Роль развивающей среды детского сада в экологическом воспитании дошкольника
Авторы: Володина Любовь Николаевна, Хорева Ирина Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 10.10.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Володина, Л. Н. Роль развивающей среды детского сада в экологическом воспитании дошкольника / Л. Н. Володина, И. А. Хорева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9476/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях является модернизация процесса нравственного и экологического воспитания. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру, развивается интерес к природе и проблемам ее охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, происходит накопление эмоциональных, ярких впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека.
Перед дошкольным образованием следующие задачи:
— возрождение исторических традиций народа, в том числе региональных, на основе эколого-экономической целесообразности и возрождения национального самосознания;
— эколого-ориентированные изменения содержания практики образования;
— реализация опыта локальных эколого-образовательных инициатив;
— ликвидация экологической безграмотности;
— развитие личной ответственности за состояние окружающей среды.
Наше дошкольное учреждение расположено в одном из самых экологически чистых районов г. Калуги «Подзавалье». В радиусе 3 км нет работающих, выбрасывающих в атмосферу загрязняющие вещества, предприятий. Рядом с детским садом проходит не очень оживленная дорога, по которой проезжает только легкий транспорт и машины маршрутного такси. В 300 м от детского сада есть родник «Здоровец»; на территории Подзавалья таких родников множество. Рядом с МБДОУ расположена Сосновая роща с дорожками для прогулок, где расположено большое количество сосен, деревьев и кустарников различных видов.
Это и стало ключевым моментом для создания творческой группой педагогов ДОУ программы по экологическому воспитанию «Муравейник».
На протяжении нескольких лет приоритетным направлением воспитательной работы МБДОУ № 34 «Зоренька» является — экологическое. Экологическое образование и воспитание происходит через развитие творческих способностей детей, через эффективное использование образовательного пространства микрорайона.
Название программы — «Муравейник» — заимствовано у популярного издания, образовательную позицию которого разделяют педагоги ДОУ, а публикуемые в журнале материалы активно используют в своей работе с дошкольниками. Это название в определенной степени отражает характер и содержательную направленность воспитательной системы: формирование нравственных основ социализации ребенка-дошкольника в контексте изучения, практического освоения биологических и эстетических сторон природного окружения, воспитание эмоциональной общности детей и взрослых.
Цель программы: формирование нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста как основы социализации через воспитание экологосообразного поведения в условиях единого образовательного пространства.
Задачи:
— Обогащение духовно-нравственного, эмоционального мира детей дошкольного возраста и повышение экологической культуры.
— Воспитание чувства принадлежности к «малой родине», ее природе и культурным ценностям в контексте российской и мировой цивилизации за счет расширения культурного пространства.
— Осуществление посреднической и пропагандистской работы по восстановлению в общественном сознании традиционных ценностей семьи.
— Возрождение в современных условиях традиционной культуры семейного общения и интереса к экологической литературе.
Для реализации воспитательных задач предполагается использование следующих видов деятельности:
Познавательное развитие включает в себя цикл образовательных мероприятий, которые способствуют более глубокому изучению природы родного края, расширению экологических знаний. Для этого используются следующие формы работы: беседы, дидактические игры, викторины, театрализованные представления на экологическую тему, экологические игры, трудовой десант, экологические выставки и экспозиции, экологические проекты и т. п.
Изучение растительного и животного мира родного края связано с практическим направлением работы — это совместные с родителями акции по озеленению территории ДОУ, работа на огороде, посадка деревьев и кустарников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц и животных, изготовление и развешивание кормушек и скворечников.
Исследовательская деятельность осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий в природу, туристических прогулок.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает оптимальные условия для экологического образования и воспитания детей. Построение экологической развивающей среды в ДОУ: организованы мини-музеи: «Горница», «Природно-климатические зоны мира»; оборудована фитополяна «Зеленая аптека»; оформлена экологическая тропа «По следам дядюшки Ау»; действует огород «У Катюши», посажен фруктовый сад; имеется «Уголок нетронутой природы».
Творческой группой разработано методическое сопровождение воспитательной программы «Муравейник»: разработаны экологические проекты в каждой возрастной группе; подобраны экологические правила поведения в природе для детей и взрослых в стихах и картинках; составлена природная Экоазбука «Сосновой рощи»; разработано перспективное планирование по теме «Калужский край»; разработаны занятия по теме «Калужский край»; подобраны картотеки опытов, наблюдений, экспериментов в природе.
Экологическая тропа «По следам дядюшки Ау». Целью создания экологической тропы на территории ДОУ является экологическое образование детей через изучение различных природных объектов, имеющих эстетическую, природоохранную ценность, на которых дети получают информацию о них. Созданная руками сотрудников и природой экологическая тропа непосредственно на территории ДОУ, позволяет расширить объекты для наблюдения. Творческой группой разработаны маршруты для разных возрастов и разной тематики: кормушка (наблюдение за прилетающими птицами в различное время года, рассматривание перелетных и зимующих птиц и др.), фитополяна (какие лекарственные растения растут, как помогают), ель и сосна (схожесть и отличие, рассматривание и экспериментирование), сухой пень (построение экологической цепочки) и другие объекты. Во время прогулок по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Каждый сезон дети совершают прогулки по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, учатся ценить и оберегать природу.
Огород «У Катюши». Целью деятельности детей на огороде является расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях, ухода за ними. У каждой группы есть свое место на огороде, где дети совместно с педагогами высаживают растение в соответствии с возрастом, наблюдают за его ростом, проводят эксперименты, радуются выращенному урожаю. А зимой огород перемещается на окно. Таким образом, дети продолжают знакомиться с культурными огородными растениями, учатся ухаживать за ними в комнатных условиях.
Метеостанция. На метеостанции размещено специальное оборудование для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды: термометр на открытом пространстве и в специальной будке; флюгер (для определения направления ветра); дождемер (измерение количества осадков). Дети изучают и наблюдают явления природы (ветер, осадки) с помощью простых приборов. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за явлениями природы, помогает сделать выводы о взаимосвязи неживой и живой природы.
Экоазбука «Сосновая роща». В экоазбуке собраны растения, произрастающие в Сосновой роще рядом с детским садом. Рассматривая азбуку, дети знакомятся с растениями и изучают азбуку.
Фруктовый сад. Одна из традиций детского сада — посадка выпускниками фруктового дерева. Дети с удовольствием наблюдают за растениями: от цветения до созревания плодов, учатся ухаживать за фруктовыми деревьями и кустарниками.
Проблемы экологического воспитания обсуждаются на семинарах, педсоветах, коучингах. Педагоги ДОУ понимают значимость экологического воспитания, поэтому являются активными участниками и инициаторами проводимых в ДОУ мероприятий.
Однако, мы понимаем, что экологическое образование не может быть без непрерывного просвещения родителей, формирования экологической культуры всех членов семьи.
Основным направлением работы в экологическом просвещении родителей являются:
— экологическая информация. (Данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне, парке, где они гуляют; правила поведения в экстремальных ситуациях; экология жилища; выращивание экологически безопасного урожая и др.)
— совместная деятельность с детьми. (Походы и экскурсии с детьми, где дети задают много вопросов; участие в экологических праздниках; природоохранные акции, сбор коллекций природных материалов и многое другое).
В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Стало традицией проведение выставки поделок из природного материала, сделанных руками детей и родителей; участие в акциях «Зеленая елочка-живая иголочка», «Накормим птиц зимой!», «Не рвите цветы!» и другие. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Результатом целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию детей можно считать формирование начал высокого уровня экологической культуры, являющейся необходимым компонентом социально зрелой личности. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.
Литература:
- https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-dou-5301483.html???history=18&pfid=1&sample=6&ref=0
- http://doshkolnik.ru/ecologia/24489-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/10/29/sistema_ekologicheskogo_vospitaniya_v_dou.docx.
- http://a2b2.ru/methods/41502_ekologicheskaya_tropa/.