Работа с семьей ребенка-инвалида с применением средств по духовно-нравственному воспитанию
Авторы: Бондарь Татьяна Валерьевна, Галищева Оксана Ивановна, Коржова Ирина Викторовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 12.11.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Бондарь, Т. В. Работа с семьей ребенка-инвалида с применением средств по духовно-нравственному воспитанию / Т. В. Бондарь, О. И. Галищева, И. В. Коржова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9567/ (дата обращения: 15.11.2024).
Препринт статьи
В материале данной статьи раскрывается алгоритм работы в условиях ЧДОУ «Православный детский сад «Покровский» г. Белгорода, Белгородской и Старооскольской Епархии (далее ЧДОУ) по преодолению эмоциональных трудностей ребенка-инвалида, возникших в семье, с использованием методов работы с родителями и применением средств по духовно-нравственному воспитанию.
Ключевые слова: ребенок-инвалид, семья, духовно-нравственное воспитание, детский сад, охрана здоровья, образование, святой.
Право на образование гарантировано каждому ребенку государством с рождения и одним из ключевых аспектов является возможность посещения детского сада. Поэтому, актуальная задача нашего дошкольного учреждения — это обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ.
Почти каждый день по всему миру рождаются дети с разными патологическими заболеваниями. Статистика показывает, что в России численность детей-инвалидов на начало 2023 года составила 722 тысячи человек, или 2,4 % от численности населения моложе 18 лет.
Дети-инвалиды — это граждане в возрасте до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка. К таким ограничениям относятся полная или частичная утрата способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению. Статус «ребёнок-инвалид» устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы.
Дети-инвалиды — не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. Ребенок с ограниченным здоровьем, как и ребенок, не имеющий особенностей, способен при наличии должного воспитания успешно развиваться как в физическом, психологическом, так и личностном отношении. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками этого процесса выступают члены семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, братья и сестры. Именно действия семьи и отношение к ребенку дает успех в его развитии. Для полноценного психического развития ребенка ему необходима любовь, спокойная обстановка в семье и доброжелательное отношение как к нему, так и к другим членам семьи. Необходимо, чтобы все члены семьи дарили тепло, ласку, любовь. Другими словами, они должны давать веру в жизнь. Ведь эти дети не могут очень многого, даже почти ничего не могут из того, что могут другие дети и взрослые. Может быть, они знают то, чего не знаем мы. И они имеют судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас.
В нашем ЧДОУ есть такие дети. Это дети с особыми образовательными потребностями. На примере работы с семьей конкретного ребенка хотелось бы рассказать о системе работы с семьей. У мальчика — ограниченные физические возможности здоровья, он ребенок-инвалид. Ребенок испытывал неловкость, смущение от своих физических особенностей. Как только он появился в нашем ЧДОУ, мальчик отказывался играть с детьми, не шел с ними на контакт, не проявлял желания выполнять физические упражнения для коррекции своего физического состояния. Мы сразу же обратили внимание на эту проблему и решили составить план работы с данной семьей.
Первым делом мы обратились к маме мальчика. С ней была проведена беседа, которая помогла выяснить причину того, почему мальчик имеет такие особенности в поведении. Оказалось, что он стесняется своих физических данных. Было принято решение действовать совместно с мамой для решения данной проблемы. И так как наше дошкольное учреждение является православным, решили прибегнуть к использованию в работе с данной семьей образа Целителя Пантелеймона.
Во время доверительной беседы с мамой мы обозначили главную мысль, что молитва и истинная вера способны творить чудеса. Страдания телесные, быть может, и открывают человеку путь в Царствие Божие через очищение, но никто не желал бы болезней себе и своим близким. Именно поэтому икона Целителя Пантелеймона имеется в каждом православном храме. Ее можно увидеть в домах верующих, церквушках при больницах и кабинетах врачей. Ведь правду говорят миряне: самая главная ценность — это здоровье, которое невозможно купить ни за какие деньги. Но искренняя молитва иконе Святого Пантелеймона способна творить истинные чудеса и способствовать исцелению самых страшных недугов.
После беседы совместно с мамой у педагогов появился план действий, способный помочь в решении главной проблемы — преодолении чувства неловкости и неуверенности у ребенка вследствие физических особенностей. И вот, что у нас получилось.
Первым делом педагоги пригласили мальчика вместе с мамой посетить храм детского сада и познакомится поближе с иконой Целителя Пантелеймона. В храме познакомили семью с историей жития святого Пантелеймона и обратили внимание на то, что чаще всего святому Пантелеимону читают молитвы о здравии и исцелении. Молиться можно не только за себя, родных и близких, но и совершенно незнакомых людей, вне зависимости от их вероисповедания — целитель не отказывает в помощи никому.
В свою очередь, мама мальчика более подробно изучила историю жития святого Пантелеймона и чудес, им творимых. Она рассказывала ребенку о том, что Великомученик Пантелеймон прожил короткую, но яркую жизнь, прославившую его на тысячелетия. Он был великим врачом, пострадавшим за свою веру, но не отрекшимся от нее. Мама вместе с ним также посетила храм и приложились к иконе Святого.
Вместе с мальчиком она стала ежедневно перед каждым занятием читать молитву, которую разучил вместе с педагогами ЧДОУ.
Также мальчик стал с большим желанием, уверенностью и верой откликаться на предложенные педагогами задания, направленные на коррекцию своих физических данных и способностей.
В ходе ежедневной работы с ребенком в пределах ЧДОУ специалистами и педагогами ЧДОУ по выполнению корригирующей гимнастики также получены положительные результаты. Мальчик начал идти на контакт, открываться педагогам и детям.
И уже через месяц стали видны первые результаты: он стал более уверенным, разговорчивым, и несмотря на то, что не всегда у него все получалось, мальчик чувствовал незримую поддержку, ведь в лице Святого Пантелеймона он увидел своего ангела хранителя, стал верить в то, что он помогает ему, «обрел крылья», стал общительным и открытым к окружающим, перестал испытывать чувство стыда и неловкости из-за своей особенности.
По истечении периода обучения ребенок уже с огромным удовольствием стал принимать участие во всех мероприятиях совместно с детьми, в том числе и спортивных. Мальчик очень любит играть в футбол, и надо сказать, у него это отлично получается. Иногда ребята даже назначают его капитаном команды. Но на этом успехи не заканчиваются. Ребенок всегда с удовольствием играет с детьми, общается со взрослыми, принимает активное участие в различных конкурсах и соревнованиях.
В заключении хочется отметить, что доступным для детей-инвалидов образовательное учреждение делают педагоги, которые способны реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития и их родителями, а также помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Литература:
- Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общ. ред Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2013. 102 с.
- Бурцева И. В. Дидактические игры и упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовительная к школе группа. //Дошкольная педагогика, 2013. 169 с.
- Карпенкова И. В. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие/ Под ред. М. Л. Семенович. М.: Теревинф, 2010. 160 с.