Применение игрового настольного макета в системе работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ТНР | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (80) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.11.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Мкртычьянц, Э. Ю. Применение игрового настольного макета в системе работы по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ТНР / Э. Ю. Мкртычьянц. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 10 (80). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/275/9543/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается актуальная для системы коррекционного образования проблема по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Ключевые слова : слоговая структура слова, ребенок, макет.

Одним из наиболее сложных для коррекции нарушений речи у детей является такая речевая патология, как нарушение звуко- слоговой структуры слов. Она характеризуется трудностями в восприятии и дальнейшем воспроизведении слов сложного звуко-слогового состава. Данное нарушение необходимо вовремя устранять, а если не проводить работу по коррекции звуко-слоговой структуры слов, то в дальнейшем она может привести к отрицательным изменениям в развитии личности ребенка. Ребенку это нарушение не только будет мешать в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании разных типов слогов. [4]

14 типов слоговой структуры слова:1 тип двухсложные слова из открытых слогов, 2 тип трехсложные слова из открытых слогов, 3 тип односложные слова, 4 тип двухсложные слова с закрытым слогом, 5 тип двухсложные слова со стечением согласных в середине слова, 6 тип двухсложные слова из закрытых слогов; 7 тип трехсложные слова с закрытым слогом; 8 тип трехсложные слова со стечением согласных; 9 тип трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом; 10 тип трехсложные слова с двумя стечениями согласных; 11 тип односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова; 12 тип двухсложные слова с двумя стечениями согласных; 13 тип трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова; 14 тип многосложные слова из открытых слогов. [4]

Вся коррекционная работа планируется строго индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от вида речевой патологии ребенка, его уровня речевого развития, возраста, а также индивидуальных возможностей.

Решающим фактором в правильном формировании слова являются слоговая структура и звуковой состав. По устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов у дошкольников, всегда предшествует обследование ребенка. Для обследования ребенка я использую учебно-методическое пособие Бабиной Г. В., Шариповой Н. Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи». [2]

Работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слов длительна по времени и сложна. К правильному употреблению слова самим ребенком необходимо от 70 до 90 повторений нового слова. Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводится длительно и систематически: от простого к сложному. Должна присутствовать последовательность в подаче материала, наглядности, при этом обязательно с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в отогенезе. [1]

Коррекционная работа по исправлению дефектов звуко-слоговой структуры слов направлена на:психофизиологические механизмы, обеспечивающие усвоение звуко-слогового состава слова в онтогенезе, сенсорного и моторного звеньев речевого процесса и навыков правильного звуко-слогового оформления. [1]

Свою работу по коррекции звуко-слоговой структуры слова, я выделяю на два этапа: подготовительный и коррекционно-развивающий.

Что я делаю на подготовительном этапе? На подготовительном этапе готовлю ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Данную работу провожу на невербальном и вербальном материале.

Далее в коррекционном этапе идет непосредственная работа по исправлению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов у ребенка, и вся данная работа ведется на вербальном материале (на уровне гласных звуков, слогов, слов, чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов, спонтанной речи).

В практической деятельности с детьми, я постоянно занимаюсь подбором дидактического и наглядного материала. Это необходимо для разнообразия коррекционной работы, а также для того, чтобы дети проявляли активность, любознательность и чтобы у детей появлялся познавательный интерес.

В своей работе я используем разные технологии. И моим воспитанникам наиболее интересным стало использование игровых настольных макетов. Использование макетов эффективно отражается в коррекционно-развивающей работе с детьми. И первый из них я сделала для работы над звуко-слоговой структурой слов. Макет успешно насыщает образовательное пространство группы. Что такое макет? Это такая форма организации образовательного пространства, в которой развиваются познавательное мышления, у детей проявляется поисковая деятельность и ярко отображается активность каждого ребенка. Макет-это находка для развития речи ребенка. Мои воспитанники проявляют огромный интерес к игровым макетам. И, естественно, его применение носит разноплановый характер. Это технология — многофункциональна. Используя макет вначале на занятиях, далее я предлагаю воспитанникам пользоваться им в самостоятельной деятельности. Используя его в самостоятельной деятельности, ребята не только закрепляют материал, но помогаю друг другу. Макет состоит из разных игр. Первая игра макета игра «Слогоцветик», далее «Магазин», «Слогобусы», далее идет «Слоговая гимнастика», «Слоговые картинки», «Слоговое лото», Слоговое домино».

  1. Макет «Слоговичок» является многофункциональным. При его применении в практической работе с детьми я решаю множество задач: от формирования у детей навыков правильного звуко-слогового оформления слов изолировано и в условиях фраз различной степени сложности до обучения грамоте с использованием элементов аналитико-синтетических способов чтения, а также профилактика дисграфии и дислексии.

Работая с детьми, я поняла, что наполняемость макета необходимо обновлять. Чтобы детям было не скучно, чтобы ребята не уставали от однообразных игр. Я использую макет, как в старшей группе комбинированной направленности, так и в подготовительной. Игры составлены так, чтобы была возможность работать с детьми как индивидуально, так и с группой. Все игры удобно использовать, они разбиты на уровни сложности, и я легко подбираю их под конкретного ребенка.

Материалы для макета мы с детьми создали совместно.

Вот одна из игр нашего макета.

Игра «Один — много»

Задачи: развивать зрительное восприятие, дифференцировать понятия «один», «много», отрабатывать слоговую структуру слова.

Ребята, рассмотрите картинки, которые вы видите перед собой. Я предлагаю вам собрать эти картинки и отхлопать по слогам, называя каждую часть слог. А теперь, посмотрите, как изменяются слова. Один- барсук, много-барсуки. Для читающих детей игра усложняется.

А теперь мы поиграем с нашими ручками. Давайте поиграем: я называю животное или предмет, а вы меняете позицию пальцев рук согласно картинке.

Литература:

  1. Агранович Е. А. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / Е. А. Агранович.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023.
  2. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии/ Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. — М.: Парадигма, 2014.
  3. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Альбом слоговая структура слова: обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры/ Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. — М.: Парадигма, 2014.
  4. Яворович С. С., Слоговые лабиринты. Дидактическое пособие по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи / Яворович С. С. — М.: ООО Издательство Речь, 2024.
Задать вопрос