Сотрудничество детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (79) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 01.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Зотова, Д. В. Сотрудничество детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников / Д. В. Зотова, Е. В. Скрябина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 9 (79). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/273/9453/ (дата обращения: 17.10.2024).



Все мы помним из своего далёкого детства ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Помним, как бегали по росистой траве босиком, купались в чистых озёрах, реках, морях, резвились под тёплыми нитями грибных дождей, шлёпая по лужам. Помним, как собирали цветы на лугу, ели с куста и дерева, всё, что съедобно, радовались лучам солнца, снежным сугробам и, ловили языком падающие снежинки. Это помогало нам мечтать, верить, творить и созидать лучшее и светлое. А что есть у наших детей сейчас? Каких красот они лишены. Сейчас даже в сёлах и деревнях люди не могут насладиться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые химикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла... и этот список можно продолжать — это то, что досталось нашим детям.

Газеты и журналы пестрят заголовками об экологии, призывают оглянуться и посмотреть на то, что окружает нас, увидеть то, что мы натворили. Мы хотим вернуть природу в чистом виде, но...справимся ли мы, осилим эту ношу.

Природа, человек, забота, нравственность — это понятия тождественные, которые в наше время разрушены.

Мы хотим, чтобы дети были добры, порядочны, душевны, бережливы к природе, любили и защищали её, но согласитесь, этому их нужно научить, нужно воспитывать в детях экологическую культуру. В этом обучении важнейшую роль играем мы, взрослые, педагоги, родители.

Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребёнка — это период бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшиеся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это при условии, что взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой.

Как приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой — равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Алексеев — автор книги «Дети и экология»).

Экологическое образование дошкольников предполагает непрерывный процесс воспитания детей, который направлен на формирование экологической культуры в семье, поэтому тема взаимодействия ДОУ и семьи для нас является актуальной.

Экологическое просвещение родителей — одно из важных направлений работы в нашей группе. Для полноценного осуществления процесса экологического развития ребёнка мы стали привлекать родителей наших малышей к процессу обучения и воспитания, они стали своего рода нашими помощниками.

В работе с родителями по вопросу экологического воспитания и развития детей мы использовали различные формы взаимодействия с семьями. Наши формы основывались на педагогическом сотрудничестве: педагог — ребёнок — родитель, или педагог — родитель. Привлекая родителей к взаимодействию по данному вопросу, мы старались деликатно донести до них суть проблемы экологии, чтобы в дальнейшей работе можно было рассчитывать на их понимание и помощь в реализации наших проектов.

Для развития партнёрских отношений воспитатель-родитель-ребёнок мы привлекали родителей к участию в таких мероприятиях как конкурсы, выставки, праздники, досуги, собрание, например:

1) мастер-класс «Игрушки из мусора»

2) акция «Вторая жизнь бумаги» (сбор макулатуры), «День без автомобиля»

3) конкурсы: «»Творчество из природных материалов», «тичья столовая»

4) выставки: «День земли», «День птиц», «Синичкин день», «Как прошло наше лето» (фотографии с отдыха на природе), «По грибы — по ягоды» и др.

5) проекты: «Огород на окне», «Экология и мы» (вовлечение родителей в единое образовательное пространство — итог, родительское собрание)

6) досуги

7) походы выходного дня (День работников леса) и другое.

Хочется отметить, что это только начало, впереди нас ждёт ещё один год, где мы запланировали очень интересные мероприятия с нашими уже повзрослевшими детками, а это и походы выходного дня в парк, лес, посещение приюта для животных, посещение краеведческого музея, проведение всевозможных акций экологической направленности.

Деятельность с родителями может быть разнообразной, но она должна быть направлена на улучшение окружающей среды, экологической обстановки.

Незаменимой формой работы с родителями, конечно же, является наглядно-информационное просвещение. В группе и детском саду предлагается информация (консультации, рекомендации, памятки, буклеты) на заданную тему, благодаря которой родители получают ответы на интересующие их вопросы. Важно, чтобы содержание материала было интересным и эстетично оформленным.

В современных реалиях мы активно используем в работе с родителями социальные сети ВКонтакте, Телеграмм, в которых содержится актуальная информация, памятки, консультации.

Непосредственное взаимодействие воспитателя и родителей в целях педагогически целесообразной организации жизни семьи и решения вопросов экологического развития детей дошкольного возраста — процесс сложный, зависящий от многих факторов: личностей воспитателя и родителей, индивидуальных особенностей детей и их родителей, системы работы ДОУ, а также степени глубины изучения данных вопросов воспитателями и родителями. И очень важно искать такие формы взаимодействия с родителями, которые были бы более эффективны.

Задать вопрос