Конспект родительского собрания в подготовительной группе компенсирующей направленности «До школы остался всего один год»
Автор: Вяткина Наталья Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 15.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Вяткина, Н. И. Конспект родительского собрания в подготовительной группе компенсирующей направленности «До школы остался всего один год» / Н. И. Вяткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9576/ (дата обращения: 15.11.2024).
Препринт статьи
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
– вовлечь родителей в корекционно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
– повысить педагогическую компетентность родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Форма проведения: квест-игра
Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед.
Ход мероприятия:
Логопед: — Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня и благодарим за то, что нашли время прийти к нам на собрание.
—Поздравляю вас с началом нового учебного года! Уже через год ваши дети пойдут первый раз в первый класс. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Наше родительское собрание будет проходить в форме «Квест-игры» Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенно передвигаясь от уровня к уровню, попытаемся ответить на главный вопрос: «Как помочь ребёнку стать учеником?» Как вы думаете? Что поможет нам в поиске?
Ответы родителей: карта, навигатор, вы.
Логопед: Предлагаем отправиться в наше путешествие. С помощью карты определите первую нашу точку остановки.
Логопед: Мы находимся с вами на «Берегу ожиданий».
1 Задание. Перед родителями предметная картинка моря, листы бумаги, ручки.
Логопед: Предлагаю вам уважаемые родители написать ожидания, чего вы ожидаете, ждете в течение этого учебного года, приклеить на наш лист ожидания, в конце учебного года мы с вами вернемся к этим записям и оценим, оправдались ли наши ожидания.
Логопед: Благодарю вас за работу! Мы продолжаем дальше наше путешествие. Давайте посмотрим, куда нам дальше двигаться, какая наша следующая точка остановки?
Ответы родителей: «Мост мотивации»
2 Задание. Рассуждение родителей о детской мотивации
Логопед: Как вы понимание, что такое мотивация?
Ответы родителей: Это желание что-то делать, достигать своих целей.
Логопед: Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Давайте порассуждаем что может быть мотивацией для ваших детей с желанием идти в школу?
Ответы родителей: пример старших братьев сестер, мы ходим на работы, а дети в школу — так надо, стали взрослей и, следовательно, пошли в школу, мой ребенок и так хочет в школу
Логопед: Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью — учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать — буду читать маленькой сестренке»). Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, совместное обустройство уголка школьника (стол, шкаф для книг и т. д.) просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, рассказы о своей школьной жизни и т.д…
Логопед: Мы успешно разобрались в возможных мотивационных способах. Чтобы успешно перейти мост, я предлагаю вам выполнить следующие задание, перед вами лежат листки, вам необходимо выбрать верные утверждения.
Логопед: Наши дети замотивированные, но набор, каких знаний, умений на ваш взгляд должны присутствовать, что они должны знать? Родителям необходимо выбрать верные утверждения:
- Своё имя, отчество и фамилию. Знать И. Ф. О. родителей, их профессию.
- Свой возраст (желательно дату рождения). Знать возраст родителей.
- Свой домашний адрес, город и страну. Знать все моря и название некоторых рек.
- Знать любимое блюдо мамы. Знать место работы папы.
- Знать время суток. Знать дни недели.
- Знать имя президента нашей страны.
- Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, дни недели, части суток).
- Домашних животных и их детёнышей.
- Диких животных наших лесов, жарких и холодных стран, их повадки, детёнышей.
- Транспорт наземный, водный, воздушный, подземный.
- Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
- Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.)
- Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости.
- Считать до 100. Считать до 20. Считать до 50. Считать до 10.
- 13. Произносить все звуки верно.
- Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.)
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6–10 картинок, слов.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Называть все звуки в слове.
- Называть синонимы. Называть антонимы. Называть обобщающие понятия.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
- Правильно произносить все звуки родного языка
- Уметь различать и называть слова с определенным звуком
- Уметь определять место звука в слове (начало–середина–конец)
- Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
- Уметь раскрашивать, выполнять штриховки, не выходя за контур.
- Знать название цветов. Знать цвета радуги.
- Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
- Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30–35 минут). Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (50–55 минут). Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20–25 минут).
- Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. Обмен мнениями. А сейчас давайте попробуем оценить готовность своего ребенка к школе на данном этапе развития.
- Уметь рассказать о прогулке в зоопарк, цирк. Уметь рассказать о просмотренном мультфильме. Уметь рассказать о том, как провел время у бабушки.
- Уметь читать.
- Знать английский алфавит.
Логопед: Благодарю за выполненное задание, нам пора отправляться дальше. Какая следующая наша точка?
Ответы родителей: Остров «Силы воли»
3 Задание. Выполнить графический диктант.
Логопед: Сейчас вам предстоит выполнить графический диктант, слушайте, мня внимательно и четко выполняйте инструкции.
Логопед: Было ли вам интересно?
Ответы родителей: нет
Логопед: Почему вы продолжали выполнять задания?
Ответы: потому что вы нам сказали.
Логопед: Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением. Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
Логопед: Предлагаю отправиться дальше. Какая наша следующая точка?
Ответы родителей: Интеллектуальная поляна.
4 Задание. Ознакомление с мониторингом речевого развития.
Логопед: На этой поляне я предлагаю вам ознакомиться с входным мониторингом ваших детей. Обсуждаются основные направления предстоящей работы, оговаривается время индивидуальных консультаций. После ознакомления проводится разминка.
Конкурс «Разминка» Родителям предлагается игра «Да-нет», в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо утвердительно, либо отрицательно.
- Ноль меньше трех (да)
- Год начинается в марте (нет)
- Земля квадратная (нет)
- Есть ли числа больше, чем тысяча (да)
- «А» — последняя буква в алфавите? (нет)
- Звук [М]- гласный (нет)
- Буква «Е» состоит из двух звуков? (да)
- Название городов пишутся с маленькой буквы? (нет)
- Неделя начинается со вторника (нет)
- Градусником измеряют длину (нет)
- Может ли быть пятница после четверга (да)
- У пятиугольника шесть сторон (нет)
- «Я»- первая буква в алфавите (нет)
- Предложение начинается с большой буквы (да)
- Ударный звук всегда гласный (да) 2.
Логопед: Предлагаю отправиться дальше, назовите следующую нашу точку.
Ответы родителей: Ромашковое поле.
5 Задание . Упражнение «Согни листок»
Логопед: Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя его, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Итак, возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно? Почему? Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.
Логопед: Помните, что каждый ребенок особенный, индивидуальный, как эти цветы! Благодарю вас уважаемые родители, наше путешествие закончено, прошу вас сложить листки в эти три корзины, исходя из чувств и эмоций от нашей сегодняшней встречи.
Литература:
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6–7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c.
- Коноваленко, С. В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С. В. Коноваленко. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 112 c.
- Рудик, О. С. Развитие речи детей 6–7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудик. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 176 c.
- Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н. В. Микляевой) / Н. В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 208 c.