Современные подходы к организации предметно-пространственной среды в контексте развития детей дошкольного возраста на примере вариативного модуля «Весь мир —театр!»
Автор: Сажина Елена Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 13.12.2024
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Сажина, Е. В. Современные подходы к организации предметно-пространственной среды в контексте развития детей дошкольного возраста на примере вариативного модуля «Весь мир —театр!» / Е. В. Сажина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9683/ (дата обращения: 18.01.2025).
В рамках реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования огромное внимание уделяется именно начальной ступени образования — дошкольному детству. Основные нормативные документы, регулирующие деятельность всех дошкольных образовательных организаций на территории нашего государства подчинены требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Современная среда в детском саду должна соответствовать принципам трансформируемости, безопасности, доступности. При этом она должна так быть создана педагогом, чтобы она мотивировала детей на развитие творческого воображения, творческой инициативы, воспитывала в детях самостоятельность, давала право свободного выбора любого вида деятельности.
При создании развивающей среды педагог учитывает возможность трансформируемости пространства как самими детьми, так и взрослыми участниками образовательного процесса. Не каждое дошкольное образовательное учреждение может похвастаться наличием свободного игрового пространства, доступного для разновозрастных сообществ воспитанников, которое будет функционировать в течении всего времени пребывания ребенка в учреждении. Поэтому, на воспитателей ложится прямая ответственность за созданные им условия в групповом помещении для развития детей и для реализации образовательной программы.
Рассмотрим интегративный подход при создании вариативного модуля активного сектора «Весь мир — театр!».
Данный модуль является вариативным и его расположение выбирается вне зависимости от света. Он является обязательным наполнением среды: от групп раннего дошкольного возраста до подготовительных. Вариативный модуль «Весь мир — театр!» может интегрировано располагаться с вариативными модулями «В мире звуков и музыки!», речевым модулем «Говорим и запоминаем».
При создании данного модуля в группе раннего дошкольного возраста стоит помнить о том, что педагог только начинает пробуждать интерес у детей к театрализованной игре путем первого опыта общения с куклой (например: кукла Маша показывает концерт для ребят, или поет для мамы). Воспитатель может мотивировать детей на отзыв в играх со звуками (капельки дождя, наш друг — ветерок). В этом возрасте дети учатся подражать движениям животных и птиц под музыку, поэтому для них актуальны будут игры «С курочкой-хохлаткой», «Маленький щенок».
Также элементами театрализованной деятельности станут игры, основанные на малых фольклорных формах (потешках, закличках). Для этого в группе должны быть атрибуты для их проведения (маски, костюмы, предметы-заместители).
Дети данного возраста еще не могут передать самостоятельно образ сказочных героев, известных персонажей сказки, поэтому они это начинают делать только при помощи взрослых. Поэтому, неотъемлемой частью среды становятся разные виды театров: настольный (по русским народным сказкам: «Репка», «Колобок»), перчаточный.
Дети младшего дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, уже могут имитировать характерные действия персонажей (прыгать как серый козлик, кудахтать, как курочка Ряба и. т.д.). В этом возрасте, в настольному театру и кукольному добавляются такие виды театра, как пальчиковый, теневой, театр на ковролине или фланелеграфе). Воспитатель создает условия для формирования интонационной выразительности речи в процессе театрализованных игр, способствует формированию у детей умения следить за развитием сюжета.
Средний дошкольный возраст отличается тем, что дети, имея уже заложенную базу в предыдущих группах, уже способны сами формировать социальный опыт навыков поведения, развивают творческую активность и сами. Они уже способны и передать интонацией и мимикой образы персонажей. К уже имеющимся видам театра добавляется музыкальный театр, детский театр, театр зверей, театр на воздушных шарах и пр.
Гардеробная как составная часть вариативного модуля «Весь мир театр!» уже наполнена костюмами сказочных животных, образы которых передают дети, в том числе на праздниках (Зайка серенький, Волк-зубами щелк, Мишка-косолапый, Лисонька-лиса).
Дети старшего дошкольного возраста уже с помощью вариативного модуля знакомятся с такими видами театрального искусства, как балет, опера, кукольный театр. Поэтому, актуальным наполнением модуля будут фотографии (или иные изображения) деятелей искусства (музыкантов, актеров, работников сцены и пр.), журналы и картины с изображениями театральных спектаклей, а также фотографии детей с праздников и досугов, где они участвуют в инсценировках и драматизациях. Воспитатель знакомит детей старшего дошкольного возраста с театральной терминологией, а именно: кулисы, антракт, акт, актер и пр.
Дети уже являются соавторами в изготовлении атрибутов, декораций, элементов костюмов. Поэтому, наполнение модуля предполагает наличие творческих компонентов для этого.
Виды театров разнообразно выглядят в старшей группе: перчаточный, масочный, кукольный, пальчиковый, настольный, театр на ложках, палочках и. т.д.
В каждой возрастной группе мобильным атрибутом модуля являются ширмы. Их выбор буде обоснован условиями размещения, возрастом детей: настольные, напольные, выполненные в виде избушке, домиков, макетного типа.
Некоторые педагоги дошкольных образовательных организаций допускают ошибки при создании вариативного модуля «Весь мир-театр!». Зачастую, наполнение модуля в младшей и старшей группе ничем не отличается, содержание не соответствует возрастным особенностям детей. Поэтому при создании и наполнении содержанием любого модуля отправной точкой будут требования образовательной программы учреждения, возрастные особенности дошкольников.
И тогда вариативный модуль всегда будет привлекать детей, он будет являться катализатором в развитии творческих способностей дошкольников.