Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Майбородина, Н. Н. Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников / Н. Н. Майбородина, Ю. В. Мягких, Н. Н. Халикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9479/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье авторы исследуют, как формируются математические представления у детей 5–6 лет.

Ключевые слова: математические представления, память, дошкольники.

ООД «Удивительное спасение Мухи-Цокотухи».

Задачи:

  1. Обучающие:

– Совершенствование навыков счета.

– Закрепить порядковый счет в пределах 10.

– Умение соотносить количество объектов с цифрой.

– Сравнивать совокупности объектов по количеству.

– Знать геометрические фигуры.

– Использовать таблицы и ориентироваться на листе бумаги.

– Сравнивать длину методом приложения.

  1. Развивающая:

— Развивать операции мышления: Фантазию,речь,память. и пространственные представления.

  1. Воспитательная:

– Воспитание умения работать в парах и коллективе.

Материалы:

– Муляжи (продукты для магазина)

– Для каждого ребенка таблицы с геометрическими фигурами,

– Для составления сапожка геометрические фигуры

– Картинки для составления цепочки закономерностей,

– Наборы чайных пар,

– Карандаши,

– Грамзапись,

– Наборы полосок разных по длине (по 6 штук на каждого ребенка),

– Мяч

– Шапочки «Насекомые»,

– Карточки с изображением цифр,

– Муляжи «Насекомые»

Предварительная работа:

– Повторение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»,

– Изготовление шапочек насекомых.

Ход занятия

Введение в тему:

— Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Мухе-Цокотухе, предварительно превратившись в насекомых с помощью шапочек-масок.

Воспитатель:

—Дети, вы любите сказки?

— А знакома ли вам сказка Корнея Ивановича Чуковского “Муха-Цокотуха”?

— Давайте мы с вами отправимся в гости к Мухе-Цокотухе. Сегодня у нее праздник, день рождения. Но для этого нужно превратится в насекомых — друзей Мух и-Цокотухи. Надевайте шапочки-маски.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла Муха на базар

И купила самовар!

К. И. Чуковский

—Давайте представим, если бы вы нашли денежку, что бы вы купили?

—Но денег к сожалению мы с вами не нашли, поэтому предлагаю заработать их своим умом

Решение математических задач:

Воспитатель задает детям задачи на сложение и вычитание для повторения количественных представлений. [1, с 50]

1. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько кошек вместе стало? (четыре)

2. Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать –

Поросят осталось… (пять

3. Шесть щенят

Плюс мама — лайка.

Сколько будет?

Посчитай-ка! (семь)

Воспитатель:

— Молодцы, деньги вы заработали, теперь давайте пойдем, все вместе в магазин и купим угощение для Мухи-Цокотухи.

Ролевая игра «Поход в магазин»:

—Используя карточки с цифрами для обозначения количества, дети «покупают» продукты для праздничного стола.

Тараканы прибегали

Все стаканы выпивали,

А букашки по три чашки

С молочком и крендельком.

К. И. Чуковский

—Давайте вспомним, кто пришел в гости Мухе-Цокотухе?

—Молодцы! Сколько пришло гостей?

—Для гостей мы накрыли праздничный стол. Нужно расставить блюдца и кружки в соответствии с количеством гостей, насекомых.

—Сколько нужно поставить чайных пар? (7-столько же, сколько гостей).

—Молодцы!

Развлечение «Собери сапожок для имениницы»:

— Воспитатель рассказывает отрывок из сказки, в котором Мухе Цокотухе блошки подарили сапожки., и предлагает детям собрать сапожок из геометрических фигур.

Внимательно посмотрите на сапожок. Запомните, из каких геометрических фигур состоит сапожок. Запомнили? Хорошо! А теперь по памяти составьте такой же сапожок из набора фигур, которые лежат у вас на столах.

Самостоятельно проверьте правильность выполнения задания по образцу.

—Какие фигуры вы использовали?

—А теперь соедините свои сапожки в пары: сдвиньте свою фигуру с фигурой вашего “соседа”.

А сапожки не простые,

В них застежки золотые.

Звучит фонограмма (музыка).

Вдруг какой-то старичок-Паучок.

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

Дорогие гости, помогите,

Муху вы освободите! [4, с 28]

Логическая задача «Распутывание паутины»:

— Детям предлагается разложить полоски по длине, начиная с самой короткой.-Нужно срочно спасать нашу Муху-Цокотуху, распутать паутинку.

—Какого цвета сама короткая паутина? Какого цвета самая длинная полоска-паутинка?

Физкультминутка:

— Проведение динамической паузы для снятия мышечного напряжения.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали. [3, с 105]

Воспитатель:

Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися.

К. И. Чуковский

Размещение геометрических фигур в таблице:

— Детям предоставляется таблица с ячейками, в которые необходимо разместить геометрические фигуры различной формы и цвет.

Игра «Позови соседей числа» [2, с 43]

— Игра на закрепление порядкового счета и пространственных представлений.

Воспитатель:

—Я бросаю мяч, называю число, а вы называете предыдущее и последующие числа.

9. Подведение итогов:

— Обсуждение с детьми, что им больше всего понравилось на занятии, и создание цепочки событий сказки. — Воспитатель подводит итоги занятия, хвалит детей за активное участие и прощается с ними.

Литература:

  1. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8
  2. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11
  3. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005.
  4. Чуковский К. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 2017
Задать вопрос