Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям «Моя семья — моя опора» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 25.10.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. Н. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям «Моя семья — моя опора» / Н. Н. Петрова, Е. В. Честных. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9513/ (дата обращения: 16.11.2024).



Авторы представляют опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям, через практическое занятие. Подчеркивают важность воспитания патриотизма, нравственных качеств ребенка именно, через взаимоотношения среди близких людей.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, родословная, древо.

Семья является источником и главным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, она была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка. В законе РФ «Об образовании» отмечается: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

К сожалению, современные семьи мало общаются с родственниками, и в следствии — дети практически не знают историю своей семьи, генеалогическое древо. Важно показать детям старшего дошкольного возраста ценностное, положительное отношение семейным ценностям, к семье (понимание роли каждого члена семьи: матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

В дошкольном возрасте ребенок сильно зависим от взрослых, а взаимоотношения в семье являются эмоциональной платформой для личностного, эмоционального развития ребенка, образ семья неосознанно и глубоко сохраняется в памяти, порой, находя отражение в разных моментах взрослой жизни.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о семье (люди которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге). Формировать положительное отношение трудовых обязанностях всех членов семьи. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход:

Педагог: Послушайте пожалуйста загадку,

Мама, папа, брат и я -

Вместе мы одна… (СЕМЬЯ)!

Педагог: Правильно, вы угадали — семья. Поразмыслите и ответьте, а что же такое семья? (ответы детей). Кто входит в состав семьи, перечислите пожалуйся!? В каждой семье друг дружку называть ласково, я начну, а вы продолжите:

Мама — мамуля, мамочка, мамусик;

Папа — папуля, папочка, папусик;

Бабушка — бабуля, бабулечка, бабусечка и т. д.

Верно, семья — одна из самых главных самое ценностей в жизни человека, но, к сожалению, семья есть не у всех. Наша группа, мы с вами, тоже, как одна семья — мы дружный коллектив, помогаем друг другу, заботимся, переживаем, если кто-то заболел.

Воспитатель: Перед вами необычное дерево, оно называется «Родовое или генеалогическое древо», это ствол дерева, семья похожа на дерево с множеством веток. Могучее древо жизни, уходит своими корнями в далекое прошлое, посмотрите на наше дерево жизни, и я предлагаю украсить его листочками с изображением членов семьи.

Дети выкладывают дерево жизни «символами — лицами» и рассказывают, кто кем приходится.

Воспитатель: В каждой семье свое древо, своя история, кто-то знает семейные корни в несколько поколений и тесно общаются с родственниками, в кто-то утерял связь, по каким-то причинам. Вы можете спросить дома старые семейные фотографии и расспросить бабушек и дедушек кто на них изображен и узнать истории своей Семьи.

Воспитатель: Посмотрите, здесь ваши семейные стенгазеты, которые вы делали дома вместе с родителями! Это не просто фотографии, это самые ценные и дорогие кадры семьей, вы все старались и получилась такая красота: «7я», «По родному краю, с рюкзаком шагаю», «Папа, мама и Я — спортивная семья».

Педагог с детьми разбирают стенгазеты по темам, и дети отмечают, что на них есть общее и, дети рассказывают о своей газете.

Воспитатель: Дети, я наблюла, что когда вы рассказываете о своих родных, то улыбаетесь! Почему? (вспоминают смешные моменты, любят всех членов семьи, и помнят ситуации, когда фотографировались и т. д.).

Воспитатель: Для того, чтоб все были довольны, мы всегда должны помогать друг другу, сейчас я проверю вашу внимательность в игре «Кому — что». А всех ли членов семьи вы любите одинаково? Или есть те, кого вы любите больше, чем остальных? На экране, перед вами в разнобой находятся разные предметы, которые могут принадлежать разным членам семьи, как думаете, кому и что? Давайте соединим, вы по одному называйте, а я буду соединять их цветной линей (Дети по очереди называют: очки — деду, журнал — папе, зеркало — сестре, вязальные спицы — бабушке, игрушку — младшему брату и т. д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, всем нашли подходящие предметы, очень приятно было слышать и видеть, что вы внимательные к близким людям и замечаете их привычки.

Расскажите, как вы стараетесь, чем и радуете своих родных? А, чем родители радуют детей? (заботятся о них и любят, защищают, готовят и покупают продукты) Замечательно! Я сделала вывод, что в ваших семьях царит понимание, поддержка и любовь, это очень важно. Спасибо! А теперь немного отдохнем (дети располагаются врассыпную на ковре, лицом к воспитателю)

Физкультминутка: «Дружная семья»

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

Воспитатель : я приготовила много загадок, попробуйте угадать их, только слушайте внимательно, и все получится:

  1. Кто любить не устает, пироги для нас печет,

Вкусные оладушки? Это наша…………………………. бабушка

  1. Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед — мой родной, любимый……..… дед.

  1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: всех милее наша………….…. мама

  1. Фотография стоит в золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой ……….мамочки

  1. Кто не в шутку, а всерьез нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть? С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав, не реветь? Конечно………………папа

  1. Я у мамы не один, у нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат, для меня он старший ……….……брат

Воспитатель: Посмотрите и попробуйте самостоятельно разложить картинки с изображением членов семьи от самого младшего, до самого старшего поколения. (Дети раскладывают фотографии

— Кто кому сын? Кто самый старший в семье? Кто кому мама?? Кто самый младший? Для мамы ты кто? А для бабушки? А для брата?!

Как хорошо, что у вас у всех есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все друг друга любят, счастливо живут вместе.

Воспитатель: Семью и близких чтили с древности и народ сложил много пословиц, поговорок о семье, называйте: «Добрая семья прибавит разума-ума», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Вся семья вместе — и душа на месте», «При солнышке тепло, при матери- добро», «Моя семья — мое богатство!», «В родной семье и каша гуще»., «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило».

Также очень много есть сказок про семью и некоторых членов семьи и необязательно это могут быть люди, но и животные, посмотрите пожалуйста на экран, сможете ли вы узнать их по фрагменту?! (на экране по одному выходят иллюстрации к сказкам: «Репка», «Волк и семеро козлят», «курочка Ряба», «Мальчик с пальчик», «Царевна Лягушка», «Морозко» и т. д.)

Воспитатель: как хорошо, что вы много знаете о родственных связях. Ведь, для каждого семья — это дом, это то место, где всегда любят и ждут, и не помнят о злом!

Воспитатель: В завершении я благодарю вас за замечательную беседу, и предлагаю нарисовать всех членов своей замечательной семьи, повесим ваши семейные портреты и сделаем выставку, порадуем своих близких.

Заключение

Формирование положительного отношения у дошкольников к семейным ценностям, гендерной и гражданской принадлежности. Это возможно лишь, через принятие себя, как члена семьи, проявление чувства любви понимания, порой и сострадания, уважения к своим близким, также возрождение традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье.

Литература:

  1. Козлова, А.В., Дешулина Р. П. Работа с семьей: -М.: Сфера, 2019.
  2. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: — М.: ЛинкаПресс, 2017.
  3. Носова, Е.А., Швецова Т. Ю. Семья и детский сад. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
  4. Петрова, Н. Н. Методическая разработка: «Самое главная ценность — это семья» с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Петрова. — Текст: электронный // Международный педагогический портал «Солнечный свет»: [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/book_work/73532/ (дата обращения: 25.10.2024).
Задать вопрос