План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лягушонок и обитатели болота»
Авторы: Андреева Елена Владимировна, Федотова Юлия Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 31.10.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Андреева, Е. В. План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лягушонок и обитатели болота» / Е. В. Андреева, Ю. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9542/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»: актуализировать знания о реках, озерах, болотах; сформировать представления о болоте и его обитателях; закрепить умение различать звуки природы.
«Речевое развитие»: уточнить и расширить словарный запас детей путем введения новых слов — названий растений, ягод, животных, птиц (обитателей болота); закрепить умение связывать слова в предложении, отвечать на вопросы полным предложением.
« Художественно-эстетическое развитие»: закрепить умение складывать оригами — лягушонка из бумаги пополам, по диагонали, хорошо проглаживать сгибы.
«Социально-коммуникативное развитие»: продолжать формировать умение работать в паре, в команде, умение договариваться, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
«Физическое развитие»: упражнять в выполнение движений.
Методы и приемы: — практические : составление картинки из частей, выкладывание картинок для составления коллективной работы «Болото и его обитатели»; складывание оригами.
– наглядные: рассматривание изображений реки, озера, болота, рассматривание картинок в презентации.
– словесные: беседа, ситуативные разговоры.
Материалы и оборудование: энциклопедии, журналы, иллюстрации, слайды с изображением реки, озера, болота, слайды с д/и «Что лишнее», картинки для игры «Болото и его обитатели», звуки лягушек, мультимедийное оборудование.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка «Две лягушки» |
Игровая |
Игровые ситуации Дидактические игры «Что лишнее», «Собери картинку»», «Болото и его обитатели» |
Продуктивная |
Составление целой картинки из частей. Коллективная работа «Болото и его обитатели» (выкладывание на болото растений, ягод, животных, птиц) Складывание оригами лягушонка. |
Познавательно-исследовательская |
Решение проблемных ситуаций: как помочь лягушонку сохранить дом. |
Коммуникативная |
Беседы об окружающем мире: реках, озерах, болоте, обитателях болота. Ситуативные разговоры, вопросы по теме. |
- Введение в игровую ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя. Включает звуки и предлагает узнать, кто произносит эти звуки.
Воспитатель сообщает детям о том, что лягушонок (показывает игрушку) просит их о помощи. «Дело в том, что место, где он живет, погибает и лягушонок просит помочь спасти его дом. Поможем?»
- Актуализация знаний
Воспитатель предлагает детям отправиться в путь, чтобы найти дом лягушонка.
Задает вопрос: «Где может жить лягушонок?»
Воспитатель включает слайд с изображением реки и задает вопрос: «Что изображено? Как вы догадались?»
Воспитатель сообщает о том, что лягушонок говорит, что это не его дом и предлагает отправиться дальше.
Включает слайд с изображением озера. Задает вопросы: «Что изображено? Как догадались? Чем река отличается от озера?»
Воспитатель сообщает о том, что лягушонок говорит, что это не его дом и предлагает отправиться дальше.
Включает слайд с изображением болота. Задает вопросы: «Что изображено? Как вы догадались?
Воспитатель сообщает о том, что это дом лягушонка.
3. Затруднение в игровой ситуации Воспитатель задает вопросы: «Почему лягушонок считает, что его дом погибает?» «Как же помочь лягушонку сохранить его дом?» «Как узнать, что растет и кто живет на болоте?»
4. Открытие нового знания
Воспитатель обращается к детям «Но прежде, чем мы с вами поможем заселить болото, давайте вспомним, как оно образуется».
Болото формируется постепенно: Болота возникают при заболачивании почвы.
При зарастании водоемов:
Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото .
А чем же питается наш лягушонок? Давайте заселим насекомых.
А теперь нам нужно выбрать картинки деревьев и поместить на болоте. Какие деревья растут на болоте?
А еще болото это кладовая ягод и лекарственных растений.
Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете какая ягода растет на болоте.
Что за ягода такая — голубая — голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как она называется? (голубика)
В лесу и на болоте Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь — Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)
Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка — Ягодка... (морошка)
Они съедобны и очень полезны.
Теперь возьмите картинки с ягодами и поместите на фланелеграф.
Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения:
Какие растения вы знаете, которые растут на болоте? Показ слайда
Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка — насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ — их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей — мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 граммов мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Еще одно свойство сфагнума — лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.
Возьмите картинки растений и прикрепите на фланелеграф.
А кто любит заходить на болото и полакомиться ягодами, растениями?
Физминутка «Две лягушки»
На болоте две лягушки Две зеленые подружки.
Рано утром умывались, Полотенцем вытирались,
Вправо, влево наклонялись И друг другу улыбались!
Воспитатель просит обратить внимание детей на фланелеграф
Всех ли мы обитателей заселили?
Дети проходят к столу, где лежат разрезные картинки птиц. Давайте соберем картинки, и вспомним какие птицы живут на болоте.
Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту , хорошие длинные клювы — для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Чем питаются птицы? Одна из интереснейших болотных птиц — выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав. Теперь мы сможем заселить птиц на болото лягушонка
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка
Дидактическая игра «Что лишнее»
Воспитатель показывает слайды и просит найти лишний предмет. Проводится проверка: воспитатель щелкает по картинке, если выбор сделан правильно, то происходит переход на другой слайд.
1 слайд: мох, камыш, лилия, ромашка
2 слайд: выпь, аист, чибис, воробей
3 слайд: клюква, черника, морошка, земляника
Воспитатель напоминает детям, кому мы сегодня обещали помочь? Мы ему помогли?
Как мы ему помогли? Какие новые названия вы сегодня услышали и узнали?»
Воспитатель обращает внимание на получившееся болото и задает вопросы: «Теперь лягушонку можно жить в этом доме? Почему?» Ас кем же лягушонок будет играть?
Оригами «Лягушонок»
Воспитатель предлагает изготовить друзей для лягушонка. Задает вопрос: «Как можно сделать друзей?»
Обобщает сказанное и предлагает сложить лягушонка с помощью оригами и подарить их гостям.