Методическая разработка «Сказкотерапия в условия ДОО»
Авторы: Кузнецова Татьяна Владимировна, Шарова Екатерина Владимировна, Веремей Елена Адольфовна, Зайцева Наталья Павловна, Степанова Наталья Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 27.10.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Методическая разработка «Сказкотерапия в условия ДОО» / Т. В. Кузнецова, Е. В. Шарова, Е. А. Веремей [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9512/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод развития всех компонентов речи детей старшего дошкольного возраста. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариантов реализации сказкотерапии в условиях ДОО.
Ключевые слова: сказкотерапия, неряшливый мальчик, игрушки, тревожный чемоданчик, чрезвычайное происшествие, Дед Мороз
Психологическая коррекция поведенческих навыков, моральных качеств и черт характера с помощью сказок уже много лет доказывает свою эффективность по работе с детьми дошкольного возраста. Совместная деятельность педагога и ребенка дошкольного возраста, направленная на решения какой-либо проблемы, которая помогает найти выход ребенку дошкольного возраста из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревогу.
Сказкотерапия — это особо уникальный психолого-педагогический метод. Этот метод восходит еще к древним временам к нашим предкам, детей старались не ругать за проступок, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять, «что хорошо» и «что плохо».
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что детям, которые находятся в дошкольном учреждении по 12 часов, не хватает родительской любви, внимания, ласки, общения. Некоторые дети хотят привлечь к себе внимание любыми способами, в то время как другие не идут на контакт. Не потому, что они боятся, а потому, что они не знают как. Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы решили апробировать метод сказкотерапии. Сказкотерапия — это обучение и лечение с помощью сказки. Сказка не только учит дошкольников волноваться, радоваться, грустить, сочувствовать, но и побуждает речевой контакт.
Занятия сказкотерапии в нашей группе проходят один раз в неделю во вторую половину дня.
Основой для проведения сказкотерапии являются личные авторские разработки воспитателей и родителей, а также разработки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д. Ю. Соколова, Т. М. Грабенко, Н. В. Микляевой.
Наша работа по сказкотерапии была построена по следующим принципам:
— принцип осознанности (наша задача — показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понимать место, закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки);
— принцип множественности (наша задача — показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой стороны, иначе);
— принцип связи с реальностью (наша задача — кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с точки зрения того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях).
В своей работемы используем различные методы, приемы и формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Обязательно учитываем возрастные особенности детей. Использование ИКТ раскрывает в каждом ребёнке его индивидуальные способности и обобщают знания благодаря красочности, обширности информации. Также используем различные виды сказочных постановок при помощи ростовой куклы Петрушку и пальчиковых кукол спектакли, театр теней, театрализованные игры, сказки на песке и т. д. Все занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, как при прослушивании сказки, при игре, при рисовании, лепке, аппликации, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.
Предлагаем конспект по сказкотерапии про неряшливого мальчика для детей старшего дошкольного возраста. Главный смысл сказки состоит в том, что с неряшливостью надо бороться с ней не стоит мириться. Неряшливость может привести к серьёзным проблемам в будущем. У неряшливости нет добрых корней. Сегодня просто неряха, а завтра человек, которому серьёзное дело доверить нельзя.
Конспект занятия по сказкотерапии
«Сказка про неряшливого мальчика»
(старшего дошкольного возраста)
Цель : приобщения желания у детей старшего дошкольного возраста наводить порядок за собой.
Задачи:
— создать в группе благоприятный микроклимат;
— установить межличностные контакты межу ребенком и взрослым;
— формировать представления об эмоциях (радость, огорчение, жалость);
— способствовать снятию психических процессов и снижению эмоционального напряжения с помощью сказки;
— систематизировать и закреплять словарный запас;
— продолжать формировать интерес к художественному слову.
Материал и оборудование: сюжетные картинки по сказке, раскраски по теме, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Беседы: «Не хочу быть неряхой», «Опасно ли быть неряхой?», рассматривание картинок по лексическим темам : «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки», «Деревья». Чтение художественных произведений : «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Игрушки», Чуковский К.И «Мойдодыр», «Федорина горе»
Проблемная ситуация: некоторые дети не стремятся и отказываются-после игры убирать за собой игрушки по местам.
Ход занятия:
Воспитатель : ребята, предлагаю вам сегодня послушать сказку про мальчика Ваню и узнать, что у него приключилось.
Воспитатель: что решим? Интересно вам узнать про Ваню?
Ответ детей : ответы детей
Воспитатель: предлагаю, вам присаживаться на стульчики и слушать сказку! ( Воспитатель рассказывает детям сказку с опорными картинками по сказке)
В одном сибирском городе, жила семья. И в этой семье был мальчик Ванечка шести лет. Папа с мамой очень сильно любили сыночка. Родители старались сделать все чтоб мальчик жил радостным и счастливым, покупали много вкусных сладостей и разных красивых игрушек. Со временем игрушек у Ванечки стало очень много. Ваня не любил прибирать свои игрушки по местам, они лежали в его комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике. Поиграет и бросит, оттого они и ломались, что сам или родители наступали на них. Каждое утро Ваня собирался в детский сад и искал новую купленную игрушку, чтоб показать ребятам в группе, но долго не могли ее найти ни мама, ни папа, ни сам Ванечка. Родители были очень добрые и никогда не заставляли мальчика прибирать игрушки на свои места, делали это сами. А в этот вечер маме с папой не когда было прибрать Ванины игрушки, они готовились к встрече нового года, а как известно, что под новый год бывает разное волшебство. Родители попросили мальчика:
— Ванечка, тебе уже шесть лет, и ты сам можешь прибирать все свои игрушки по местам. Мальчику это очень не понравилось, он не привык прибирать свои игрушки, а только раскидывать. Ванечка сильно разозлился на родителей и стал кричать:
— Не буду, не хочу! Вам нужно, вы и прибирайте!
Наигравшись со своими игрушками, мальчик лег спать, а игрушки, как всегда, не прибрал. Уснул в своей кроватки крепко, крепко и не слышал, как игрушки ожили.
Стали игрушки друг другу жаловаться, как им плохо живется у неряшливого Ванечки, что лежат они в его комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике, раскидывает, пинает, наступает, ломает. Мишка плакал что у него оторваны передние лапки. И решили игрушки сбежать от Ванечки. Пойти искать Деда Мороза, который жил не пода леку в лесу и попросить его подарить их заботливым и любящим детям. Стали игрушки думать, как сбежать. Дверь в комнате была заперта, через нее ни как. Белый пушистый зайчик с оторванными ушками с подоконника тихо, тихо сказал:
— Мы можем убежать через форточку. И игрушки все по очереди выпрыгнули через форточку на улицу.
Ванечка проснулся, услышав в спальне какой-то шорох. Осмотрелся и ничего странного не увидел, только чистую убранную комнату. Он подумал, что это мама с парой забрали игрушки. А в это время в комнату вошла мама и увидела чисто убранную комнату и хотела было похвалить сыночка, но он первый спросил у мамы:
— Мама, это вы с папой забрали все мои игрушки?
Мама ответила: Нет, я услышала какой-то шорох у тебя в комнате и пришла проверить, все ли в порядке. Ванечка сильно испугался, стал плакать: «Куда же делись мои игрушки?». На что мама ответила: «Слезами горю не поможешь!»
Стали они вместе искать игрушки: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике, но игрушек нигде не было. И тут мама с Ванечкой услышали за шторкой тихий плач, это была маленькая синенькая машинка у нее не было колес, и она не смогла убежать со всеми игрушками в лес, искать Деда Мороза, который подари лбы ее любящем детям игрушки. И решил Ванечка:
— Пойду искать свои любимые игрушки и попрошу у них прощения!
Мальчик так и сделал.
Быстро оделся и взял с собой свой маленький тревожный портфельчик. В садике в среду воспитательница рассказывала про Чрезвычайные ситуации, что к ним нужно быть готовым и большим, и маленьким, а также показывала тревожный чемоданчик о его содержимом для чрезвычайных ситуаций. Ванечка дома себе тоже приготовил тревожный чемоданчик из своего маленького портфельчика и подумал вдруг пригодиться. Положил в него: фонарик, воду, теплый плед, печенье, шоколадку и яблоко. Выйдя из дому, мальчик пошел прямо по своей улице, но неожиданно погода испортилась, поднялась снежная вьюга. Ничего не стало видно куда идти дальше. Справа доносился какой-то жалобный звук: «Уф-уф-уф!», «Уф-уф-уф!», «Уф-уф-уф!» (дети повторяют звуки) .
Стал прислушиваться к этому звуку и в снежном сугробе увидел красивую птицу, это была Сова, у нее от вьюги сломалось крыло, и она упала. Мальчику стало жалко Сову, он достал из портфеля теплый плед, укутал Сову и напоил водой. Сова согрелась в теплом пледе, поблагодарила Ванечку и спросила, что он делает один, зимней холодной ночью на улице?
Рассказал мальчик, что живет он с мамой и папой, он у них любимый сын. Покупают ему родители много сладостей и разных красивых игрушек:
— Со временем игрушек у меня стало очень много. Не любил прибирать я свои игрушки по местам, они лежали в моей комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике. Поиграю и брошу, оттого они и ломались, что сам или родители наступали на них. Каждое утро собираюсь в детский сад и ищу новую купленную игрушку, чтоб показать ребятам в группе, но долго не могли ее найти ни мама, ни папа, ни сам я. Родители мои очень добрые и никогда не заставляют меня прибирать игрушки на свои места, делают это сами. Вот и вырос я НЕРЯХОЙ, а мои игрушки убежали от меня.
Выслушав Ванечку, Сова сказала, что видела, как мимо нее проходили игрушки, говорили про Деда Мороза и направлялись в сторону леса!
Сова пыталась отговорить Ванечку идти в лес, т.к. ночью в лесу, одному маленькому мальчику не безопасно. Но он, твердо решил: -«Пойду искать свои любимые игрушки, несмотря ни на что!» и достал из портфеля фонарь и отправился в лес (дети имитируют ходьбы в лес) . Путь был нелегкий, холод, вьюга, темнота. Остановился Ванечка передохнуть и услышал, как под кустом кто-то плачет. Мальчик пригляделся и увидел там беленького маленького зайчика. Он сидел, еле дыша и весь дрожал от страха. Зайчик сказал, что за ним гнались два страшных и злых волка. Мальчик закутал зайчика в плед вместе с совой и угостил его яблоком. Отогревшись и наевшись, зайчик стал спрашивать у мальчика, что он делает один зимней холодной ночью в лесу?
Рассказал Ванечка, что живет он с мамой и папой, он у них любимый сын. Покупают много сладостей и разных красивых игрушек.
— Со временем игрушек у меня стало очень много. Не люблю прибирать я свои игрушки по местам, они лежат в моей комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике. Поиграю и брошу, оттого они и ломаются, что сам или родители наступают на них. Каждое утро собираюсь в детский сад и ищу новую купленную игрушку, чтоб показать ребятам в группе, но долго не могли ее найти ни мама, ни папа, ни сам я. Родители мои очень добрые и никогда не заставляют меня прибирать игрушки на свои места, делают это сами. Вот и вырос я НЕРЯХОЙ, а мои игрушки убежали от меня.
Зайчик, выслушав мальчика, сказал, что видел, как мимо его куста проходили игрушки, говорили про Деда Мороза и направлялись прямо по заснеженной лесной тропинке! Зайчик пытался отговорить Ванечку идти дальше в лес, т. к. там неподалеку злые и голодные волки. Но мальчик твердо решил: «Пойду искать свои любимые игрушки, дальше!» и теперь они отправились втроем: Ванечка, сова и зайчонок (дети имитируют движения зайчика).
Вдруг из-за большого дерева вышли злые и голодные волки. Они очень обрадовались, увидев в лесу маленького мальчика, и хотели его съесть. Подойдя поближе к нему, волки сильно про рычали: Р-Р-Р и удивились, что Ванечка их совсем не боится! (дети имитируют рычание волков). Тогда волки стали спрашивать у мальчика, что он делает один, зимней холодной ночью в лесу?
Ванечка, набравшись храбрости, рассказал, что живет он с мамой и папой, он у них любимый сын. Покупают много сладостей и разных красивых игрушек.
— Со временем игрушек у меня стало очень много. Не люблю прибирать я свои игрушки по местам, они лежат в моей комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике. Поиграю и брошу, оттого они и ломаются, что сам или родители наступают на них. Каждое утро собираюсь в детский сад и ищу новую купленную игрушку, чтоб показать ребятам в группе, но долго не могли ее найти ни мама, ни папа, ни сам я. Родители мои очень добрые и никогда не заставляют меня прибирать игрушки на свои места, делают это сами. Вот и вырос я НЕРЯХОЙ, а мои игрушки убежали от меня.
Волки, выслушав мальчика, сказали, что видели, как мимо них недавно проходили игрушки, говорили про Деда Мороза и направились прямо на лесную поляну! Волкам стало жалко мальчика, и они решили проводить его до поляны. Мальчик поблагодарил волков, достал из портфеля печенье и шоколадку и подарил.
Придя на поляну, мальчик увидел, что Дед Мороз сидит на пеньке, а возле него суетятся помощники: медвежата, белочки, лисы, ежики все готовятся Новый год встречать! А тем временем, Дед Мороз складывал в мешок Ванины игрушки для послушных и любящих детей. Увидал мальчик свои игрушки стал просить Деда Мороза отдать ему их, но Дедушка напомнил мальчику:
— Не любил ты прибирать свои игрушки по местам, лежали они в твоей комнате везде: на кровати, под кроватью, на столе, под столом, на шкафу, под шкафом, на ковре и даже на подоконнике. Поиграешь и бросаешь, оттого они и ломались, что сам или родители наступали на них. Собираясь в детский сад, ты искал новую купленную игрушку, чтоб показать ребятам, но долго не могли ее найти ни твоя мама, ни твой папа, ни ты сам. Вот и вырос ты НЕРЯХОЙ, и поэтому игрушки убежали от тебя ко мне, чтоб я их подарил заботливым детям.
Стыдно стало мальчику за свое поведение. Расстегнулся портфель и из него вышли спасенные сова с зайчонком. Рассказали они Деду Морозу о том, как спас их мальчик от вьюги, холода и голода. Как не побоялся злых и голодных волков, угостил их печеньем и шоколадкой. Сжалился Дед Мороз и вернул Ванечки его любимые игрушки.
Мальчик принялся обнимать, целовать игрушки и пообещал, что впредь не будет НЕРЯХОЙ и всегда будет прибирать игрушки на свое место. (дети имитируют радость).
Не успел Ванечка оглянуться, как оказался в своей комнате со своими игрушками. Он аккуратно расставил все игрушки по местам и лег спать.
Утром Ванечка проснулся в прекрасном настроении, взял с полочки солдатика и отправился в детский сад. Теперь свою историю про игрушки, мальчик рассказывает всем ребятам в группе и очень благодарен воспитателям, за их познавательный рассказ про тревожный чемоданчик и его содержимое. Если бы не фонарь, вода, теплый плед, печенье, яблоко и шоколад, не помог бы он зверятам и не нашел свои любимые игрушки.
Итог: после завершения работы, дети обсуждают.
Вопросы для обсуждения сказки:
- Почему мальчика Ванечку называли неряхой?
- Почему убежали игрушки от мальчика?
- Кто помог найти мальчику его игрушки?
- Что в лес взял с собой Ванечка?
- Что лежало в портфеле?
- Как пригодились предметы, лежащие в портфеле?
Анализируют сказку, дают свою оценку, делают вывод что слезами горю не поможешь, не стоит плакать, а надо уметь за собой прибирать аккуратно вещи, чтоб потом не искать их.
Таким образом, в результате использования метода сказкотерапии у детей развивается речь, умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения. Выражать свои мысли и чувства в речи, умение передавать художественный образ в рисунке, лепке, аппликации, в словесной форме. Развивается творческий потенциал, фантазия, воображение, способность к словотворчеству.
Сказкотерапия же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо, т. е сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения ребенка дошкольного возраста посредством сказочного повествования. Рассказанная педагогом захватывающая история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.
Поэтому сказкотерапия успешно актуальна в детском саду. Сказки были и будут продолжать пользоваться популярностью у детей разного дошкольного возраста. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление — а это значит, что информация, передаваемая через яркие образы, наиболее эффективна у детей дошкольного возраста.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии — СПб.: Речь, 2007.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии — СПб.: Речь, 2006.
- Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия — М.: Эксмо-Пресс, 2005.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: АСТ, 2000.