Образовательная ситуация «Страна, в которой я живу» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 19.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Черниченко, В. А. Образовательная ситуация «Страна, в которой я живу» / В. А. Черниченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9710/ (дата обращения: 18.01.2025).



Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: « Познавательное развитие »

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о России.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обогащать словарный запас детей: Россия, Российская Федерация, россияне.

Развивающие: Закреплять обобщенные знания о народных промыслах. Различать виды декоративной росписи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской, филимоновской, и осваивать детьми характерные особенности изделий различных народных промыслов.

Воспитательные: формировать чувство гордости за Россию, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Оборудование и материалы: интерактивная песочница (интерактивный стол), план работы (вопросительный и восклицательный знаки, картинки природа, народы России, предметы искусства), альбом-путеводитель (4 листа размера А3 с изображением контура России, с креплениями по бокам для соединения между собой), картинки размера 3х5 деревьев, животных, людей в национальных костюмах, предметов народно — прикладного искусства.

  1. Психогимнастика «Приветствие».

Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй матушка — Земля!

Здравствуйте мои Друзья!

Дети становятся в круг. Слова сопровождаются имитационными движениями, в конце все берутся за руки.

Воспитатель: — Ребята, мы с вами решили создать альбом-путеводитель по странам, населяющим наш континент. Назовите их (Киргизия, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан…)

— А с какой страны мы начнем? (России)

Воспитатель: — Вы, правы, ведь Россия наша Родина!

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали — Россия.

— Пока наш альбом пуст (демонстрирует), но чтобы его заполнить, необходимо узнать: Природа России. Народы России. Народные промыслы России .

1-е задание. Для того чтобы выполнить первый пункт плана, предлагаю пройти к интерактивной песочнице.

Функции песочницы: выбирается возраст 6–7 лет, задание «Природа».

Чем богата наша страна?

— Давайте сделаем панно «Природа России» на песочнице.

(во время работы идет диалог воспитателя с детьми, в ходе которого закрепляются знания детей о природе России).

Вот мы выполнили первый пункт плана (обращает внимание на план, картинка переносится на сторону восклицательного знака)

2-е задание.

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки, города. Страна — это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов её населяющих.

— Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

— Каждый народ говорит на своем языке, имеет свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашей страны. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

— Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим — степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один-рыбак с рожденья, другой — оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна!

— Предлагаю проверить ваши знания национальных костюмов.

Функции песочницы (интерактивный стол): выбирается задание «Национальный костюм». Задание: из 3-х костюмов выбрать названный.

Физкультминутка. Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором.

Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

3-е задание.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми способными своими руками творить настоящую красоту. Через искусство мы видим связь далеких наших предков с настоящей жизнью сегодня.

Почти каждый уголок России славится своим неповторимым промыслом.

Скажите, какими видами промыслов славится наша Белгородщина?

— Какие русские народные промыслы вы знаете?

— Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России — резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла — кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

— Предлагаю проверить ваши знания народных промыслов.

Функции песочницы (интерактивный стол): выбирается задание «Народная игрушка».

Задание: из 3-х картинок выбрать один с типичным элементом в узоре. При правильном выборе он называется. Дети дополняют своим рассказом о данном промысле.

Теперь мы можем приступить к созданию альбома-путеводителя по нашей стране России (дети парами выполняют задания):

— 1 пара делает лист «Природа России»

— 2 пара делает лист «Народы России»

— 3 пара делает лист «Народные промыслы России».

По итогу работы листы соединяются между собой, получается один альбом.

Задание выполнено! Молодцы!

Предлагаю Вам отыскать в разноцветном песке жетоны и показать ту сторону, которая соответствует Вашей оценки нашего занятия.

Функции песочницы: задание «Разноцветный песок».

У каждого ребенка воспитатель спрашивает:

Что было непонятно, а что больше всего понравилось?

Воспитатель: -

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Литература:

1. Жиров М., Жирова О., Емельянова М.: Традиции и народное творчество Белгородчины. Серия библиотека Белгородской семьи. Издательство: Медиарост, 2015г.

Задать вопрос