Особенности организации творческой мастерской в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 28.11.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. В. Особенности организации творческой мастерской в дошкольной образовательной организации / О. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9621/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из форм организации совместной деятельности взрослого и детей является творческая мастерская, которая предполагает создание условий для развития у детей умения созидать, создавать и творить. Важно, что в ее функционировании могут принимать участие педагоги и родители.Тем самым осуществляется интеграция разновозрастного сообщества в единый воспитательно-образовательный процесс. Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, имеющего свою индивидуальность. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемой вещи.

В современном мире, мире техники, мы привыкли пользоваться его благами и «доверять» машинам разные важные дела. Мы перемещаемся с помощью автомобилей, готовим и убираем, слушаем музыку и смотрим спектакли с помощью технических приспособлений, а для детей созданы новые, шагающие в ногу со временем игры и игрушки. Кажется, все есть у наших детей, бери и играй, развивайся, учись! Однако не все так просто. Прежде чем ребенок начнет играть самостоятельно, его нужно этому обучить. И это наиважнейшая задача, которую решают педагоги и родители. Ведь научившись играть, ребенок начинает понимать окружающий его мир, мир взаимоотношений с окружающими его людьми. Да, игрушки хороши, но они не идут ни в какое сравнение с теми, которые ребенок сделал самостоятельно под руководством взрослого или без него. И ведь так здорово — самостоятельно сделать свою игрушку, разукрасить елочный шарик или сшить мишку. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Важно создать атмосферу психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности и тогда даже самый застенчивый ребенок найдет возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

В творческой мастерской не должно и не может быть шаблонов, только в этом случае ребенок почувствует себя творцом. Он получит удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности; что расширяются границы дозволенного. Дети будут иметь реальную возможность отодвинуть эти границы, заглянув в огромный и непознанный мир.

Конечно же, создать творческую мастерскую в дошкольном образовательном учреждении необходимо в соответствии с требованиями образовательной программы.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.

Импровизационный характер деятельности.

Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.

Атмосфера эмоционального подъема.

Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребенка.

Открытие нового смысла процесса обучения — ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.

При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.

Дети знают то, что хотят. Программа здесь — руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.

Необходимо вовлекать в процесс творчества и родителей, ведь значение совместной деятельности детей и родителей неоспоримо. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной форме организации взаимоотношений детей, педагогов и родителей.

Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.

Работу необходимо строить поэтапно, соблюдая возрастные и психологические особенности дошкольников.

Одним из вариантов творческой мастерской могут служить итоговые события в рамках проведения культурных выходных, календарных знаменательных дат и праздников в рамках «Плана воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения». Творческая мастерская служит еще одним инструментом, который мотивирует педагогов, родителей и воспитанников на создание творческого союза, а продуктом деятельности будет служить определенный творческий «выброс» (постановка, коллаж, спектакль, выставка и т. д.).

Например, при проведении праздничных мероприятий в рамках праздника День матери, педагоги вместе с детьми обсуждают то, каким они хотят видеть. Дети старшей и подготовительной группы вполне осознанно могут аргументировать свои предложения, обосновывать тот или иной выбор. Зачастую основой творческого продукта служит сказочный материал, который доступен для понимания детей и для реализации дошкольниками. А вот уже включение родительской общественности и педагогов позволяет больше возможностей для творчества. Поэтому, зачастую копируемый праздник на восьмое марта и на День матери не будет однотипным. Это может быть драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», «Красная шапочка и ее друг серый волк» и т. д. Участие родителей в таких постановках не ограничивается изготовлением атрибутов для своих детей, а носит практическое включение мам и пап-они вместе с детьми проживают сказку в качестве сказочных персонажей.

Задать вопрос