Использование инновационных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: час двигательного творчества и динамический час
Автор: Ульянцева Елена Николаевна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 29.11.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Ульянцева, Е. Н. Использование инновационных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками: час двигательного творчества и динамический час / Е. Н. Ульянцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9626/ (дата обращения: 20.12.2024).
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — одна из приоритетных задач каждого современного дошкольного образовательного учреждения Российской Федерации. Ежегодно, независимо от годовых задач детского сада, коллектив дошкольной образовательной организации старается уделять внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников, приобщению подрастающего поколения к основам здорового образа жизни, плотно сотрудничает с семьями воспитанников в части формирования представлений о здоровье.
Реализация таких инновационных форм работы, как «час двигательного творчества» и «динамический час» носит репрезентативный характер и может быть использована любой дошкольной образовательной организацией в своей деятельности.
«Динамический час» организуется воспитателем на дневной прогулке или во второй половине дня (как в спортивном зале, так и в групповом помещении). Его длительность составляет примерно 18–20 мин, а содержание определяется в соответствии с возрастом детей. Данная форма работы не должна дублировать занятия по физической культуре.
Вместо классической организации физкультурно-спортивной деятельности упор сделан на основной вид детской деятельности — игру.
Структура «динамического часа» состоит из двух частей.
- Оздоровительная разминка, которая реализуется в игровой форме и подготавливает организм дошкольника к физической (двигательной) нагрузке. Можно использовать различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
- Оздоровительно-развивающая часть — тренировка конкретного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры и т. д.
Для повышения интереса к выполнению заданных игр и игровых упражнений используются образно-игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты», «индейцы», «моряки», «бравые солдаты», «юные путешественники» и др.
Другой формой физического развития детей может быть «час двигательного творчества», который организуется в спортивном или тренажёрном зале дошкольных образовательных учреждений, т. к. требует большего игрового пространства, чем пространство группы. Он реализуется во второй половине дня, под непосредственным контролем инструктора по физической культуре и при активном участии воспитателя. Проводится он в старшей и подготовительной группах. Сначала задается тема, сюжет и далее все выполненные физические упражнения описываются детьми, исходя из тематики. Непосредственно развивается двигательное творчество, что очень актуально в последнее время, т. к. многие дети не могут раскрепоститься, снять мышечное напряжение, бывают довольно зажаты (как в эмоциональном, так и в творческом плане). Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. В связи с отсутствием внешней регламентации взрослого, детям дается возможность понять, что у них получается, а что нет. Дети начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале. Для «часа двигательного творчества» используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослым или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве.
Для того, чтобы «час динамического творчества» был результативным, у детей нужно развивать воображение. И воображение должно быть настолько развито, чтобы дети могли перенести воображаемые предметы на спортивный инвентарь. Например, гимнастическая стенка должна превратиться в горы, деревянные дуги в туннели. И в итоге должен получиться рассказ от лица детей по заданной воспитателем тематике. Это, наверное, самая главная трудность в реализации «часа динамического творчества».
Рассмотрим динамический час «Путешествие в горы» с включением двигательного творчества с детьми старшей группы — именно тот учебный момент, как переходный от динамического часа к часу двигательного творчества. Целесообразно включать в такой учебный момент подгруппу детей.
Цель: развивать двигательное творчество.
Задачи:
— упражнять в ходьбе на беговой дорожке, езде на велотренажере, в ползании и сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по повышенной опоре, закреплять навыки лазанья на гимнастическую стенку, профилактика плоскостопия;
— развивать творческое самовыражение и фантазию, коммуникативные навыки;
— создать благоприятный климат и доверие в подгруппе.
Предлагаемое оборудование для детей было ограничено: велотренажер, беговая дорожка, сухой бассейн, мягкие модули, деревянные дуги, канат, гимнастическая стенка.
Задала тематику по рассказу «Давайте представим, что сейчас только началась золотая осень — деревья одеты в яркую желто-оранжевую листву и стоим мы у подножия горы, и так захотелось нам туда подняться — посмотреть на осеннюю красоту сверху. Ну что ж, отправимся в путешествие на гору? Перед вами разные предметы, которые непременно нужно использовать при поднятии в гору. А я сегодня буду таким же путешественником, как и вы
Мы готовы для похода,
Поднимаем выше ноги.
Скоро до горы дойдем,
Там немного отдохнем».
Обозначала оборудование и дети придумывали, как будут использовать оборудование «при подъеме в гору» и чем это будет являться.
Предполагаемый ход двигательной деятельности:
Велотренажер, беговая дорожка — «Подъем в гору».
Мягкие модули — «Преодоление препятствий — склонов, оврагов».
Канат — «Проход с одного откоса горы на другой по канатной дорожке».
Деревянные дуги — «Пролезть через горный узкий туннель».
Гимнастическая стенка — «Забраться на отвесную скалу».
Сухой бассейн — «Искупаться в горном озере».
Далее повторение всех действий в обратном порядке — спуск с горы.
«Час динамического творчества» и «динамический час» позволяют презентовать педагогическую деятельность с разных сторона и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. А вместе с этим и осуществляется реализация образовательной программы.