Приобщение детей к истокам народной культуры с использованием развивающих игр Воскобовича | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Мамаева, Е. В. Приобщение детей к истокам народной культуры с использованием развивающих игр Воскобовича / Е. В. Мамаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9569/ (дата обращения: 15.11.2024).

Препринт статьи



Есть такое выражение: «Надо верить в чудеса!» Я взрослый человек но моя работа и состоит в том, чтобы ребёнок радовался каждому день, совершал открытия, восхищался тем, в чём он преуспел. В детский сад ребёнок приходит в возрасте трёх лет и окунается в живой, волшебный мир игр, занятий, общения. Наша обязанность развивать, воспитывать малыша. И в этом серьёзном деле нам помогают веселые, но в то же время поучительные потешки, прибаутки, небольшие русские народные сказки, русские народные игры, которые пришли к нам из былых времен. Как увлекает малышей простота языка сказок, как радуются они, если репку всё- таки выдернули, как дружно животные построили себе новый теремок…

А если это событие обыграть ещё и кукольным театром, то ребёнок становится участником этого представления. И это только одна сторона — ознакомление с художественной литературой.

А как легко можно увлечь ребёнка народной игрушкой, их простота, красочность притягивают взгляды малышей, ими хочется играть и никогда не расставаться. Всё это наше родное, любимое. Не это ли чудо, когда рядом с малышом добрые сказки, понятные игрушки и взрослый, который тебя всегда поймет, поможет и поддержит.

И недаром в Федеральной образовательной программе красной нитью прослеживается ориентированность детей на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обратила внимание, как интересны детям игрушки народных мастеров. Персонажи игрушек доступны детям. Они знакомы с ними из коротеньких стишков, прибауток, русских народных сказок, потешек.

Приобщением детей к истокам народной культуры я занимаюсь уже много лет.

Свою работу начала с разработки темы: «Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством русского фольклора.

В настоящее время увлечена народным декоративно-прикладным искусством.

К данной теме, обращались многие отечественные педагоги: Князева О. А., Маханёва М. Д., Грибовская А. А., Соломенникова О. А., Комарова Т. С. В своих работах они отмечали, как важны занятия по ознакомлению детей с народными промыслами, традициями нашей культуры.

М. В. Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И я согласна с этим высказыванием. Народность сопровождает нас с ранних лет. Это и первые мамины колыбельные, народные игрушки-погремушки, народные сказки. Все это проникает в нас с первых лет жизни. Не холодная пластмасса, а тёплая, приятная на ощупь народная игрушка, которая наполнена любовью и смыслом.

Если только взглянуть на богородскую игрушку, сразу бросается в глаза её подвижность: курочка клюёт зёрнышки, зайчик стучит по барабану, мишки пилит дрова. Ребёнка завораживают движения игрушки, ведь это он сам помогает ей двигаться в определённом темпе. Несмотря на бесцветность игрушки, они всё-таки побуждают ребёнка следить за действием механизма, повторять незатейливые движения раз за разом.

А какое истинное удовольствие доставляет лепка из глины. Бархатистость, мягкость, пластичность этого материала побуждает детей мять, разглаживать, сдавливать этот чудесный природный материал, получая поделку своими руками. Без чьего-либо участия малыш самостоятельно может слепить шарик, колечко.

На занятиях в детском саду дети наблюдают за поэтапностью изготовления глиняных игрушек — подготовка материала, вылепливание, погружение в цвет, украшение. Малыши радуются, любуются, гордятся игрушками, сделанными их ладошками и трудолюбивыми пальчиками. А мы, воспитатели тем самым закладываем зёрнышки по взращиванию таких качеств как: трудолюбие, любознательность, уважение к нашим народным традициям и передачи их из поколения в поколение.

Первоначально, как только начинаешь знакомить детей с народными игрушками, замечаешь их пристальное внимание к росписи игрушек. Вроде простые колечки, кружочки, палочки, а дети легко, без труда могут сделать это самостоятельно. Важно только научить их гармонично расположить элементы росписи. И понимаешь, что украшение игрушек-трафаретов интересно, понятно и доступно малышам. И главное, мы помогаем детям осознать веру в свои возможности, помогаем им маленькими шажочками проникнуть в удивительный, «волшебный» мир народных игрушек.

В работе сталкиваешься с такой трудностью. Да, детям нравиться рисовать колечки, кружочки, но всё это было не последовательно. Как же научить детей видеть симметрию, баланс нанесения элементов росписи. И тут на помощь приходят развивающие (а я бы еще выразилась «волшебные») пособия В. В. Воскобовича. Каким образом РИВ помогают в работе с детьми декоративным рисованием?

В пособие входят ковролиновые коврики и предметы на липкой основе, которые позволяют выложить ритмичный узор без малейшего сдвига. Дети тактильно раз за разом могут обследовать геометрические фигуры, из которых выложен орнамент. При желании легко поменять цвет, размер. Зрительно дети видят несоответствие по расположению деталей, самостоятельно устраняют его. В дальнейшем в рисунке они уже не сделают ошибки, так как путём проб и ошибок добились результата в упражнениях с пособиями. Все эти манипуляции способствую развитию цветового восприятия, творчества, а главное в декоративном рисовании — свободно ориентироваться на любой плоскости.

В среднем возрасте ребята упражняются в умении рисовать ровный круг с помощью круговерта и стрелочки. Дети тактильно могли обследовать круг, многократно упражняться в обрисовке круга и главное видеть части круга и умело располагать элементы узора (в центре, в верхней или нижней части, слева или справа). Здесь хотелось бы отметить удобство, практичность материала, выполненного по современным стандартам.

А как удобен игровой момент в различении правой и левой стороны. По разным углам поселились ЛЕВ (левый верхний угол), ЛАНЬ (левый нижний угол), ПАВЛИН (правый верхний угол), ПОНИ (правый нижний угол). Так продуманно, легко и просто. При многократных игровых упражнениях ребёнок зрительно запоминает стороны и умело располагает элементы узора.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с гжельской, хохломской росписью. Здесь также на помощь воспитателю придут «липкие верёвочки». Детям очень нравится манипулировать с верёвочками, по-разному закручивать, вытягивать в новый завиток. Опять дети зрительно видят, как ленточка то поднимается вверх, то закручивается, а потом спускается в лёгкие завитки.

При составлении бордюров гжели девочки знакомятся с вышивкой в русском народном стиле — решётки, городки, крючки, звезда. В таких упражнениях дети знакомятся еще с одним народным промыслом.

Конечно же, помимо ознакомления с декоративным искусством было разработано множество занятий по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Этому предшествовало:

— Наблюдения в природе.

— Ознакомление со свойствами различных материалов.

— Совместные мероприятия с родителями. (Изготовление стенгазет с традициями семьи, участие родителей в изготовлении пособий по ознакомлению детей с народными промыслами, мини-музей в групповом пространстве.

— Ознакомление с устным народным творчеством.

— Работа музея народного декоративно-прикладного искусства.

То есть дети были полностью погружены в атмосферу быта русского народа, его традиций, обычаев. Это позволило максимально заинтересовать детей и их родителей в сохранении культурных традиций нашего народа, позволило понять, как важно не терять связь с корнями, знать историю своего народа.

Задать вопрос