Методическая разработка «Вторая жизнь мусора, или Поделки из ТБО»
Авторы: Муленко Алёна Александровна, Гущина Валентина Васильевна, Жорник Альбина Фёдоровна, Карпова Кристина Фёдоровна, Щербакова Кристина Алексеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 13.10.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Методическая разработка «Вторая жизнь мусора, или Поделки из ТБО» / А. А. Муленко, В. В. Гущина, А. Ф. Жорник [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9481/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одна из наиболее важных проблем, с которой мы сталкиваемся постоянно, — это мусор. Брошенные на улицах бумажки, одноразовая посуда, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, свалки в зонах отдыха, на спортивных и детских площадках, стали, к большому сожалению, частью нашего окружения. Говорят «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Если человек дисциплинирован, заботится об окружающей среде и будущем следующего поколения, он будет стараться соблюдать несложные правила, и будет стараться научить этим правилам своих окружающих: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Такого человека, конечно же, нужно воспитать. Начинать воспитывать экологически грамотную личность необходимо с детского возраста, так как дети эмоционально чувствительны ко всему, в том числе и к восприятию экологических проблем.
Цель : вовлечение обучающихся ДОУ в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования.
Задачи :
– привлечение внимание дошкольников к проблеме ТБО;
– развитие творческого мышления;
– создание условий для формирования экологической культуры и активной жизненной позиции.
Планируемые результаты:
Личностные:
– формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные :
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
– формирование уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны;
– осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм поведения в природной и социальной среде;
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Целевая аудитория: обучающиеся старшей или подготовительной групп ДОУ (10- 15человек)
Методическая разработка по проблемам ТБО
для старших дошкольников
«Вторая жизнь мусора или поделки из ТБО»
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки!
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы…
Но когда летать начнут в школу на ракете,
Пострашней произойдут беды на планете.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты:
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты.
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град — старые ботинки!
А когда дожди пойдут из пустых бутылок,
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде?
Как пойдёт круговорот мусора в природе?
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А. Усачев «Мусорная фантазия»
Воспитатель: В современном мире проблема мусора и отходов становится все более важной, поэтому и современный человек, заботливый гражданин своей Родины все больше внимания обращает на возможности использования переработанных материалов и вторичного сырья для создания полезных вещей. Пластиковые бутылки, бумага, макулатура и другие виды материалов, которые раньше считались просто мусором, теперь становятся ценными ресурсами благодаря процессам переработки и не только.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам за помощью обратился юная экоблогер Варя. На каникулах она была на экскурсии на Кудыкиной горе. После долгой прогулки она перекусила, и у нее осталась одноразовая пластиковая посуда. Варя хотела выбросить мусор в контейнер для мусора, но немного растерялась, так как перед ней стоял не один контейнер, а целых четыре! И она решила позвонить нам сегодня по видеозвонку, потому что она уверена, что дети из подготовительной группы нашего детского сада «Светлячок» точно все знают про сортировку мусора! Ну что, поможем Варе?
Рис. 1
Дети: Да, поможем.
Ребёнок 1: Раздельный сбор мусора- это когда мусор сортируют в зависимости от его происхождения. Разделение мусора делается для того, чтобы не смешивать мусор разных типов и для того, чтобы избежать загрязнения окружающей среды.
Воспитатель: весь наш мусор можно разделить на несколько групп: бумага, пластик, стекло и смешанный мусор. Контейнеры для бумаги — это обычные контейнеры с соответствующей надписью. Цвет контейнеров для мусора может быть разным: голубым, красным, желтым, зеленым, серым, фиолетовым. Что написано на контейнерах, то и должно находиться внутри. Давайте разберемся, что можно выбрасывать в данный контейнер.
Дети: Выбрасывать в них можно: журналы, газеты, бумажные упаковки, картонные коробки, рекламные листовки из почтовых ящиков, плакаты, календари.
Воспитатель: Следующий вид контейнеров — это контейнеры для пластика, что же можно выбрасывать в них?
Дети: Выбрасывать в них можно: пластиковые бутылки, канистры, пакеты, детали конструктора, сломанные лопатки, ведра и т. д. Так же, в этот контейнер можно выбросить твою пластиковую одноразовую посуду, Варя!
Экоблогер Варя: Большое спасибо, ребята! А я вас хочу научить физминутке, которую мы очень любим выполнять с моими одноклассниками! (Экоблогер Варя показывает упражнения, а дети встают и повторяют за ней)
Физминутка
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два — в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Воспитатель: Благодарим тебя, Варя! Не стоит забывать, что пластиковые бутылки выбрасывать желательно без пробок (крышек), пустые и, конечно, лучше всего предварительно по ним потоптаться. Без пробок, потому что пробки сделаны из другого вида пластмассы и не перерабатываются, а топтаться по бутылкам нужно для того, чтобы сэкономить место в мусоровозе: чем меньше объема занимает мусор, тем меньше раз нужно машине съездить из города на завод. По этой же причине бутылки должны быть пустыми, они будут спрессовываться, а бутылку с замерзшей водой внутри сжать довольно сложно.
Воспитатель: Следующий вид контейнера, это контейнер для стекла. В такие контейнеры можно выбрасывать бутылки, банки (лучше чистые и без крышек и этикеток, так как крышки могут быть из пластмассы и металла). Если банки разбились, не расстраивайтесь, все равно вашу банку разобьют во время переработки на заводе.
Воспитатель: Но не весь мусор можно рассортировать по этим контейнерам. Как вы думаете, куда выбрасывается остальной мусор?
Дети: Весь остальной мусор мы выбрасываем в контейнеры для смешанного мусора.
Воспитатель: Правильно. В этот контейнер совершенно точно можно выбрасывать — сломанные игрушки, одежду, обувь, пищевые отходы, старую мебель и даже опавшие листья.
Воспитатель: Мы перечислили много видов бытовых отходов, но не все. Вот, например, батарейки, энергосберегающие лампочки, куда же выбросить их?
Дети: Это все необходимо выбрасывать в специальные контейнеры.
Воспитатель: Такие контейнеры у нас в поселке стоят в некоторых магазинах бытовой техники. И ваши родители должны туда отвозить батарейки и энергосберегающие лампочки.
Воспитатель: Варя, ты внимательно нас все это время слушала, поняла ли ты теперь, зачем нам нужно столько видов мусорных контейнеров?
Экоблогер Варя: Да, я все поняла, вы очень хорошо и подробно мне объяснили. Прежде чем выбросить мусор нужно разделить его на группы: бумага, пластик, стекло и смешанный мусор, а затем сложить в соответствующие контейнеры. Спасибо! Теперь всегда так буду делать, еще и своих одноклассников из 1 «А» научу! Какие умные и всезнающие ребята в вашем детском саду!
Воспитатель: Но это еще не всё, Варя. Сейчас мы тебе еще расскажем и покажем, какие замечательные поделки можно смастерить из картонных втулок от бумажных полотенец, из картонных лотков от яиц, из обычных ненужных коробок и даже из стружек от деревянных карандашей! Такого «нужного мусора» у нас в детском саду предостаточно и мимо нас он не проходит никогда! Наша фантазия всегда найдет место для такого мусора!
Воспитатель показывает экоблогеру Варе поделки из вторсырья, которые они с детьми изготавливали на занятиях в художественном объединении «Весёлая палитра» нашего детского сада.
Рис. 2. Ёж из стружек от деревянных цветных карандашей
Рис. 3. Декорации для сцены, пряничные домики, рамки для картин из картонных ненужных коробок
К числу самого распространенного и полезного вторсырья относятся обычные картонные коробки. Из них можно смастерить все, что угодно.
Рис. 4. Различные тематические поделки по временам года из картонных втулок от бумажных полотенец
Втулки от бумажных полотенец , выполненные из плотного картона, подойдут для изготовления стаканчиков для канцелярских принадлежностей и многого другого. Чтобы сделать их привлекательными, стенки изделий стоит украсить аппликацией или рисунками.
Рис. 5. Поделки на различную тематику из картонных лотков для яиц
Лотки для яиц — идеальный материал для изготовления всевозможного декора. Проявив немного усердия и фантазии, вам удастся изготовить из этого незамысловатого материала бутоны цветов, фигурки для шашек, различных животных, грибы и многое другое.
Воспитатель: Посмотри, Варя, сколько интересных поделок можно изготовить из, казалось бы, ненужных вещей! Но на этом наше вдохновение и фантазия не заканчиваются. У нас в планах еще нарисовать портрет на больших картонных лотках от яиц, изготовить поделки из пластиковых ложек, спичечных коробков и многое- многое другое!
«Зачем мастерить из вторсырья?» — спросит кто то. У этого занятия есть масса преимуществ:
1) мы создаем действительно уникальные предметы, которых нет и не может быть в магазине;
2) рукоделие дает возможность самореализоваться, а это особенно актуально для людей с развитыми творческими способностями, то есть для нас с Вами!
3) вместе с Вами мы становимся еще более трудолюбивыми и бережливыми.
Поэтому, Варя, приходи в гости в наш детский сад «Светлячок» и друзей своих приводи, мы вам покажем еще много интересных идей для изготовления поделок из ненужных вещей!
Экоблогер Варя: Большое спасибо, ребята! Была очень рада знакомству с Вами!
Дети: До свидания, Варя, до новых встреч!
Литература:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 1–4 классы. Рабочие программы. ФГОС. — М.: Просвещение, 2016
- Коротаева Л. Г. Ток-шоу «Урок чистоты» по теме «Разберем мусор — спасем город!"// [Открытый урок. Первое сентября]/ Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/575533/
- Филиппенко Д. П. Меньше мусора — меньше проблем. // [Открытый урок. Первое сентября]/ Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/575533/
- Михалков С. В. Прогулка // [РуСтих.Стихи классиков]/ Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-pro-ekologiyu/
- Усачев А. А. Мусорная фантазия// [РуСтих.Стихи классиков]/ Режим доступа: https://rustih.ru/stixi-pro-ekologiyu/