Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи». Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 20.12.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Акишева, Н. П. Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи». Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников / Н. П. Акишева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9709/ (дата обращения: 23.02.2025).



Пояснительная записка к методической разработке «Приключение Мухи-Цокотухи»

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Согласно ФОП в области социально-коммуникативного развития определены основные задачи образовательной деятельности сферы трудового воспитания: 5–6 лет знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности; 6–7 лет формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов.


Квест-игра «Приключение Мухи-Цокотухи»

Формирование элементов финансовой грамотности у дошкольников

Станция № п/п

Персонажи на станции, атрибуты

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1

Что такое деньги?

Знакомство с номиналом денежных купюр и монет.

1.«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Альбомный лист для наклеивания результата прохождения станции, клей карандаш. Настоящая купюра.

Приложение № 1

Речь педагога: Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо муха по полю, пошла, муха денежку нашла .

Муха-Цокотуха: Вот ребята, пока я к вам шла, я нашла не одну денежку ! (показывает «деньги»)

Педагог: Вы знаете как выглядят деньги, которые обращаются в нашей стране. В России это бумажные купюры и металлические монеты. Все разновидности денег называются денежными знаками. Бумажные деньги печатают на специальных фабриках фирмы «Гознак» (государственный знак). Изготовление банкнот начинается с производства особой «денежной бумаги». Что же такого особенного в этой денежной бумаге? Знаете, чем она отличается от обычной? (Показывает настоящую купюру, рассказывает о водяных знаках)

Муха-цокотуха: Давайте мы с вами представим, что наша группа-новое государство, в котором еще нет денег, и нам нужно их изготовить! Нужно подумать над эскизом (образцом).

Муха-Цокотуха приклеивает банкноту на альбомный лист и предлагает детям посетить следующую станцию.

Дети отвечают на вопросы.

Называют номиналы монет и бумажных купюр (педагог помогает).

Дети обсуждают эскиз купюры.

Рисуют на заранее подготовленной чистой купюре.

2

Как у людей появляются деньги?

Учимся зарабатывать деньги.

1.«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Клей карандаш. Альбомный лист для наклеивания результата прохождения станции.

Приложение № 2

Муха-Цокотуха: Ребята, авы когда-нибудь находили деньги как я? (показывает монету)

Речь педагога: Ребята, деньги не лежат под ногами и не растут на деревьях! Вы знаете, как они появляются у людей? Правильно-деньги — это продукт труда человека!

Труд — это затраты сил и времени!

Муха-цокотуха : Вы тоже можете трудиться, делать что-то полезное для себя, своих близких, друзей и домашних животных. Ведь любой труд — это хорошо!

Давайте поиграем в игру и как взрослые заработаем деньги!

Муха цокотуха приклеивает на альбомный лист монеты (несколько штук).

Дети отвечают на вопросы.

Дети делятся на 2 команды.

По очереди один ребенок из каждой команды подходит к педагогу.

Муха-Цокотуха показывает картинку, какой вид труда он должен изобразить. Далее, ребенок с помощью жестов и движений должен изобразить вид труда, который ему был показан. Вторая команда должна отгадать, какой вид труда изображен.

3

Тратим разумно!

Магазин.

1«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции.

Приложение № 3

Педагог: Ребята, вы уже узнали много нового о деньгах. Какие бывают деньги, как они выглядят, как их изготавливают, и даже как их можно заработать! А как же их правильно тратить?

Муха-Цокотуха: Как, их тратить? (возмущается) Вот я пошла на базар и купила самовар! (показывает изображение самовара)

Педагог: Вот, Муха-Цокотуха потратила единственную денежку на покупку самовара! Но вы должны знать, что деньги нужно тратить с умом!

Есть покупки, которые необходимы. А есть покупки, которые можно отложить на потом.

Муха-Цокотуха: Это как определить можно необходимое и нужное или то что хочется? (задумывается)

Педагог: Сейчас мы с ребятами тебе объясним. Поиграем в магазин. Кто будет продавцом? (выбирает продавца)

Муха-цокотуха благодарит детей, за то что помогли ей научится грамотно тратить деньги, наклеивает на лист медаль «Юный финансист»

Дети отвечают на вопросы.

Дети играют в магазин. Им предложены картинки товаров первой необходимости, игрушек, гаджетов и сладостей с ценниками, «деньги».

4

Копилка.

Копим и сберегаем!

1«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции.

Приложение № 4

Педагог: Вы потратили все деньги на необходимые для человека товары, но остались же у вас еще желания купить что то, что не так нужно, но очень хочется?

Муха-Цокотуха: Да, вот у меня есть одна монетка (показывает монету ), но мне не хватит ее, чтобы купить игрушку. Как же быть? (задумалась, расстроилась)

Педагог: Язнаю, как решить эту проблему! Деньги можно накопить. Поможем Мухе-Цокотухе? (обращается к детям )

Муха-цокотуха благодарит детей, приклеивает на лист картинку копилки.

Дети рассказывают, что хотят купить.

Дети играют в дидактическую игру «Копилка»

Им предложены карточки с изображением копилки, количеством и номиналом монет, распечатанные монеты.

Дети согласно условиям, на карточке выкладывают нужные монеты. Считают их.

5

Банк. Банковская ката.

Сберегаем и приумножаем!

1«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Клей карандаш. для наклеивания результата прохождения станции.

Приложение № 5

Педагог: Ребята, вы такие молодцы, накопили очень много денег! (показывает копилку)

Муха-Цокотуха: Да, денег теперь действительно много, я смогу купить игрушку. (мечтает)

Педагог: Муха-Цокотуха, у тебя еще и останутся денежки! Что ты с ними будешь делать?

Муха-Цокотуха: Не знаю. (пожимает плечами)

Педагог: Амы и в этом тебе можем помочь! Правда, ребята? (обращается к детям)

Вы же знаете о что такое банковская карта (показывает карту, Муха-Цокотуха рассматривает ее)

Педагог: На такую карту можно положить деньги, снять деньги, расплатиться ею в магазине, а еще и накопить деньги! Но что бы ее получить нужно обратиться в отделение банка! Для этого нужен паспорт, без паспорта счет в банке не откроют.

Муха –Цокотуха: про карту поняла, что это такое-банк! Банка какая-то и кто мне в банке карту выдаст, помидорка или огурец?

Педагог : Не переживай, сейчас во всем разберемся! (показывает картинку банк России)

Отделение банка, это место, в котором трудятся люди разных профессий: Кассир-операционист, менеджер, инкассатор, консультант. (показывает карточки с изображением профессий)

Давайте поиграем с Мухой-Цокотухой?!

Муха-цокотуха благодарит детей, приклеивает на лист картинку банковская карта.

Дети участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Игра в банк. Дети распределяют роли (менеджер, администратор, кассир-операционист, инкассатор), Муха-Цокотуха и дети в роли клиентов банка.

Игровые действия: клиент приходит в банк, ему нужно оформить банковскую карту.

6

Возвращение на первую станцию.

Подведение итога.

Рефлексия.

Награждение.

1.«Муха-Цокотуха»

2.Педагог

Лист с выполненными заданиями, дипломы на каждого ребенка.

Педагог: Ребята, я вас поздравляю, вы справились со всеми заданиями ! (хлопает в ладоши)

Помогли Мухе-Цокотухе, найти ответы на ее вопросы, и сами узнали много нового, полезного и интересного!

Муха-Цокотуха: Спасибо, вам! Теперь я знаю, что такое деньги, как выглядят деньги нашей страны, где их изготавливают и на какой бумаге! ( радуется)

Педагог: Ребята, а что вы узнали?

Муха-Цокотуха подводит итог

Муха-Цокотуха: Да я узнала, что деньги не валяются на земле, их нужно заработать! И тратить их нужно с умом! Беречь вещи и игрушки, на которые были потрачены деньги. А если есть какие-нибудь «желалки», то на них можно накопить с помощью копилки.

И что в банке можно открыть счет и получить банковскую карту, которой можно не только пользоваться в магазинах, но и использовать ее как копилку.

Муха-цокотуха благодарит детей, торжественно вручает дипломы о прохождении квест-игры.

Дети участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы.

Получают дипломы о прохождении квест-игры по финансовой грамотности.

Литература:

  1. Ссылка на приложения https://disk.yandex.ru/i/LfZ06-_npph6sA
Задать вопрос