Сказка как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сказка как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме / Н. Н. Кузнецова, Н. В. Филиппова, С. М. Хураськина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9749/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье раскрывается воспитательный потенциал сказки как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме, представлены результаты экспериментального исследования роли сказки в данном процессе.

Ключевые слова: формирование, сказка, безопасное поведение, социум, дети старшего дошкольного возраста.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Начальный этап в обучении детей вопросам безопасности осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, привив ему практические навыки охраны жизни и здоровья.

У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни в родном краю.

Большое количество работ посвящено обучению дошкольников основам безопасной жизнедеятельности, раскрытию методических аспектов в вопросах формирования безопасного поведения в быту, природе, на дороге и пр. К примеру, Н. Н. Авдеева, Н. П. Князева, Р. Б. Стеркина в процессе освоения содержания основ безопасности акцентируют внимание на совместной работе детей и родителей, предлагая использовать специальные иллюстрации с опасными ситуациями для составления описательных рассказов по ним [1]. Важность сотрудничества с родителями признают и другие авторы (К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. [3]), указывающие на необходимость «правильного подражания».

Несмотря на определенные достижения в изучении рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты остаются нераскрытыми и требуют дальнейшего исследования.

В период дошкольного детства ребенок усваивает множество правил, норм, предостережений и требований. Однако ему трудно представить себе степень их важности. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только в том случае, если она признана и принята им. Тем не менее стоит выделить такие правила поведения, которые необходимо неукоснительно соблюдать, так как от этого зависит здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям и затем контролировать их выполнение, поскольку безопасность — это не образ жизни, а уместное поведение в непредвиденных ситуациях.

Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области обучения дошкольников основам безопасной жизнедеятельности, мы выделили определенные инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса.

Наибогатейшим ресурсом формирования навыков безопасного поведения в условиях дошкольной организации многие детские психологи и педагоги считают сказки, как народные, так и авторские. Через сказки ребенок получает знания о мире, человеческих отношениях, проблемах и препятствиях, которые возникают в жизни человека. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из сложных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности, она активно воздействует на эмоциональный и творческий потенциал ребенка. В этом смысле сказки могут служить хорошим руководством для обеспечения безопасности жизни дошкольников.

Ф. С. Капица подчеркивает, чтосказка для ребенка — это не только литературное произведение, не просто игра, это жизнь, это приемлемое средство, то есть в соответствии со способностями ребенка, материализовать отношения и обстоятельства, которые его касаются, конституция нравов и свод законов бытия, правила сосуществования и нормы деликатности, категории добра и зла, многополярность и относительность социальных оценок [2].

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме начиналась с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась через оценку знаний воспитанников, например через беседу с детьми «Опасности, которые нас окружают», целью которой было выявление представлений детей о правилах и нормах поведения в социуме и понимании значимости их соблюдения при взаимодействии с другими людьми. Для этого нами был разработан опросник «Безопасный мир» для определения уровня знаний по ОБЖ.

Анализ экспериментального изучения показал, что сформированность у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме имеет в основном показатели среднего и низкого уровня. На данном этапе ответы большинства детей характеризовались формальным освоением правил безопасности. Это проявлялось полными представлениями об опасностях в социуме, но недостаточностью знаний о мерах предосторожности и необходимости их соблюдения, неадекватными сведениями о действии в случае опасности (например, как нужно вести себя, когда к тебе подходит незнакомый человек). Выявлено, что имеющиеся знания о правилах безопасности не применялись детьми в экспериментальных условиях, близких к реальным опасным ситуациям в социуме.

По результатам констатирующего этапа нами была определена цель: составить и апробировать выявленные условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме в результате работы со сказкой. В ходе подготовки к практической работе были поставлены следующие задачи:

− с учетом выявленного уровня сформированности у детей навыков безопасного поведения в социуме разработать и составить программу педагогической работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме;

− апробировать программу работы со сказкой;

− сделать выводы.

Следующим этапом формирования основ безопасного поведения дошкольников в социуме являлась организация воспитательно-образовательной системы, включающей сказки.

Программа включала основные направления нашей работы: «Ребенок и другие люди», «Внешность человека может быть обманчива», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», «Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого».

Читая сказки и обсуждая их с детьми, мы помогали детям понять, что в реальном мире нужно следовать тем же правилам: не слушать незнакомцев, не верить им и не уходить с ними — «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Снежная королева», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; не принимать угощение от чужих — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Кот, петух и лиса»; не преступать запреты — «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; вовремя обращаться за помощью — «Гуси-лебеди»; не бояться трудных ситуаций — «Заюшкина избушка».

Сказки помогают формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме: представления об опасностях на улице и дома, несовпадение приятной внешности и недобрых намерений, представления о возможных ситуациях насильственного поведения со стороны взрослых.

Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению в социуме, большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Красная Шапочка, например, гуляла по лесу и не опасалась незнакомцев, которых встречала. Семь козлят открыли двери волку, думая, что это их мама. — Что могло случиться с Красной Шапочкой? Знали ли козлята, что с ними будет, если они откроют дверь волку? — Вы бы пустили в дом незнакомых людей? Поэтому в своей работе на примере сказочных персонажей анализируем их поведение и поступки, решаем, как бы сами поступили в данной ситуации. Мы мотивируем детей развивать дискуссию, искусственно создаем препятствия, способствующие развитию ситуации. И каждый раз, повторяя эти важные сказочные истины, мы учим детей быть бдительными и внимательными, и постепенно подводим их к тому, что мир другой, что в нем есть и добро, и зло, и что только от нас зависит, в какие руки мы попадем.

Работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме посредством сказки мы проводили в тесном взаимодействии с воспитателями и специалистами ДОУ, а также при участии и поддержке родителей воспитанников.

Таким образом, сказки, как авторские, так и народные, являются ценным инструментом для формирования у детей навыков безопасного поведения в социуме. Каждая сказка направлена на социально-воспитательный эффект: она обучает, воспитывает, стимулирует активность. Потенциал сказки гораздо богаче, чем ее художественный и образный смысл. Это один из важнейших социально-воспитательных инструментов для развития личности детей.

Литература:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. шк. возраста / Н. Н. Авдеева, Н. П. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: Детство-Пресс, 2010. — 136 с.

2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 320 с.

3. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице: для сред. и ст. дошк. возраста: кн. для дошкольников, воспитателей дет. сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова и др. — М.: Академия, 2014. — 48 с.

Задать вопрос