Детская журналистика как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Автор: Ерина Светлана Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 02.10.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Ерина, С. В. Детская журналистика как средство речевого развития детей дошкольного возраста / С. В. Ерина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9449/ (дата обращения: 16.11.2024).
Целеполагание.
Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста.
При проведении обследования детей было отмечено, что дошкольники при овладении навыками связной диалогической речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.
В общении такие дети недостаточно инициативны, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формировании и развитии у детей умений и навыков речевого общения, для их социализации в обществе.
В своей работе, я обратилась к интересному методу для современных детей, это детская журналистика, в частности метод — интервьюирование
В отличие от обычной беседы интервьюирование имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.
Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
Предполагаемый проект направлен на организацию совместной деятельности детей и взрослых, на то, чтобы дети смогли научиться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, работники детского сада.
Тип проекта : практико- познавательно-игровой, творческий, групповой
Срок реализации проекта: краткосрочный
Цель проекта:
Развитие связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
Содействовать развитию коммуникативных навыков детей в игровой деятельности и социальной компетентности детей.
Цель проекта : формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах и навыках, о профессии журналиста, о средствах массовой информации
- Формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;
- Формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки.
- Учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли связно.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.
Развивающие:
- Развивать социально-коммуникативные навыки и эффективное взаимодействие детей друг с другом, сотрудниками детского сада, родителями, умение вступать в диалог.
- Развивать умение справляться с волнением.
- Формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества.
- Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела.
- Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду.
- Формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
— У детей сформируются первичные представления о мире профессий; о профессии журналиста, его профессиональных качествах и навыках.
— Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста.
— Словарный запас дошкольников обогатится терминами журналистики: интервью, репортаж, рубрика, редакция, корреспонденция и др.
— Успешное взаимодействие детей друг с другом, с сотрудниками детсада, с родителями.
— Воспитанники научатся брать интервью: говорить связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, высказывать предложения и пожелания; в диалоге получат опыт равенства в общении.
— Развитие положительных эмоций от общего, творческого дела.
— Расширение связи с родителями в совместной деятельности в рамках проекта.
Формы реализации проекта:
- Занятия
- Беседы
- Чтение художественной литературы, рассматривание газет, журналов.
- Составление рассказов.
- Игровая деятельность
- Дидактические игры
- Самостоятельная деятельность детей.
- Экскурсии, интервьюирование.
- Продуктивная деятельность
- Использование ИКТ (презентации, песни, видеоролики)
- Консультации, папки-передвижки для родителей.
2 этап. Разработка проекта:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую литературу, иллюстративный материал, предметы, необходимые журналисту.
- Подобрать материал для игровой, продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
3 этап. Выполнение проекта.
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Познание |
Беседы на тему: «Кто такие журналисты» «Журналист — профессия творческая», «Что я знаю о профессии журналиста», «Что такое интервью», «Этикет телефонного разговора» Презентации: «Что такое журналистика», «Профессия — журналист», «Мы — журналисты» Создание Телестудии «Юный корреспондент» |
Коммуникация |
Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Скажи наоборот» и др. Интервью у сотрудников д/с |
Чтение художественной литературы |
Знакомство с разными газетами и журналами. Чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах. «Кем быть?» И,Карпова (стихи о профессиях). «А что у вас» С.Михалков «Телефон» К,Чуковский «Телефон» Н.Носов «Общительные сказки» Т. А. Шорыгина «Ежели вы вежливы» С.Михалков Экскурсия в библиотеку им. Пришвина. Проговаривание скороговорок. Отгадывание загадок на тему: «Журналистика», «Профессии». |
Социализация |
Дид. Игры на тему: «Профессии», «Что лишнее?», «Найди себе пару», «Подбери себе то, что нужно для работы» Режиссерские игры : «Я беру интервью», «Я — журналист», «Профессии» Познавательные игры: «Угадай, о чем спросили», «Угадай, о ком я говорю» Сюжетно-ролевые игры: « Салон красоты», «Магазин», «Звукорежиссер» |
Музыка |
Слушание музыкальных произведений о профессиях. Просмотр видеопесен о журналистах |
Художественное творчество |
Изготовление газеты, книги о вкусной пище Изготовление атрибутов для игры: Микрофонов, телевизора, бейджиков, ноутбука, видеокамеры, пульта звукорежиссера |
Безопасность |
Изготовление видеоролика о безопасном поведении на катке |
Труд |
Знакомство с профессиями журналист, Корреспондент, оператор, звукорежиссер, редактор и т. д |
4 этап. Презентация проекта.
- Показ видеоролика.
- Выступление на педсовете с проектом.
- Показ детских выступлений в роли телеведущего.
- Интервьюирование сотрудников д/с.