Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников
Авторы: Майбородина Наталья Николаевна, Мягких Юлия Владимировна, Халикова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 11.10.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Майбородина, Н. Н. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников / Н. Н. Майбородина, Ю. В. Мягких, Н. Н. Халикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9479/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы исследуют, как формируются математические представления у детей 5–6 лет.
Ключевые слова: математические представления, память, дошкольники.
ООД «Удивительное спасение Мухи-Цокотухи».
Задачи:
- Обучающие:
– Совершенствование навыков счета.
– Закрепить порядковый счет в пределах 10.
– Умение соотносить количество объектов с цифрой.
– Сравнивать совокупности объектов по количеству.
– Знать геометрические фигуры.
– Использовать таблицы и ориентироваться на листе бумаги.
– Сравнивать длину методом приложения.
- Развивающая:
— Развивать операции мышления: Фантазию,речь,память. и пространственные представления.
- Воспитательная:
– Воспитание умения работать в парах и коллективе.
Материалы:
– Муляжи (продукты для магазина)
– Для каждого ребенка таблицы с геометрическими фигурами,
– Для составления сапожка геометрические фигуры
– Картинки для составления цепочки закономерностей,
– Наборы чайных пар,
– Карандаши,
– Грамзапись,
– Наборы полосок разных по длине (по 6 штук на каждого ребенка),
– Мяч
– Шапочки «Насекомые»,
– Карточки с изображением цифр,
– Муляжи «Насекомые»
Предварительная работа:
– Повторение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»,
– Изготовление шапочек насекомых.
Ход занятия
Введение в тему:
— Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Мухе-Цокотухе, предварительно превратившись в насекомых с помощью шапочек-масок.
Воспитатель:
—Дети, вы любите сказки?
— А знакома ли вам сказка Корнея Ивановича Чуковского “Муха-Цокотуха”?
— Давайте мы с вами отправимся в гости к Мухе-Цокотухе. Сегодня у нее праздник, день рождения. Но для этого нужно превратится в насекомых — друзей Мух и-Цокотухи. Надевайте шапочки-маски.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла,
Пошла Муха на базар
И купила самовар!
К. И. Чуковский
—Давайте представим, если бы вы нашли денежку, что бы вы купили?
—Но денег к сожалению мы с вами не нашли, поэтому предлагаю заработать их своим умом
Решение математических задач:
Воспитатель задает детям задачи на сложение и вычитание для повторения количественных представлений. [1, с 50]
1. Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (четыре)
2. Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (пять
3. Шесть щенят
Плюс мама — лайка.
Сколько будет?
Посчитай-ка! (семь)
Воспитатель:
— Молодцы, деньги вы заработали, теперь давайте пойдем, все вместе в магазин и купим угощение для Мухи-Цокотухи.
Ролевая игра «Поход в магазин»:
—Используя карточки с цифрами для обозначения количества, дети «покупают» продукты для праздничного стола.
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки
С молочком и крендельком.
К. И. Чуковский
—Давайте вспомним, кто пришел в гости Мухе-Цокотухе?
—Молодцы! Сколько пришло гостей?
—Для гостей мы накрыли праздничный стол. Нужно расставить блюдца и кружки в соответствии с количеством гостей, насекомых.
—Сколько нужно поставить чайных пар? (7-столько же, сколько гостей).
—Молодцы!
Развлечение «Собери сапожок для имениницы»:
— Воспитатель рассказывает отрывок из сказки, в котором Мухе Цокотухе блошки подарили сапожки., и предлагает детям собрать сапожок из геометрических фигур.
Внимательно посмотрите на сапожок. Запомните, из каких геометрических фигур состоит сапожок. Запомнили? Хорошо! А теперь по памяти составьте такой же сапожок из набора фигур, которые лежат у вас на столах.
Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по образцу.
—Какие фигуры вы использовали?
—А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой вашего “соседа”.
А сапожки не простые,
В них застежки золотые.
Звучит фонограмма (музыка).
Вдруг какой-то старичок-Паучок.
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
Дорогие гости, помогите,
Муху вы освободите! [4, с 28]
Логическая задача «Распутывание паутины»:
— Детям предлагается разложить полоски по длине, начиная с самой короткой.-Нужно срочно спасать нашу Муху-Цокотуху, распутать паутинку.
—Какого цвета сама короткая паутина? Какого цвета самая длинная полоска-паутинка?
Физкультминутка:
— Проведение динамической паузы для снятия мышечного напряжения.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали. [3, с 105]
Воспитатель:
Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
К. И. Чуковский
Размещение геометрических фигур в таблице:
— Детям предоставляется таблица с ячейками, в которые необходимо разместить геометрические фигуры различной формы и цвет.
Игра «Позови соседей числа» [2, с 43]
— Игра на закрепление порядкового счета и пространственных представлений.
Воспитатель:
—Я бросаю мяч, называю число, а вы называете предыдущее и последующие числа.
9. Подведение итогов:
— Обсуждение с детьми, что им больше всего понравилось на занятии, и создание цепочки событий сказки. — Воспитатель подводит итоги занятия, хвалит детей за активное участие и прощается с ними.
Литература:
- Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8
- Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11
- Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.
- Чуковский К. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 2017