Экологический проект на тему «Огород на подоконнике» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Толпегина, Е. В. Экологический проект на тему «Огород на подоконнике» / Е. В. Толпегина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9484/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Название проекта: «Огород на подоконнике»

Актуальность, постановка проблемы, обоснование значимости проекта:

Огород на подоконнике — один из элементов предметно- пространственной развивающей среды, которая способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе, но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет.

Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе -основная задача взрослых, поддерживать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально- волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Цель проекта:

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создания в группе огорода на подоконнике.

Задачи проекта:

— уточнять и расширять знания детей о культурных растениях

— продолжать знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, помидор, огурец, кабачок, цветы)

— обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений

— формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях

— способствовать развитию творческих способностей

— развивать познавательные способности детей, наблюдательность, чувство ответственности за благополучное состояние растений

— воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Тип проекта: Экологический

Продолжительность проекта: Долгосрочный (3 месяца)

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники средней группы, родители (законные представители).

Описание реализации проекта: Занятия проводятся 2 раз в месяц по вторникам, во второй половине дня (продолжительность 20 минут).

Методы деятельности:

  1. познание — экспериментирование;
  2. социализация — театрализованное развлечение, поведение в коллективе;
  3. коммуникация — общение;
  4. художественный труд — создание изделий из бумаги и природного материала;
  5. рисование;
  6. аппликация — декорирование.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

Словесный метод: рассказ педагога и рассказы детей , разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово.

Наглядный метод: показ личный, показ иллюстраций, просмотр видеозаписей.

Слуховой метод: слушание рассказов о природе.

Практический метод: совместная и самостоятельная деятельность, игра, творческие домашние задания, импровизации,

Приёмы:

Наглядно-зрительные : иллюстрации, видео.

Наглядно-слуховые : восприятие музыки, чтение художественной литературы.

Игровые: загадки, физкультминутки

Формы деятельности: Изготовление игр и игровых пособий, анкетирование и консультации родителей, игровые занятия, спортивные развлечения, творческие выставки, совместная деятельность с родителями.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный

— беседа с родителями

- определение цели и задач проекта

- сбор информационного материала

- приобретение посадочного материала

- создание условий для организации работы в «Огороде на подоконнике»

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной

  1. интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
  2. участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  3. соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  4. контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
  5. выраженная потребность в заботе о представителях растительного мира;
  6. доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
  7. познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
  8. экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Содержание (календарно-тематическое планирование):

1. март

— «Грунт для рассады»

— «Различные семена растений»

— Чтение О. Савельева «А пойду-ка в огород»

— «Веточка березы в группе ожила»

Цель: формировать представление детей о свойствах почвы и грунта; формировать представление о необходимости воды для роста растений; формировать умение рассматривать семена различных культур, сравнивать, умение соотносить их с растением; опыт с проращиванием листочков березы.

Необходимые материалы:

Грунт (почва), вода, семена различных культур, веточка березы, картинки по теме, худ.литература

2. март

— Посадка овощных культур, цветов

— «Загадки про овощи и фрукты»

— Д/и «Что растет у нас на грядках»

— Чтение стихотворения Т. Лаврова «Мама с бабушкой на даче»

Цель: уточнять и расширять представления детей об овощных культурах, пользе овощей для человека; воспитывать интерес к труду

Необходимые материалы:

Грунт(почва), вода, семена овощных культур, цветов, лук севок, картинки по теме, худ. литература, д/и

3. апрель

— Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

— Консультация «Польза овощей»

— «Лейка, пульверизатор, инструменты огородника»

— Совместный с детьми уход за рассадой, рассматривание всходов, полив, рыхление

Цель: закреплять знания детей о съедобных частях овощных культур; формировать представление детей об уходе за растениями и необходимом оборудования для его реализации; воспитывать интерес к труду.

Необходимые материалы:

Худ. литература, рассада, лейка, пульверизатор, ведро ,грабельки, картинки по теме

4. апрель

— Д/и «Что сначала, что потом»

— Лепка «Урожай»

— Сюжетно-ролевая игра «Овощной рынок»

— Папка-передвижка «Витамины с огорода»

— Изготовление травянчиков своими руками (задание на дом, работа с родителями)

Цель: Закреплять знания детей об овощных культурах, о пользе овощей для организма и здоровья; развивать связную речь, творческие способности;

Необходимые материалы:

Худ. литература, воздушный пластилин, Д/и, Картинки по теме, папка- передвижка.

5. май

— Чтение стихотворения Г. Алдониной «Я люблю свой огород»

— Рисование «Редис»

— Д/и «Найди лишнее»

— Пальчиковая гимнастика «Компот»

Цель: развивать мелкую моторику, аккуратность, внимание

Необходимые материалы:

Худ. литература, цветная бумага, клей, кисти, Д/и

6. май

— Сюжетно-ролевая игра «Повар готовит полезный обед»

— М/п игра «Огород у нас в порядке»

— Оформление фотовыставки «Наши огородники»

— Высадка цветов на клумбах участка

Цель: формировать умение объединятся в игре, совместном творчестве; подведение итоговых результатов работы в огороде.

Необходимые материалы:

Худ. литература, картинки по теме, рассада, альбом для фотографий

3.Заключительный

  1. Анализ проведенной деятельности по проекту, выводы.
  2. Отчетная выставка детского творчества, оформление фотоальбома по проекту, создание мультфильма.

Прогнозируемые результаты (перечень конечной продукции): Дети получат представления о том, что растения живые, им нужен уход

  1. С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала
  2. Научатся вести дневника наблюдений за растениями на окне
  3. Создадут в группе огород на окне
  4. Дети увлекутся практической деятельностью по выращиванию растений на окне

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от увиденных результатов

Перечень разработок по теме проекта: Конспекты занятий, дидактические игры, игровые наборы, методические пособия, фото и видеоматериалы, презентация проекта.

Обоснование устойчивости результатов проекта: Особое внимание в проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Литература:

  1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2001
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991
  4. Попов Е. Б. Сад и огород на подоконнике: Комнатные растениеводство, 5-е изд., доп. и перераб./Ил. П. Жиличкина.– М.: Дет.лит.,2003
Задать вопрос