Использование средств мультипликации в коррекционной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Жаркова Оксана Григорьевна, Посохова Мария Михайловна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 21.11.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Использование средств мультипликации в коррекционной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9590/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые посещают детский сад. У таких детей нарушено не только произношение звуков, но и голосообразование, темп, ритм речи, интонация, то есть — звуковая культура речи.
Коррекционный процесс по звуковой культуры речи дошкольников является кропотливым и сложным. Данный процесс требует использования дополнительных средств, которые позволили бы стимулировать речевую активность дошкольника с тяжелыми нарушениями речи и одновременно развивать все компоненты звуковой культуры. Таким средством является мультипликация [2]. Так как в современном мире с нарастающими темпами в нашу повседневную профессиональную жизнь входят различные компьютерные технологии, создание мультфильмов с дошкольниками дает неисчерпаемые возможности для решения широкого спектра коррекционно-образовательных задач.
Совместное создание мультфильмов с дошкольниками, позволяет не только осуществить необходимую коррекцию недостатков в речевом развитии у детей с ТНР, но и даёт возможность применения своих потенциальных способностей любому ребёнку, с любым уровнем развития, любым состоянием здоровья; способствует установлению позитивного межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Как отмечает Л. Заглада, мультипликация (анимация) — это творческий вид кинематографа, который позволяет детям оживить свои рисунки. Детская мультипликация — это возможность для дошкольника высказаться и быть услышанным, а также самостоятельно создавать произведения искусства. Во время создания мультфильма ребёнок может попробовать себя в качестве актера, который озвучивает персонажей, художника-мультипликатора, оператора, познакомиться с разными видами творческой деятельности и профессиями [3].
Так как дошкольники склонны к визуальному способу обработки информации, поэтому данное средство будет более эффективна, так как содержит сюжет, визуальный ряд и музыкальное сопровождение. При подготовке к мультфильму старшие дошкольники с речевыми нарушениями с большим интересом подходят к созданию персонажей и декорации, рисуют фон, декорации, лепят героев мультфильма, во время съемки передвигают фигурки, тем самым развивают мелкую моторику, мышление и воображение . Озвучивая самостоятельно героев, ребенок слышит свою речь и старается исправить все недостатки, как звуковые так, и интонационные.
В нашем детском саду работает мультстудия «Мультимир», в которой участвуют дети с тяжелыми нарушениями речи. Цель данной работы: развитие звуковой культуры речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством создания собственных мультфильмов.
Задачи:
— развитие компонентов звуковой культуры речи у дошкольников с ТНР;
— обобщение представлений детей об окружающем предметном мире, о технических приспособлениях и инструментах, используемых в профессии мультипликатора;
— развитие мелкой моторики дошкольника с ТНР;
— воспитание умения слушать и слышать собственную речь;
— способствовать развитию чувства гордости за продукт собственного труда.
В процессе создания мультфильма учитель-логопед выступает связующим звеном между дошкольником и взрослым для раскрытия их внутреннего мира в процессе увлекательного занятия — создания своими руками анимационного фильма [4].
Работа по созданию мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста с ТНР строится поэтапно:
Начальный этап. Определение темы мультфильма и техники его исполнения; продумывание сюжета и персонажей мультфильма, в том числе и самостоятельное придумывания дошкольниками сюжет-историю для своих мультфильмов. Затем проходит создание персонажей, декораций и фона (лепка, рисование, лего-конструирование и т. д.). Деятельность детей в роли художников и аниматоров так же имеет коррекционный потенциал для речевого развития детей. Рисуя декорации, дошкольники совместно обсуждают эскизы, размышляют, делятся своими впечатлениями, отстаивают свою точку зрения.
Основной этап. Раскадровка (покадровая фотосъемка) мультфильма в соответствии с сюжетом; актерское озвучивание героев мультфильма; монтаж записи голоса и видеоряда мультфильма, добавление музыкального сопровождение.
Были установлены веб-камеры над мультстанком , подключен ноутбук. Дети самостоятельно отсняли много кадров будущих мультфильмов. Была применена техника — перекладки, она позволяет создавать мультфильмы быстрее и проще, так как работа ограничивается одной плоскостью. Для того чтобы создать иллюзию естественности движений героев в готовом мультфильме , дети передвигали персонажей буквально на миллиметры. Для дошкольников с нарушениями моторной сферы — это колоссальный труд.
При озвучивании героев дошкольники с тяжелыми нарушениями речи с большим интересом тренировались в произношении поставленных звуков, в вырабатывании четкого и ясного произношения каждого звука, а также слова и фразы в целом, в выразительном чтении стихотворений, в темпо-ритмической стороне речи, в умении регулировать громкость голоса и т. д.
Заключительный этап. Показ мультфильма родителям и дошкольникам в детском саду, представление в группах социальной сети для педагогов и родителей. Подведение итогов и анализ проделанной деятельности с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Еще одним плюсом мультипликации является возможность презентации результатов и общественное признание, что дает большой толчок к развитию познавательной мотивации детей. Представление готового мультфильма, созданного самостоятельно, вызывает у дошкольников неподдельный восторг [5].
В группе «Фантазеры» уже существует своя видеотеки, в которой хранятся мультфильмы созданные детьми с тяжелыми нарушениями речи: «Три поросенка» по финансовой грамотности, «Светофор» по правилам дорожного движения, «Во дворе живет Трезор» изучение произведений белгородских писателей и т. д.
Таким образом, создание с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи собственных мультфильмов ставит их в условия, когда у них возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Развивающие возможности мультипликации в коррекционной деятельности широки, так как охватывают не только развитие речи, но раскрывает творческий потенциал воспитанников, активизирует мыслительные процессы. Работа над мультфильмом явилась для дошкольников огромным стимулом в преодолении неправильного звукопроизношения, развития звуковой стороны речи, что является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя-логопеда.
Литература:
- Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010. — 214с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.
- Заглада Л. Дети и мультипликация // Мир семьи. — 2005. — № 11. — С.56–59.
- Матвеева О. Мультипликация в детском саду // Ребенок в детском саду, 2006. — № 5. — С.23–28.
- Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 135с.