Образовательная ситуация «Страна, в которой я живу»
Автор: Черниченко Валентина Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 19.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Черниченко, В. А. Образовательная ситуация «Страна, в которой я живу» / В. А. Черниченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9710/ (дата обращения: 18.01.2025).
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: « Познавательное развитие »
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о России.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обогащать словарный запас детей: Россия, Российская Федерация, россияне.
Развивающие: Закреплять обобщенные знания о народных промыслах. Различать виды декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской, филимоновской, и осваивать детьми характерные особенности изделий различных народных промыслов.
Воспитательные: формировать чувство гордости за Россию, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Оборудование и материалы: интерактивная песочница (интерактивный стол), план работы (вопросительный и восклицательный знаки, картинки природа, народы России, предметы искусства), альбом-путеводитель (4 листа размера А3 с изображением контура России, с креплениями по бокам для соединения между собой), картинки размера 3х5 деревьев, животных, людей в национальных костюмах, предметов народно — прикладного искусства.
- Психогимнастика «Приветствие».
— Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй матушка — Земля!
Здравствуйте мои Друзья!
Дети становятся в круг. Слова сопровождаются имитационными движениями, в конце все берутся за руки.
Воспитатель: — Ребята, мы с вами решили создать альбом-путеводитель по странам, населяющим наш континент. Назовите их (Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан…)
— А с какой страны мы начнем? (России)
Воспитатель: — Вы, правы, ведь Россия наша Родина!
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали — Россия.
— Пока наш альбом пуст (демонстрирует), но чтобы его заполнить, необходимо узнать: Природа России. Народы России. Народные промыслы России .
1-е задание. Для того чтобы выполнить первый пункт плана, предлагаю пройти к интерактивной песочнице.
Функции песочницы: выбирается возраст 6–7 лет, задание «Природа».
— Чем богата наша страна?
— Давайте сделаем панно «Природа России» на песочнице.
(во время работы идет диалог воспитателя с детьми, в ходе которого закрепляются знания детей о природе России).
— Вот мы выполнили первый пункт плана (обращает внимание на план, картинка переносится на сторону восклицательного знака)
2-е задание.
— Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки, города. Страна — это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов её населяющих.
— Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
— Каждый народ говорит на своем языке, имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашей страны. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
— Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Живут в России разные народы с давних пор
Одним тайга по нраву, другим — степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один-рыбак с рожденья, другой — оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!
— Предлагаю проверить ваши знания национальных костюмов.
Функции песочницы (интерактивный стол): выбирается задание «Национальный костюм». Задание: из 3-х костюмов выбрать названный.
Физкультминутка. Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором.
Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
3-е задание.
— Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми способными своими руками творить настоящую красоту. Через искусство мы видим связь далеких наших предков с настоящей жизнью сегодня.
Почти каждый уголок России славится своим неповторимым промыслом.
Скажите, какими видами промыслов славится наша Белгородщина?
— Какие русские народные промыслы вы знаете?
— Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России — резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла — кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
— Предлагаю проверить ваши знания народных промыслов.
Функции песочницы (интерактивный стол): выбирается задание «Народная игрушка».
Задание: из 3-х картинок выбрать один с типичным элементом в узоре. При правильном выборе он называется. Дети дополняют своим рассказом о данном промысле.
Теперь мы можем приступить к созданию альбома-путеводителя по нашей стране России (дети парами выполняют задания):
— 1 пара делает лист «Природа России»
— 2 пара делает лист «Народы России»
— 3 пара делает лист «Народные промыслы России».
По итогу работы листы соединяются между собой, получается один альбом.
Задание выполнено! Молодцы!
Предлагаю Вам отыскать в разноцветном песке жетоны и показать ту сторону, которая соответствует Вашей оценки нашего занятия.
Функции песочницы: задание «Разноцветный песок».
У каждого ребенка воспитатель спрашивает:
Что было непонятно, а что больше всего понравилось?
Воспитатель: -
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Литература:
1. Жиров М., Жирова О., Емельянова М.: Традиции и народное творчество Белгородчины. Серия библиотека Белгородской семьи. Издательство: Медиарост, 2015г.