Семинар -практикум для педагогов «Современные мультфильмы: за или против?»
Автор: Самойлова Ольга Леонидовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 27.11.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Самойлова, О. Л. Семинар -практикум для педагогов «Современные мультфильмы: за или против?» / О. Л. Самойлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9611/ (дата обращения: 19.12.2024).
Пояснительная записка.
Soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) — комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.
Но в-первую очередь это навыки, то есть действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности. Познакомив педагогов с понятием гибких навыков, требуется постоянное включение заданий в мероприятия для их развития и закрепления. Поэтому разрабатывая мероприятия для педагогов, обязательно включаются задания, которые решают сразу несколько задач: задачи развития гибких навыков и задачи по заявленной теме.
Семинар -практикум, разработан в рамках решения одной из годовых задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Одновременно с этим, ставится задача на развитие гибкие навыки педагогов. Развивать навык умения работать в команде важно для нашего коллектива. Ведь «педагогическая команда» — сообщество педагогов-единомышленников, которые работают в образовательном учреждении. В нашем же коллективе педагоги не умеют работать командой. Так же у многих педагогов существует страх публичных выступлений и презентации, поэтому важно пробрести навык эффективного общения и умения владеть собой, а так же способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение.
Цель: формирование у педагогов правильного представления о влиянии современных мультфильмов на нравственное воспитание дошкольников.
Задачи.
- Проанализировать положительное и отрицательное влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
- Определить общие требования к мультфильмам для их использования в воспитательно-образовательном процессе.
- Развивать коммуникативные навыки педагогов, умение работать в команде, навыки управления собой.
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
Ход семинара — практикума.
I .Предварительная работа.
Проведение анкетирования детей и педагогов всех возрастных групп (приложение1).
Наблюдение за деятельностью детей, за сюжетно-ролевой игрой.
II .Организационный момент.
Для того, чтобы начать работу, надо разделиться на две команды. Для этого педагогам предлагается вам взять одну из карточек и занять места за столами в соответствие с тем какой персонаж у в них выпал: (персонажи современных или советских мультфильмов).
Работа в соответствии с ФГОС в дошкольных учреждениях подводит педагогов к тому, что все виды деятельности должны быть для детей замотивированными, основанными на игровой проблемной ситуации. В дошкольном возрасте невозможно обойтись без ролевых персонажей. Появление игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу. Или же наоборот защитить от плохого, злого персонажа.
Если бы мы, как педагоги опросили детей лет 10–15 назад, или нас самих попросили назвать хорошего или плохого героя, то каких героев бы дети(мы) назвали?
Заполнение таблиц:
10–15 лет назад |
|
Современные дети(опрос) |
|
А если посмотреть по опросу, который вы провели, то кого сейчас называют наши дети? (заполнение второй таблицы).
А в чем причина, изменений? Ответы педагогов.
По анкетам, которые вы заполняли выявлено, что большинство педагогов (83 %) используют в своей деятельности с детьми мультфильмы.
III .Теоретическая часть.
Традиционно в деятельности с детьми в роли сказочного героя выступают куклы, животные, а также такие персонажи, как Незнайка, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, Золушка и другие персонажи мультфильмов. Но как показывает практика, что не все современные дети смотрят такие мультфильмы, а значит, их герои будут интересны не всем.
Наблюдая за сюжетной игрой детей, отметили, что в ней все чаще присутствуют герои современных мультфильмов.
Как вы думаете современный ребенок захочет заняться познавательной или экспериментальной работой с фуксинами или с Незнайкой? И кому захотят помочь: доброму и отзывчивому Лунтику и его друзьям или Лошарику.
Главная задача педагога — выявить интересы и потребности детей, а дальше выстраивать педагогическую ситуацию таким образом, чтобы ребенок проявлял инициативу и активность в ходе образовательной деятельности. Часто мотиватором выступает современный мультфильм с его героями.
Герои мультфильма являются средством воспитания и образования, так как, воздействуя на слух и зрение ребенка, могут быть эффективным наглядным материалом. Многие мультфильмы, обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире; развивают речь, мышление, память и внимание, влияют на эстетический вкус, чувство юмора; помогают реализовать эмоциональные потребности. Детям свойственно подражать и поэтому поступки, высказывания главных героев мультфильма ребенок воспринимает, как должное настоящее.
Но не следует забывать о том, что не все современные мультфильмы и их герои оказывают положительное влияние на воспитание ребенка. Выбирая, персонаж необходимо проанализировать предполагаемое его воздействие и пример для ребенка.
– Работа в командах.
Команды выбирают один из кругов желтого или красного цвета. Когда выбор сделан, определяем, что команда, выбравшая красный круг, будет выявлять отрицательные стороны влияния мультфильмов на детей. Команда, выбравшая желтый круг- положительное влияние.
На работу отводится 7 минут. Команды по очереди озвучивают свои варианты, по ходу заполняется кластер.
– Командам выдается список современных и советских мультфильмов. Задача команд, на каждое качество (отрицательное и положительное, которые были выявлены в ходе предыдущего задания) найти пример героя из современного и советского мультфильма. Команды меняются, те, что рассматривали положительное влияние ищут героев с отрицательным влиянием
Время выполнения 5–7 минут.
Ответы команд, заполнение кластера.
Мультфильмы могут нести как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное. Если сравнивать современные мультфильмы с мультфильмами советского времени, то мы отметили, что мультфильмы нашего времени могут оказать на детей больше отрицательного влияния. Даже такие известные и кажущиеся милыми, детскими: Маша и медведь, Барбоскины, Смешарики, Буба, Том и Джери.
– Просмотр видеофрагмента выступления доктора психологических наук Смирновой И. О. (13.40–17.50) и видеофрагмента выступления доктора психологических наук Филипповой Г. (09.35–12.30)
IV Практическая часть.
Какие признаки показывают, что мультфильм нанесет вред ребенку?
(Обсуждение педагогами)
«Банк идей». Что мы как педагоги можем сделать, чтобы снизить отрицательное влияние тех мультфильмов, которые дети смотрят?
Какой алгоритм выбора мультфильма для детей?
Работа педагогов. Заполнение кластера.
V .Итог
Чтобы окончательно взвесить все за и против, педагогам предлагается провести коммуникативный поединок.
Коммуникативный поединок. Тема «Современные Мультфильмы: за или против?»
Подводя итог, можно сказать, с одной стороны, мультфильмы служат для развития потенциала ребенка, с другой — могут содержать «подводные камни», представляющие опасность для психики и здоровья детей. Поэтому отбирая мультфильм для просмотра нужно относиться к этому вопросу очень ответственно.
Обратная связь: что понравилось не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно некомфортно, какие впечатления.
Приложение 1
Анкета для детей.
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Как называется твой любимый мультфильм?
- Какие мультфильмы тебе больше нравятся? (Дать на выбор детям мультфильмы: советские, современные отечественные и зарубежные мультфильмы. Выбор основывать на возрасте детей).
- Назови хорошего героя.
- Кто из героев самый злой и плохой?
Анкета для воспитателей.
- Используете ли вы в своей деятельности с детьми мультфильмы и мультипликационных героев?
- Для мотивации детей какой герой у вас чаще всего присутствует?
- Отображают ли дети в своей игре героев мультфильмов и каких?
- Как вы относитесь к современным мультфильмам?