Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительного возраста «Профессия: лётчик-космонавт»
Автор: Финогина Ольга Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 03.01.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Финогина, О. В. Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительного возраста «Профессия: лётчик-космонавт» / О. В. Финогина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9507/ (дата обращения: 18.01.2025).
Интеграция образовательных областей . «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи .
1) Способствовать освоению детьми представлений о профессии летчик-космонавт; развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проявлять инициативу и самостоятельность; воспитывать у детей уважительное отношение к профессии летчик-космонавт, (ОО «Познавательное развитие»);
2) Развивать эмоциональную отзывчивость, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, воспитывать умение действовать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);
3) Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную грамматически правильную диалогическую речь, развивать общую, мелкую моторику (ОО «Речевое развитие»);
4) Способствовать реализации самостоятельной изобразительной деятельности детей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
5) Развивать умение согласовывать речь с движением (ОО «Физическое развитие»).
Методы и приемы.
Практические: упражнения, игровые приёмы.
Наглядные: демонстрация предметных картинок, схемы.
Словесные: беседа, загадки, объяснение.
Материалы и оборудование:
Головоломка «Танграм», схемы ракеты, блоки «Дьенеша », обручи (красный, зеленый, жёлтый), Маршрутные карты,
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физ. минутка «Космическая мечта» |
Игровая |
Д/И «Найди лишний», «Маршрут ракеты», «Космический мусор» |
Изобразительная |
Раскраски «Космонавт», «Ракета» |
Познавательно-исследовательская |
д/и «Инженеры-конструкторы», |
Коммуникативная |
Вопросы, беседа, загадка. |
Логика образовательной деятельности
Этапы (последовательность деятельности) |
Деятельность педагога и детей |
Обсуждение реального или вымышленного события (деятельность педагога с детьми) |
Педагог загадывает загадку: Человек сидит в ракете. Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. (Космонавт) Интересуется знают ли дети, кто был первым космонавтом? При затруднение оказывает помощь. Сообщает, что Ю. А. Гагарин –первый покорил космос! (Слайд № 1: «Портрет Ю. А. Гагарин») Но пробыл он там совсем недолго. Сейчас космонавты живут на орбитальных станциях по несколько месяцев, выполняют работу внутри станции и в открытом космосе. (Слайд № 2 «Орбитальная станция») Лётчик-космонавт это очень интересная, но очень трудная профессия. Чтобы стать лётчиком-космонавтом, необходимо много знать и уметь. Интересуется, какими качествами должен обладать кандидат в космонавты? При затруднение оказывает помощь. |
Постановка цели (деятельность педагога с детьми) |
Предлагает детям отправится в космическое путешествие. Сообщает, что для этого надо освоить профессию летчик-космонавт и пройти специальную подготовку. Спрашивает у детей, готовы ли? |
Анализ — сравнение, активное обсуждение демонстративного материала (деятельность педагога с детьми) |
I . Сообщает, перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Предлагает детям несколько наборов из 4 картинок. Интересуется, что в данных наборах лишнее и не укладывающийся в общую схему, просит объяснить свой выбор. Дидактическая игра «Найди лишнее» 1 . Скафандр, шлем космонавта, космическая еда, кастрюля. 2 . Космос, спутник, простой карандаш, игрушка пирамидка. 3 . Фен, космодром, ракета, спутниковая тарелка. 4. Астероиды, Луна, НЛО, Солнце. 5. Земля, орбитальная станция, созвездие, банан. II. Игра «Инженеры — конструкторы» Предлагает ненадолго стать конструкторами и построить космический корабль из головоломки «Танграм». Сообщает, что у каждого есть схема космического ракеты, необходимые строительные детали. При затруднение оказывает помощь. Сообщает, что космическая ракета готова и ждет запуска на космодроме. Но для полета надо пройти физическую подготовку, так как в космос полететь могут только физически здоровые люди. III. Физ. минутка «Космическая мечта» Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Быть здоровым не лениться, хорошо учиться. И зарядку каждый день будем делать — нам не лень! Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться, Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. А потом все тише, тише походить — и сесть опять. С ообщает что все успешно прошли физическую подготовку и допускаются к полету в космос. Предлагает детям составить маршрут полета. Дидактическая игра «Маршрут ракеты» Каждый ребёнок, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты: — Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете, потом к большой желтой планете и т. п. Сообщает, что маршрут готов и можно отправляется в космический полёт. IV. Интересуется готовы ли отправится в космический полёт? Предлагает занять места в креслах и пристегнуть ремни. (поза 1 -дети ложатся на ковёр, обхватывают колени руками. Лежат в таком положении 10–15 секунд) Педагог начинает отсчёт времени: (вместе с детьми) –5, 4, 3, 2, 1 –ПУСК Сообщает, что при старте ракета дрожит, внутри ракеты ощущается вибрация (поза 2 — дети поднимают вверх руки и ноги. В течение 10–15 секунд трясут ими в воздухе. После этого возвращаются в позу 1). Интересуется как космонавты передвигаются по кораблю? Сообщает, что в космосе нет воздуха, нет силы притяжения. Все предметы становятся лёгкими, как перышки. Их ничего не держит, поэтому они летают в невесомости. Интересуется какие опасности нас могут подстерегать в космосе. При затруднение оказывает помощь. Предлагает выйти в открытый космос для сбора «космического мусора». Дидактическая игра «Космическая мусор» (игра с блоками Дьенеша) На ковре три обруча (красный, зелёный, жёлтый) . У каждого обруча своя кодовая карточка. Дети делятся на 3 команды и собирают «мусор» согласно кодовой карточке. Сообщает, что путешествие подошло к концу, и пора возвращаться домой. Дети собираются в круг ближе друг к другу. 5,4,3,2,1 ПРИЕХАЛИ. |
Педагог интересуется понравилось ли ребятам путешествовать, предоставляет детям возможность высказаться, задаёт вопросы: — О какой профессии мы сегодня говорили? — Как называется специальная одежда для космонавта? — Как космонавты передвигаются по кораблю? — Как питаются космонавты в космосе? — Кто был первым космонавтом? — На чем космонавты отправляются в космос? — Откуда стартует ракета? |
|
Модификация |
Педагог мотивирует детей на продолжение работы в самостоятельной деятельности. Предлагает нарисовать ракету, космонавта по точкам и раскрасить их. |
Литература:
- О. В. Дыбина, Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5–6 лет. -2-е изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.56с.
- Т. А. Сидорчук, «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. — АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015.-163 с.
- М. М. Боррисова, Малоподвижные игры и игровыеупражнения: Для занятий с детьми 3–7 лет.2-е изд., испр.и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20ё6. — 48 с.