План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лягушонок и обитатели болота» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 31.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Е. В. План-конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лягушонок и обитатели болота» / Е. В. Андреева, Ю. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9542/ (дата обращения: 16.11.2024).



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»: актуализировать знания о реках, озерах, болотах; сформировать представления о болоте и его обитателях; закрепить умение различать звуки природы.

«Речевое развитие»: уточнить и расширить словарный запас детей путем введения новых слов — названий растений, ягод, животных, птиц (обитателей болота); закрепить умение связывать слова в предложении, отвечать на вопросы полным предложением.

« Художественно-эстетическое развитие»: закрепить умение складывать оригами — лягушонка из бумаги пополам, по диагонали, хорошо проглаживать сгибы.

«Социально-коммуникативное развитие»: продолжать формировать умение работать в паре, в команде, умение договариваться, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

«Физическое развитие»: упражнять в выполнение движений.

Методы и приемы: практические : составление картинки из частей, выкладывание картинок для составления коллективной работы «Болото и его обитатели»; складывание оригами.

наглядные: рассматривание изображений реки, озера, болота, рассматривание картинок в презентации.

словесные: беседа, ситуативные разговоры.

Материалы и оборудование: энциклопедии, журналы, иллюстрации, слайды с изображением реки, озера, болота, слайды с д/и «Что лишнее», картинки для игры «Болото и его обитатели», звуки лягушек, мультимедийное оборудование.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Две лягушки»

Игровая

Игровые ситуации

Дидактические игры «Что лишнее», «Собери картинку»», «Болото и его обитатели»

Продуктивная

Составление целой картинки из частей.

Коллективная работа «Болото и его обитатели» (выкладывание на болото растений, ягод, животных, птиц)

Складывание оригами лягушонка.

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций: как помочь лягушонку сохранить дом.

Коммуникативная

Беседы об окружающем мире: реках, озерах, болоте, обитателях болота.

Ситуативные разговоры, вопросы по теме.

  1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя. Включает звуки и предлагает узнать, кто произносит эти звуки.

Воспитатель сообщает детям о том, что лягушонок (показывает игрушку) просит их о помощи. «Дело в том, что место, где он живет, погибает и лягушонок просит помочь спасти его дом. Поможем?»

  1. Актуализация знаний

Воспитатель предлагает детям отправиться в путь, чтобы найти дом лягушонка.

Задает вопрос: «Где может жить лягушонок?»

Воспитатель включает слайд с изображением реки и задает вопрос: «Что изображено? Как вы догадались?»

Воспитатель сообщает о том, что лягушонок говорит, что это не его дом и предлагает отправиться дальше.

Включает слайд с изображением озера. Задает вопросы: «Что изображено? Как догадались? Чем река отличается от озера?»

Воспитатель сообщает о том, что лягушонок говорит, что это не его дом и предлагает отправиться дальше.

Включает слайд с изображением болота. Задает вопросы: «Что изображено? Как вы догадались?

Воспитатель сообщает о том, что это дом лягушонка.

3. Затруднение в игровой ситуации Воспитатель задает вопросы: «Почему лягушонок считает, что его дом погибает?» «Как же помочь лягушонку сохранить его дом?» «Как узнать, что растет и кто живет на болоте?»

4. Открытие нового знания

Воспитатель обращается к детям «Но прежде, чем мы с вами поможем заселить болото, давайте вспомним, как оно образуется».

Болото формируется постепенно: Болота возникают при заболачивании почвы.

При зарастании водоемов:

Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото .

А чем же питается наш лягушонок? Давайте заселим насекомых.

А теперь нам нужно выбрать картинки деревьев и поместить на болоте. Какие деревья растут на болоте?

А еще болото это кладовая ягод и лекарственных растений.

Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете какая ягода растет на болоте.

Что за ягода такая — голубая — голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается, как она называется? (голубика)

В лесу и на болоте Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь — Кисло-сладких ягод горсть. (Черника)

Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка,

Красненькая... (клюковка)

На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка — Ягодка... (морошка)

Они съедобны и очень полезны.

Теперь возьмите картинки с ягодами и поместите на фланелеграф.

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения:

Какие растения вы знаете, которые растут на болоте? Показ слайда

Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка — насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ — их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей — мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 граммов мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Еще одно свойство сфагнума — лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.

Возьмите картинки растений и прикрепите на фланелеграф.

А кто любит заходить на болото и полакомиться ягодами, растениями?

Физминутка «Две лягушки»

На болоте две лягушки Две зеленые подружки.

Рано утром умывались, Полотенцем вытирались,

Вправо, влево наклонялись И друг другу улыбались!

Воспитатель просит обратить внимание детей на фланелеграф

Всех ли мы обитателей заселили?

Дети проходят к столу, где лежат разрезные картинки птиц. Давайте соберем картинки, и вспомним какие птицы живут на болоте.

Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту , хорошие длинные клювы — для того чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Чем питаются птицы? Одна из интереснейших болотных птиц — выпь. Она селится в тростниковых и камышовых зарослях, среди которых есть участки стоячей воды. Своеобразна окраска оперения выпи. Общий тон ее рыжевато-бурый. Рыжий и бурый цвета расположены так, что издали похожи на полосы, проходящие вдоль тела. Это делает выпь невидимой среди таких же рыжевато-бурых стеблей болотных трав. Теперь мы сможем заселить птиц на болото лягушонка

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

Дидактическая игра «Что лишнее»

Воспитатель показывает слайды и просит найти лишний предмет. Проводится проверка: воспитатель щелкает по картинке, если выбор сделан правильно, то происходит переход на другой слайд.

1 слайд: мох, камыш, лилия, ромашка

2 слайд: выпь, аист, чибис, воробей

3 слайд: клюква, черника, морошка, земляника

Воспитатель напоминает детям, кому мы сегодня обещали помочь? Мы ему помогли?

Как мы ему помогли? Какие новые названия вы сегодня услышали и узнали?»

Воспитатель обращает внимание на получившееся болото и задает вопросы: «Теперь лягушонку можно жить в этом доме? Почему?» Ас кем же лягушонок будет играть?

Оригами «Лягушонок»

Воспитатель предлагает изготовить друзей для лягушонка. Задает вопрос: «Как можно сделать друзей?»

Обобщает сказанное и предлагает сложить лягушонка с помощью оригами и подарить их гостям.

Задать вопрос