Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи». Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников
Автор: Акишева Наталья Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 20.12.2024
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Акишева, Н. П. Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи». Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников / Н. П. Акишева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9709/ (дата обращения: 23.02.2025).
Пояснительная записка к методической разработке «Приключение Мухи-Цокотухи»
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Согласно ФОП в области социально-коммуникативного развития определены основные задачи образовательной деятельности сферы трудового воспитания: 5–6 лет знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности; 6–7 лет формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов.
Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи»
Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников
Станция № п/п |
Персонажи на станции, атрибуты |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
|
1 Что такое деньги? Знакомство с номиналом денежных купюр и монет. |
1.«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Альбомный лист для наклеивания результата прохождения станции, клей карандаш. Настоящая купюра. Приложение № 1 |
Речь педагога: Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо муха по полю, пошла, муха денежку нашла . Муха-Цокотуха: Вот ребята, пока я к вам шла, я нашла не одну денежку ! (показывает «деньги») Педагог: Вы знаете как выглядят деньги, которые обращаются в нашей стране. В России это бумажные купюры и металлические монеты. Все разновидности денег называются денежными знаками. Бумажные деньги печатают на специальных фабриках фирмы «Гознак» (государственный знак). Изготовление банкнот начинается с производства особой «денежной бумаги». Что же такого особенного в этой денежной бумаге? Знаете, чем она отличается от обычной? (Показывает настоящую купюру, рассказывает о водяных знаках) Муха-цокотуха: Давайте мы с вами представим, что наша группа-новое государство, в котором еще нет денег, и нам нужно их изготовить! Нужно подумать над эскизом (образцом). Муха-Цокотуха приклеивает банкноту на альбомный лист и предлагает детям посетить следующую станцию. |
Дети отвечают на вопросы. Называют номиналы монет и бумажных купюр (педагог помогает). Дети обсуждают эскиз купюры. Рисуют на заранее подготовленной чистой купюре. |
|
2 Как у людей появляются деньги? Учимся зарабатывать деньги. |
1.«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Клей карандаш. Альбомный лист для наклеивания результата прохождения станции. Приложение № 2 |
Муха-Цокотуха: Ребята, авы когда-нибудь находили деньги как я? (показывает монету) Речь педагога: Ребята, деньги не лежат под ногами и не растут на деревьях! Вы знаете, как они появляются у людей? Правильно-деньги — это продукт труда человека! Труд — это затраты сил и времени! Муха-цокотуха : Вы тоже можете трудиться, делать что-то полезное для себя, своих близких, друзей и домашних животных. Ведь любой труд — это хорошо! Давайте поиграем в игру и как взрослые заработаем деньги! Муха цокотуха приклеивает на альбомный лист монеты (несколько штук). |
Дети отвечают на вопросы. Дети делятся на 2 команды. По очереди один ребенок из каждой команды подходит к педагогу. Муха-Цокотуха показывает картинку, какой вид труда он должен изобразить. Далее, ребенок с помощью жестов и движений должен изобразить вид труда, который ему был показан. Вторая команда должна отгадать, какой вид труда изображен. |
|
3 Тратим разумно! Магазин. |
1«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции. Приложение № 3 |
Педагог: Ребята, вы уже узнали много нового о деньгах. Какие бывают деньги, как они выглядят, как их изготавливают, и даже как их можно заработать! А как же их правильно тратить? Муха-Цокотуха: Как, их тратить? (возмущается) Вот я пошла на базар и купила самовар! (показывает изображение самовара) Педагог: Вот, Муха-Цокотуха потратила единственную денежку на покупку самовара! Но вы должны знать, что деньги нужно тратить с умом! Есть покупки, которые необходимы. А есть покупки, которые можно отложить на потом. Муха-Цокотуха: Это как определить можно необходимое и нужное или то что хочется? (задумывается) Педагог: Сейчас мы с ребятами тебе объясним. Поиграем в магазин. Кто будет продавцом? (выбирает продавца) Муха-цокотуха благодарит детей, за то что помогли ей научится грамотно тратить деньги, наклеивает на лист медаль «Юный финансист» |
Дети отвечают на вопросы. Дети играют в магазин. Им предложены картинки товаров первой необходимости, игрушек, гаджетов и сладостей с ценниками, «деньги». |
|
4 Копилка. Копим и сберегаем! |
1«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции. Приложение № 4 |
Педагог: Вы потратили все деньги на необходимые для человека товары, но остались же у вас еще желания купить что то, что не так нужно, но очень хочется? Муха-Цокотуха: Да, вот у меня есть одна монетка (показывает монету ), но мне не хватит ее, чтобы купить игрушку. Как же быть? (задумалась, расстроилась) Педагог: Язнаю, как решить эту проблему! Деньги можно накопить. Поможем Мухе-Цокотухе? (обращается к детям ) Муха-цокотуха благодарит детей, приклеивает на лист картинку копилки. |
Дети рассказывают, что хотят купить. Дети играют в дидактическую игру «Копилка» Им предложены карточки с изображением копилки, количеством и номиналом монет, распечатанные монеты. Дети согласно условиям, на карточке выкладывают нужные монеты. Считают их. |
|
5 Банк. Банковская ката. Сберегаем и приумножаем! |
1«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции. Приложение № 5 |
Педагог: Ребята, вы такие молодцы, накопили очень много денег! (показывает копилку) Муха-Цокотуха: Да, денег теперь действительно много, я смогу купить игрушку. (мечтает) Педагог: Муха-Цокотуха, у тебя еще и останутся денежки! Что ты с ними будешь делать? Муха-Цокотуха: Не знаю. (пожимает плечами) Педагог: Амы и в этом тебе можем помочь! Правда, ребята? (обращается к детям) Вы же знаете о что такое банковская карта (показывает карту, Муха-Цокотуха рассматривает ее) Педагог: На такую карту можно положить деньги, снять деньги, расплатиться ею в магазине, а еще и накопить деньги! Но что бы ее получить нужно обратиться в отделение банка! Для этого нужен паспорт, без паспорта счет в банке не откроют. Муха –Цокотуха: про карту поняла, что это такое-банк! Банка какая-то и кто мне в банке карту выдаст, помидорка или огурец? Педагог : Не переживай, сейчас во всем разберемся! (показывает картинку банк России) Отделение банка, это место, в котором трудятся люди разных профессий: Кассир-операционист, менеджер, инкассатор, консультант. (показывает карточки с изображением профессий) Давайте поиграем с Мухой-Цокотухой?! Муха-цокотуха благодарит детей, приклеивает на лист картинку банковская карта. |
Дети участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Игра в банк. Дети распределяют роли (менеджер, администратор, кассир-операционист, инкассатор), Муха-Цокотуха и дети в роли клиентов банка. Игровые действия: клиент приходит в банк, ему нужно оформить банковскую карту. |
|
6 Возвращение на первую станцию. Подведение итога. Рефлексия. Награждение. |
1.«Муха-Цокотуха» 2.Педагог Лист с выполненными заданиями, дипломы на каждого ребенка. |
Педагог: Ребята, я вас поздравляю, вы справились со всеми заданиями ! (хлопает в ладоши) Помогли Мухе-Цокотухе, найти ответы на ее вопросы, и сами узнали много нового, полезного и интересного! Муха-Цокотуха: Спасибо, вам! Теперь я знаю, что такое деньги, как выглядят деньги нашей страны, где их изготавливают и на какой бумаге! ( радуется) Педагог: Ребята, а что вы узнали? Муха-Цокотуха подводит итог Муха-Цокотуха: Да я узнала, что деньги не валяются на земле, их нужно заработать! И тратить их нужно с умом! Беречь вещи и игрушки, на которые были потрачены деньги. А если есть какие-нибудь «желалки», то на них можно накопить с помощью копилки. И что в банке можно открыть счет и получить банковскую карту, которой можно не только пользоваться в магазинах, но и использовать ее как копилку. Муха-цокотуха благодарит детей, торжественно вручает дипломы о прохождении квест-игры. |
Дети участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Получают дипломы о прохождении квест-игры по финансовой грамотности. |
|
Литература:
- Ссылка на приложения https://disk.yandex.ru/i/LfZ06-_npph6sA