Организация работы с родительской общественностью в рамках выстраивания партнерских взаимоотношений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 22.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Золотарева, О. В. Организация работы с родительской общественностью в рамках выстраивания партнерских взаимоотношений / О. В. Золотарева, А. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9600/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современные документы, регулирующие деятельность дошкольных образовательных организаций Российской Федерации направлены на создание единого воспитательно-образовательного пространства с семьями воспитанников. Доминантное значение для деятельности дошкольных образовательных организаций имеют такие документы, как:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 30.04.2021 г.);

— Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

— Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».

Объявленный Президентом РФ 2024 год-Годом семьи, показывает отношение государства к семье, как социальной ячейке общества. На современную семью возлагаются очень большие надежды. Взаимодействие с семьями воспитанников всегда было краеугольным камнем в работе каждого образовательного учреждения. Сейчас, когда остро стал вопрос о положительной социализации каждого воспитанника ДОО к реальным условиям жизни, необходимо выявить основные проблемы, снижающие данный показатель. К «проблемному полю» относятся такие факторы, как:

— низкая мотивация семей воспитанников для реального участия в жизни детского сада (от совместного планирования до получения результатов);

— высокая загруженность родителей воспитанников, а соответственно недостаток свободного времени для построения коммуникабельных и результативных отношений с дошкольным учреждением;

— не всегда современное материально-техническое обеспечение детского сада, которое позволяло бы реализовывать различные коллегиальные задумки и решения родительской общественности;

— недостаточно высокий уровень подготовки педагогических кадров в решении вопросов различной этиологии (в вопросах здоровьесбережения, интеллектуального развития и пр.);

— отсутствие условий (кадровых, психологических, материально-технических) в детском саду для реализации различных родительских инициатив (или их решение не в полном объеме);

— сведение зачастую реализации важных направлений в работе к проведению праздничных (или досуговых) мероприятий, где родители являются просто зрителями, а не участниками единого воспитательно-образовательного пространства.

Поэтому первоочередным шагом в работе с семьей является выявление потребностей семей и оказание им консультативной помощи. Классическим вариантом консультационной, просветительской работы с семьями воспитанников являются:

— консультации на основе проведенного анкетирования. Они могут быть групповыми и индивидуальными, письменными и устными. Отличие ее от беседы заключается в том, что она должна помочь родителям решить проблему, возникшую в воспитании ребенка, или дать профессиональные рекомендации. Главная задача беседы — обмен мнениями по какому-либо вопросу, его обсуждение. То есть в отличие от беседы в консультации ведущую роль играет педагог-специалист в вопросах воспитания и образования дошкольников. Т. к. работа с семьей имеет «точечное» коммуницирование, то и направленность консультаций должна быть персонифицированной. Сейчас, в эпоху электронных ресурсов и дистанционного взаимодействия, консультации могут размещаться на страницах официальных сайтов, на персональных страницах педагогов, на папках-передвижках в раздевальных помещениях групп и транслироваться персонально семьям. Тематика консультаций достаточно многообразна и зависит от цели, которой хочет достичь педагог;

— беседы с родителями на определенные педагогические темы, в ходе которых обе стороны обмениваются мнениями. Результатом беседы должен стать так называемый «путь» дальнейшего взаимодействия, который бы устроил всех ее участников;

— родительские собрания, где одной из главных задач является педагогическое просвещение семей воспитанников по определенной проблеме.

— создание памяток и выпуск буклетов, отражающих основные направления развития и воспитания дошкольников, фиксирующие важные этапы деятельности, отражающие итоги взаимодействия.

При этом, все существующие практические модули (родительские клубы, образовательные проекты, мастер-классы, семинары-практикумы, занятия с детьми, праздники, досуги, творческие выставки, конкурсы, фестивали) также направлены на оказание консультативной помощи семьям. Все они также являются составной частью педагогического просвещения семей воспитанников. Именно они позволяют организовать единое воспитательно-образовательное пространство в ДОО.

Одним из катализатором в решении вышеназванных проблем является создание сети разновозрастных сообществ на основе социального партнерства.

Какие же положительные моменты позволяют сделать такой вывод? Исходя из практики взаимодействия с различными объектами (организациями, кампаниями) можно констатировать:

  1. Увеличение количества заинтересованных родителей решением конкретных проблем (направлений) за счет «точечного» индивидуального подхода к каждой семье.
  2. Использование кадрового потенциала социальных партнеров в оказании консультативной и просветительской работы с семьями воспитанников.
  3. Использование материально-технической базы объектов социального партнерства для повышения качества образования дошкольников.
  4. Повышение профессиональных компетенций педагогических работников в результате взаимодействия с социальными партнерами, в том числе и диссеминация передового педагогического опыта во внешнюю среду.
  5. Повышение социального статуса учреждения в социальной среде, повышение открытости и прозрачности деятельности ДОО.
  6. Реализация социального заказа родителей.
  7. Создание новых условий для реализации Программы развития детского сада (как в части стратегии, так и в части тактики).

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 169» взаимодействует с несколькими социальными партнерами по разным направлениям деятельности:

  1. ГУЗ ВО «Воронежский областной центр лечебной физкультуры и спортивной медицины «Реабилитация» — по вопросам организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни семей воспитанников, социализацию воспитанников в вопросах здоровьесбережения.
  2. ФГБУЗ МСЧ № 97 ФМБА России в рамках организации и проведении воспитательно-образовательных и волонтерских мероприятий в формате пропаганды здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения.
  3. МБУК «ЦВПВ» «Музей-Диорама» в рамках реализации мероприятий гражданской и патриотической направленности, повышения качества образования подрастающего поколения, сохранения исторических традиций своего народа, создании новых семейных традиций, участии в конкурсном движении, творческих проектах.
  4. ФГБОУ «ВГПУ», ФГБОУ «ЛГПУ» в рамках педагогического просвещения семей воспитанников в вопросах воспитания и образования подрастающего поколения, участия в конкурсном движении, повышении престижа профессии «воспитатель».
  5. МБУК «ЦБС» г. Воронежа (библиотека № 22 им. И. Бунина, библиотека № 15 им. С. Маршака) в рамках воспитания любви к чтению, произведениям художественной литературы, совместному участию в творческих проектах и конкурсах, возрождению традиций семейного чтения.

В рамках сотрудничества мы достигли следующих результатов работы:

  1. Снижение количества семей воспитанников с высоким уровнем неаргументированной агрессии (на 16,7 %).
  2. Увеличение количества семей воспитанников, которые стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса (на 13,2 %).
  3. Проведение воспитательно-образовательных событий с участием родительской общественности, направленных на укрепление детско-родительских взаимоотношений, педагогическое просвещение семей воспитанников, решение конкретных запросов родителей, способствующих в том числе повышению качества образования.
  4. Включение в планирование «работа с семьей» новых форм сотрудничества, с учетом материально-технических баз и кадрового потенциала организаций-партнеров.

В дальнейшем планируется:

  1. Создание мобильного актива родителей для формирования жюри творческих конкурсов, проводимых на базе МБДОУ (и отборочных этапов конкурсов на разных уровнях образования).
  2. Продолжить активную работу с неблагополучными семьями по выявлению «проблемных точек», для анализа и выстраивания стратегии деятельности.
  3. Продолжить педагогическое просвещение родительской общественности посредством группы ВК и официального сайта МБДОУ https://ds169obrvrn.obrvrn.ru/.
Задать вопрос