закладывается в планирование игровых тренингов. Привлекая родителей в коррекционно-развивающий процесс, через игры и тем самым показывая, что необходимо совсем немного времени уделить своему малышу и маленькими шажками двигаться каждый день на улучшение качества речи своих детей.

Каждая встреча «Родительского университета. Pro игры и не только…» заканчивается рефлексией, вместе с родителями подводим итоги состоявшейся встречи, вносим свои предложения и пожелания.

Родителям, которые посещают наши встречи, предложили поделиться с другими родителями своими практическими навыками в вопросах речевого развития детей и рассказать свои впечатлениями о встречах «Родительского университета» и привлечь их так же активно взаимодействовать с нами.

В ходе нашей работы возникла еще одна идея — создание «Речевой копилки для родителей». «Родительская копилка» — это такой своеобразный банк игр на запуск речи и по преодолению речевых нарушений у детей, воспользоваться которыми могут абсолютно все родители в удобное для них время. Она располагается в холле рядом с кабинетом учителя-логопеда, и каждый родитель может выбрать понравившуюся игру взять ее домой, чтобы провести активно время со своим ребенком. А если необходимо, то получить консультацию к применению данных игр. Изначально в «копилке» предполагали размещать игры на формирование правильного артикуляционного уклада, игры на развитие дыхания, мелкой моторики, но в ходе его использования, содержание «копилки» расширилось. И теперь в нём находятся: игры на запуск речи, игры на активизацию словаря малышей; развитие звуковой и интонационной культуры речи, различные логоритмические упражнения. С удовольствием пополняют эту «копилку» специалисты (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре), которые также проводят встречи с детьми.

Преимущества данной формы взаимодействия с семьями воспитанников неоспоримы и многозначны. Об этом свидетельствуют и результаты:

— увеличилась посещаемость мероприятий родителями, их активность. Родители стали чаще общаться между собой, в том числе не только в рамках «Родительского университета. Pro игры и не только».

— значительно повысилось качество речи детей раннего дошкольного возраста.

— повысилось качество конструктивного взаимодействия «родитель-ребёнок».

Однако, следует заметить, что не только система мероприятий направления «речевое развитие» помогает решить проблемы речевого развития. Именно синтез всех направлений развития и обучения — образовательных областей помогает обеспечивать детям равные возможности для полноценного развития в период дошкольного детства. Совместная работа сблизила воспитателей, специалистов, родителей и детей. Таким образом, разработанный проект «Родительский университет. Pro игры и не только…» стал для нас частью нашей жизни в дошкольном учреждении, объединил в единый воспитательный и коррекционно-развивающий процесс, который необходим для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Васенина С. И., Уланова С. Л. Проектирование детско-родительского взаимодействия в условиях дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 62–1. — С. 72–76. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-detsko-roditelskogo-vzaimodeystviya-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=m1m5z4mi7d391947727 (дата обращения: 17.09.2024).
  2. Гилева А. В., Янкова А. И. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № V6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-vzaimodei-stviya-detskogo-sada-s-semyami-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.09.2024).
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). — ISBN 978–5-9949–0185–4
  4. Молчанов С. Г., Лунгу Н. Е. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2020. — № 1 (9). — С. 47–53. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-i-semi-1 (дата обращения: 15.09.2024).
  5. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) // Банк документов. Министерство Просвещения Российской Федерации. — 2024. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ (дата обращения: 15.09.2024).
  6. Общественно-профессиональное обсуждение Проекта Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т. П. Авдулова. — Текст: электронный // ФГБНУ «Институт развития и адаптации ребенка»: [сайт]. — URL: https://irzar.ru/wp-content/uploads/2024/07/proekt-programmy-prosveshheniya-roditelej.pdf (дата обращения: 15.09.2024).
  7. Разорвина А. С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — Том 9. — № 1/2. — С. 167–172. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskiy-universitet-kak-novaya-forma-vzaimodeystviya-semi-i-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 16.09.2024).
  8. Салащенко, Е. Н. Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Е. Н. Салащенко. — Текст: электронный // Дефектология проф: [сайт]. — URL: https://www.defectologiya.pro/articles/interaktivnyie_formyi_vzaimodejstviya_s_roditelyami_doshkolnikov_s_tyazhyolyimi_narusheniyami_rechi/ (дата обращения: 15.09.2024).

Ключевые слова

игра, детский сад, ранний возраст, родитель, родительский университет
Задать вопрос