Планирование тематической недели «Павел Петрович Бажов» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Сорокина, И. В. Планирование тематической недели «Павел Петрович Бажов» / И. В. Сорокина, Т. И. Фандеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9562/ (дата обращения: 15.11.2024).

Препринт статьи



Далеко не каждому ребенку нравиться читать. Сегодняшний мир другой. Компьютер, телевидение, различные гаджеты создали конкуренцию книги. Ребенок научился получать информацию об окружающем мире из интернета. Новые технологии выполняют образовательную и развлекательную функцию.

Детей трудно заставить читать. Задача педагогов и родителей заинтересовать детей чтением книг. Чтение — это главное умение человека в жизни. Без него он не может познать окружающий мир. Чтение — это кладезь народной мудрости, опыта, знаний, традиций.

В своей группе детского сада мы решили обратить внимание на доступную и близкую детям литературу — сказки.

В своей статье мы предлагаем планирование тематической недели «Павел Петрович Бажов» и предлагаем несколько игр и заданий по данной теме.

Портрет П. П. Бажова

Рис. 1. Портрет П. П. Бажова

На Урале, что не слово,

Что не речь — то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Знает нынче стар и млад!

Павел Петрович Бажов — уральский сказочник прославивший свой край, его людей, легенды и предания на весь мир. Именно он рассказал всему миру о хозяйке медной горы.

На примере одного дня покажем, как мы планируем день в нашей группе.

Таблица 1

Понедельник: «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»

Режимные и организационные моменты

Содержание образовательной деятельности

Образовательные задачи

Утро

Рассматривание предметных картинок: Русские сказки.

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

Развивать речь детей, учить составлять предложение по картинкам, учить группировать картинки в соответствии заданной логики, развивать логическое мышление

Индивидуальная работа

Вспомнить с детьми сказки, где действие происходит зимой

Развивать память, речь детей

Совместная деятельность

Рассматривание альбома «Зимушка-зима».

Дидактическая игра «Собери сказку из частей»

Закрепить приметы зимы, развивать творческое мышление, внимание

Развитие и закрепление КГН в течении дня

Учить умываться правильно и вытираться своим полотенцем

Формировать КГН

Занятия

Познавательно-исследовательская деятельность ознакомление с окружающим миром) П. П. Бажов — уральский сказочник

Знакомство с русским фольклорным жанром — Сказ. Формировать духовно-нравственные понятия Добро-Зло, Трудолюбие — Лень, Бескорыстие — Жадность посредством воспроизведения сказочного жанра

Игры свободное общение

Настольно-печатные игры, пазлы, мозаику

Содействовать расширению кругозора, развивать сообразительность, внимание

Прогулка

Наблюдать за состоянием природы (раскопать снег и увидеть зеленую травку)

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Подвижная игра «Два Мороза», «Берегись заморожу»

Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихах.

Учить действовать согласно текста, соблюдать правила игры

Вторая половина дня

Чтение сказки Бажова «Серебряное копытце».

Ситуация «Ложь человека не красит».

Занятие в центре творчества. Предложить нарисовать понравившегося героя прочитанного произведения, как дети себе его представляют

Учить передавать эмоции при рассказывании сказки, мысленно воспроизводить сказочного персонажа, приобщать к истокам народной культуры.

Познакомить с понятием правдивость, лживость, формировать навыки социокультурного поведения.

Развивать фантазию, творческое воображение

На этой неделе можно провести различные игры и мероприятия: выставка детских рисунков по сказам Бажова, оформить с родителями книгу «Мудрые советы П. П. Бажова» с детскими рисунками.

Предлагаем несколько игр:

«Тайна камней». В центре зала рассыпаны камни разного цвета. Нужно собрать камни по цвету: яшма — красный цвет, малахит- зеленый, янтарь — желтый, лазурит- синий. Дети договариваются между собой, какие камни будут собирать. Под музыку дети сортируют камни по цвету. Воспитатель проверяет точность выполнения задания.

Игра «Малахит». Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка остановится, тот говорит прилагательное о камне и танцует.

Игра «Волшебный короб». Нужно угадать из какого сказа предмет? Например: малахитовая шкатулка — «Малахитовая шкатулка» Огневушка-поскакушка», ящерка — «Хозяйка медной горы» и т. п.

Игра «Камушки».

Дети делятся на три команды. В каждой команде дети делают круг и выбирают камушек, он встает в центр своего круга. Дети водят хоровод и по команде присаживаются и закрывают глаза руками. В это время камешки меняются местами. По команде дети открывают глаза и бегут к своим камушкам. Какая команда быстрее соберется у своего камушка, та и выиграла.

Можно использовать на занятиях героев сказов Бажова, например: на конструировании делать козлика, который отбивает драгоценные камни и избушку; на лепке — герои сказов: ящерицу, хозяйку медной горы, козлика, кошку; на рисовании — сделать коллаж (коллективную работу) к любому сказу на большом листе.

По теме недели можно провести ряд бесед «Профессия старатель», «Быт и труд русских людей», «Знакомство с писателем П. П. Бажовым».

В группе можно сделать выставку книг П. П. Бажова. С помощью родителей собрать коллекцию самоцветов (можно фото). Провести с детьми спортивный праздник «В поисках уральских самоцветов».

Проведя неделю в кругу интересных историй, игр и занятий дети заинтересуются другими произведениями этого автора, будут просить родителей купить и почитать им новые книги. Время, которое родители проведут с детьми и книгой, будут полезны всем. Не нужно много времени и сил, чтобы поддержать интерес ребенка к книге, чтобы сделать ребенка чуть-чуть счастливее.

Мы надеемся, что наш опыт поможет кому-то в нашей сложной, но такой интересной работе. Удачи.

Литература:

  1. Детское чтение: проблемы рецепции и интерпретации: коллективная монография / отв. ред. В. Д. Черняк, М. А. Черняк. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  3. Берестов В. Д. Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам: Советы руководителям детского чтения и родителям. // Дошкольное образование. — 2006. -№ 16.
  4. Венгер Л. А. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М., 2008.
  7. Гербова В. В., Ильчук Н. П. и др. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5–7 лет. — М., 2005.
Задать вопрос