Совместное развлечение детей и родителей в форме квест-игры как средство формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «На поиски Маши и Вити» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Пятерикова, Я. Р. Совместное развлечение детей и родителей в форме квест-игры как средство формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста «На поиски Маши и Вити» / Я. Р. Пятерикова, Р. Р. Хамзина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9689/ (дата обращения: 19.12.2024).

Препринт статьи



В статье авторы рассматривают гендерные представления у детей в процессе совместной деятельности с родителями.

Ключевые слова: ключ, клад, лесовичок, загадка, команда, девочки, мальчики, квест-игра.

Цель: закрепить гендерные представления у детей в процессе совместной деятельности с родителями.

Задачи.: продолжать формировать познавательный интерес, умение работать с картами, закреплять счет до 10, закрепить слова «прилагательные» по гендерной классификации, формировать навыки прорисовки отличительных гендерных признаков в рисовании человека, закреплять основы гендерного поведения; развивать сенсорные возможности; все моторные функции (мелкую, среднюю и крупную моторику); физическую активность; развивать мышление, память, внимательность; мотивировать к гендерному самопринятию, воспитывать уважительное отношение друг к другу, дружеские чувства, мотивировать к саморазвитию гендерных признаков, создать положительное психоэмоциональное настроение.

Организационный момент

Вводная часть

В группу к детям забегает Баба Яга и обманным путем уводит за собой двоих детей (детей заранее можно предупредить). Воспитатель предлагает отправиться в лес к Лесовичку за помощью.

Двое детей, мальчик и девочка вместе с Бабой Ягой размещаются в избушке Бабы Яги (которая располагается в спорт. зале).

Лесовичок: — добрый день, мои дорогие! Добро пожаловать!

Участники: здравствуйте, Лесовичок!

Все участники проходят на середину зала.

Воспитатель: уважаемый Лесовичок, помогите нам. Баба Яга похитила наших ребят (называет имена), мы должны им помочь, потому что мы очень дружные и всегда помогаем друг другу. Правда, ребята?

Дети: ответы.

Задача: детям необходимо спасти товарищей, преодолев препятствия на своем пути.

Лесовичок: хорошо, буду вашим путеводителем, укажу вам путь как добраться до ваших друзей и спасти их. Вас ждут интересные приключения, мальчики мне покажут свою смекалку и силушку богатырскую, а девочки трудолюбие и мудрость. А вам, родители, будет урок, чему деток подучить, чтобы выросли из них ясны молодцы и девицы прекрасные.

Лесовичок приглашает участников сесть в Ладью и поделиться на две команды.

Родители вместе с детьми делятся на две команды: команда девочек и команда мальчиков. Каждая команда выполняет задание либо вместе, либо по очереди согласно указаниям ведущего Лесовичка. После каждого задания они получают подсказку (загадку) для финального задания. В финале из ответов на загадки участники должны будут составить кодовое слово. В конце финального задания игроки получают ключ от избушки Бабы Яги для спасения своих товарищей.

Лесовичок: одной команде я дам волшебный кокошник. Это команда будет называться «Девицы». А второй команде я дам меч Богатырский, эта команда будет называться «Молодцы».

1. Квестовая часть

Место проведения игры — спортивный зал. На начальном этапе все участники сидят в общей Ладье (Декорация лодки с использованием лавочек). Лесовичок приглашает команды по очереди или вместе, в зависимости от задания, а затем дети снова возвращаются в Ладью.

Задание 1

Лесовичок:

«Как у суши есть море, а у дня есть ночь,

Так у мамы и папы, есть сын и дочь.

А значит мальчики и девочки».

Лесовичок приглашает на первое задание по одному игроку: детей и родителей.

Лесовичок: у меня есть чудо-сундук, вам на ощупь нужно в нем найти фигуры кукол: мальчику — куклу-мужчину, а девочке — куклу-женщину. Затем описать их яркие отличия по внешнему виду. После выполнения задания детьми родители должны будут найти в этом же сундуке атрибуты для кукол в соответствии с их принадлежностью.

После выполнения задания Лесовичок дает каждой команде подсказку для финального задания (загадка).

Карточка с загадкой:

Не паровоз, не пароход, а из трубы дым идет.

Из бруса деревянный, уютный, теплый, славный (ответ «дом»).

Задание 2

Лесовичок: молодцы! Переходим к следующему заданию. Послушайте загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще — мольберт-треножник,

Потому что я …

(ответ: художник)

А задание будет таким. Перед вами два мольберта. Команде мальчиков нужно нарисовать девочку, а команде девочек — мальчика. Выиграет тот, кто быстрее сможет нарисовать и прорисовать отличительные черты. Родители могут подсказывать словесно. К каждому мольберту приглашается один родитель и один ребенок.

В конце задания, получает подсказку победившая команда.

Карточка с загадкой:

Дождик небо украшал, водичку с солнцем размешал.

Краски взял — семь цветов, мост разноцветный готов!

(ответ: «радуга»)

Задание 3

Лесовичок: А теперь задание для родителей. Перед вами два мольберта. К каждому приглашается один взрослый и один ребенок. Команде мальчиков нужно нарисовать игрушку для мальчика. А команде девочек — игрушку для девочек. Но рисовать родители будут с завязанными глазами. Дети могут подсказывать словесно.

В конце задания получает подсказку победившая команда.

Карточка с загадкой:

Рты растянулись до ушей, в глазах добра с избытком.

Что вижу я у малышей, на личиках… (ответ: улыбку)

Задание 4

Лесовичок: молодцы! Теперь нам нужно немного размяться, чтобы продолжить наш путь. Ребята скажите, пожалуйста, кого мы считаем нежными, слабыми: мальчиков или девочек?

Ответы детей: (девочек)

Лесовичок: правильно, ребята! Поэтому мальчики должны ухаживать за девочками, предлагать свою помощь, пропускать вперед. Поэтому сейчас я приглашаю сначала команду девочек, а потом мальчиков.

Для выполнения задания выходят все девочки и мамы. Одна девочка — ведущая. Перед ней карточка с комплексом упражнений. Повторяя за ведущей, под музыку вам как можно скорее необходимо выполнить этот комплекс на время.

Молодцы, справились!

Лесовичок: а теперь я приглашаю команду мальчиков. Ведущий по сигналу начинает выполнять по карте комплекс упражнений для мальчиков, а остальные повторяют.

Молодцы, вы справились!

Кто по времени справился быстрее, получает подсказку.

Карточка с загадкой:

Он ходит голову, задрав. Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф. А потому. Что он…

(ответ: жираф)

Задание 5

Лесовичок: а сейчас я вас приглашаю на совместное задание.

Мальчики встают напротив девочек в ряд. А родители встают за спины детей. Если детям нужна будет помощь, родители подсказывают.

Я передаю мяч по сигналу первому игроку — мальчику, а он громко и четко называет качество идеальной девочки и передает мяч следующему мальчику, тот продолжает, пока мяч не окажется у последнего в колонне. Как последний скажет последнее качество, он поднимает мяч вверх, это будет говорить о законченности упражнения.

Следующими задание выполняют девочки, они передают так же мяч друг другу, называя самые лучшие мужские качества. Последняя поднимет мяч вверх после выполнения задания.

Кто по времени справится быстрее, тот выиграл.

Лесовичок: молодцы! Победители получают подсказку.

Карточка с загадкой:

Свяжет теплые перчатки, поиграет в ладушки.

В волосах седые прядки, это моя … (ответ: бабушка)

Финал квест-игры.

Лесовичок: ну что же, ребята, мы с вами уже дошли до самого интересного. Сейчас обе команды выходят на середину зала.

Родители по очереди зачитывают подсказки, а дети пытаются отгадать. За каждый ответ дети получают картинку с ответом.

Лесовичок: ребята, сейчас у вас у каждой команды картинки, вам необходимо назвать первые звуки слова.

Участники по очереди называют первые буквы предмета изображенного на картинке. Лесовичок обменивает картинки на буквы .

Лесовичок: молодцы! Мы совсем в нескольких шагах от спасения наших товарищей. Я приглашаю снова всех сесть в ладью, кроме тех, у кого в руках буквы.

Ребята с буквами подходят к вывеске (натянутая веревка с прищепками). Вывеска расположена так, чтобы все участники ее видели.

Посмотрите, пожалуйста, на обратной стороне букв есть цифры. Вы должны собрать слово на прищепках, ориентируясь на числовой порядок.

Родители, какое слово у нас получилось?

Родители читают: дружба.

Лесовичок: молодцы! А теперь мы отправляемся за ключом от избушки Бабы Яги. Не забудьте про кодовое слово.

Лесовичок: Под старым дубом карта лежит, в ней дорожка, как до сундука добраться, в котором ключик лежит. Я сейчас Ясному молодцу завяжу глаза, а Красная девица поведет его по дорожке к дубу.

Лесовичок бросает клубочек с красной ниткой так, чтобы образовалась дорожка до дуба. Мальчику завязывают глаза, а девочка аккуратно должна по дорожке довезти до дуба. Там ему развязывают глаза и он ищет карту.

Лесовичок: Молодцы! Справились.

Перед вами карта. Необходимо повернуться к дубу спиной и от этой точки начать движение по карте.

В этот момент по всей площади помещения в хаотичном порядке расставляются сундуки (они наполнены мелкими игрушками). В одном из них ключ.

Мальчик и девочка вместе выполняют задание и оказываются возле сундука с ключом.

Лесовичок: А теперь мы посмотрим, тот ли это сундук. Нам нужны в подкрепление еще ребята. Нам нужны две девочки и два мальчика для поиска ключа. Кто назовет больше всех женских и мужских профессий, того я приглашу на помощь.

Дети: ответы.

Четверо детей выходят к сундуку и среди игрушек пытаются отыскать ключ. Ключ найден.

Лесовичок приглашает всех детей подойти к избушке Бабы Яги.

В избушке Баба Яга и похищенные дети.

Дети встают полукругом около избушки.

Лесовичок: Ребята, вот вы и добрались до Бабы Яги. Но нам ее надо усыпить, чтоб мы могли открыть дверцу и спасти товарищей. Для этого вам нужно вспомнить кодовое слово, взяться за руки, произнести кодовое слово и подуть на нее дружно три раза.

Баба-Яга засыпает. Самая маленькая участница открывает избушку ключом. Ребята берут за руки товарищей.

Заключительная часть

Лесовичок: молодцы! Пройдя все испытания на своем пути, вы спасли своих друзей! Я приглашаю вас всех на середину зала. Я горжусь вами, вы очень дружно справились с заданиями! Кто мне напомнит, какие задания мы сегодня выполняли?

Дети: ответы.

Лесовичок: а теперь я приглашаю всех на лесную поляну потанцевать.

Спящая Баба Яга просыпается и просит прощения у детей, затем танцует вместе с ними. Звучит музыка: «Мальчики и девочки» Барбарики.

Литература:

  1. Картотека загадок из личной библиотеки группы.
  2. Пятерикова, Я. Р. Квест- игра по гендерному развитию личности / Я. Р. Пятерикова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/tema-kvest---igra-po-gendernomu-razvitiy.739846198/?/?/?history=3&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 16.12.2024).
Задать вопрос