Развитие познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности
Автор: Сидоренко Анна Владимировна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 28.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Сидоренко, А. В. Развитие познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности / А. В. Сидоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9629/ (дата обращения: 19.12.2024).
Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников, она сопровождает ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия. В рамках реализации образовательной программы ДОО, в свете реализации ФОП ДО, ФГОС ДО, игра становится доминантным видом и родом деятельности дошкольников всех возрастов. Именно в игре ребенок получает первый практический опыт в построении коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми (педагогами), у него начинают формироваться социальные навыки, что немаловажно в адаптации ребенка к условиям современного мира. Игра-это инструмент развития дошкольника.
Для познавательного развития детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер (смешивание красок для получения нового цвета).
При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Огромное поле деятельности для реализации детской инициативы и самостоятельности, для возможности детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой и прочими материалами. Они чрезвычайно увлекательны и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Игры с водой
Одна из любимых забав детей. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Вода буквально притягивает к себе ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. В современном дошкольном образовательном учреждении возможность играть в игры с водой предоставляется в любое время года. Воспитатели, при создании развивающей предметно-пространственной среды находят возможность разместить вариативные модули по ознакомлению с живой и неживой природой так, чтобы одной из их составных частей стали зоны воды. Это могут быть мини-емкости с водой, атрибуты для проведения различных игр с водой, детские бассейны, специально приобретенные центры воды. Возможность реализации детских инициатив в этом центре будет зависеть только от творческого подхода воспитателя.
Игры с песком
Песок — это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы. Недаром он был выбран психологами для такой замечательной техники — как песочная терапия, это значит — что «общение» с песком полезно не только детям — но и взрослым. Сухой или влажный — онобладает разными свойствами, познавая их, ребенок открывает для себя новые горизонты развития. Зачастую, в группах детского сада (или в специальных общественных зонах, кабинетах) располагаются песочницы различного предназначения (световые, интерактивные, мини-песочницы с кинетическим песком и пр.). Все это позволяет педагогу дошкольного образовательного учреждения не быть привязанным к сезонным изменениям, погодным условиям и прочим негативным составляющим… Он создает условия, благоприятно влияющие на воспитанников, в которых каждый дошкольник имеет возможность быть задействованным в игровой деятельности. Рекомендуется иметь мини-емкости с песком в Спокойном секторе группы, что позволяет детям, испытывающим некомфортное нахождение среди большого числа сверстников уединиться, успокоиться и поиграть. И самое главное-это безопасно!
Игры с матрешкой
С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему. Для детей, незнакомых с матрешкой, очень важен момент первой встречи с ней, открытие ее секрета. Возможности работы с матрешкой-безграничны! Начинить можно с матрешки, как с символа России, затем перейти к ее разнообразным видоизменениям. Не стоит забывать о матрешке, которая символизирует конкретный регион России. Ну и конечно же, сама роспись этой чудесной во всех смыслах игрушки — это отдельная планета.
Игры с пирамидкой
Пирамидка — очень полезная игрушка не только для малышей, но и для ребят постарше. Разбирая и собирая пирамидку, ребенок овладевает определенными практическими навыками, учится сравнивать и классифицировать ее элементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Современные родители зачастую говорят о том, что это не современно, не интересно, не актуально. Но, как показывает практика работы в дошкольном мире, многие дети (особенно раннего дошкольного возраста) вообще не знакомы с этой игрушкой! А как много она несет в себе задач: развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, количественный и порядковый счет, знание цветовой гаммы и пр.
Игры с кубиками
В группе есть наборы кубиков из дерева, пластмассы, кубики с предметными и сюжетными картинками. Сейчас в продаже есть кубики на любой вкус и если вы приобретете набор для игр дома, то сможете играть всей семьей. А если каждая семья сможет создать свои уникальные авторские кубики-то это будет здорово!
Поиграйте дома в игру «Волшебный мешочек». Эта игра формирует умение на ощупь узнать предмет и назвать его. Для игры используется мешочек с некрупными игрушками. Игрушки знакомые ребенку. Предложить на ощупь отгадать, что это за игрушка. Ребенок должен, ощупывая одной или двумя руками, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и показывает.
Не забывайте о том, что в игре ребенок развивается и познает мир. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступаем в мир детской игры, мы многому можем научить детей. Поэтому очень важно помнить о том, что создавая развивающее пространство дома или в детском саду, во главу угла всегда надо ставить игру!