Мастер-класс «Цветик-семицветик» для родителей по теме «Развитие речи у дошкольников посредством дидактической игры» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 16.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Бибик, В. В. Мастер-класс «Цветик-семицветик» для родителей по теме «Развитие речи у дошкольников посредством дидактической игры» / В. В. Бибик, Е. В. Черняева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9769/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



Цель: поделиться с родителями знаниями о значении игры в развитии детей, подчеркнуть влияние игры на формирование коммуникативных навыков, привлечь внимание к важности детской игры как способа удовлетворения потребностей ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.

Задачи: повысить профессиональный уровень родителей в использовании игр для развития речи детей. Сформировать мотивацию и познавательную потребность в реализации представленного опыта по речевому развитию.

Осуществить индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса, обобщить позитивные результаты деятельности каждого родителя.

Планируемые результаты: участники активно взаимодействуют друг с другом при выборе дидактических игр по речевому развитию и принимают участие в обсуждении представленного опыта, используют предложенные дидактические игры в развитии речи детей.

Оборудование: мяч, цветик-семицветик, карточки с геометрическими фигурами: красного, жёлтого, оранжевого, голубого цветов. Карточки с ребусами слов, макет «Радуга успеха», карточки с цифрами от 1 до 5, карточки «Смысловые пары» с предметными картинками.

Предварительная работа: родители заучивают пословицы, участвуют в дидактических играх, играют в словесные игры и настольно-печатные игры, читают русские народные сказки, разучивают физкультминутки, придумывают и отгадывают загадки.

Ход мастер-класса

Вступительное слово педагога:

—Здравствуйте, уважаемые родители! Начнём нашу встречу со слов. Сухомлинского: «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Тема нашей встречи: «Развитие речи у дошкольников посредством дидактической игры». Сегодня мы хотим не только рассказать, но и предоставить вам возможность практического участия. Надеюсь, этот мастер-класс будет вам полезен и интересен.

Прежде чем мы поделимся своим опытом, хотелось бы узнать: «Что знаете вы о дидактических играх и их влиянии на развитие речи у детей?»

(Обсуждение с участниками мастер-класса)

Актуальность нашего мастер-класса обусловлена возросшими требованиями к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком и развитие речи — важнейшие аспекты в дошкольном детстве, и недостаток речевого развития может отразиться на общем развитии ребенка в будущем.

Игра — это диалог между внутренним миром ребенка и окружающей действительностью. Дидактическая игра — это один из наиболее эффективных способов развития речи у дошкольников, так как ребенок в процессе игры не просто выполняет требования взрослого, но и активно участвует в действии.

В своей практике мы используем различные дидактические игры: с предметами, настольные, печатные и словесные. Особенно важны словесные дидактические игры, которые способствуют развитию мышления, помогают детям формулировать самостоятельные суждения и делать выводы. Вот несколько примеров таких игр: «Один-много»; «Какой, какая, какое?»; «Исправь ошибку»; «Скажи наоборот»; «Чей хвост? Чья лапа?»; «Это правда или нет?»; «Составь описание»; «Чего не стало?»; «Чего не хватает?»;«Что изменилось?»

Чтобы научить детей составлять простые предложения, можно использовать игру «Волшебный кубик», где на гранях кубика изображены разные картинки, которые помогут детям строить предложения.

Ребенок исследует предметные картинки и, не показывая их другим, старается описать изображенное, чтобы другие угадали, что на картинке. Для многих детей составление монологов, таких как рассказы по картинкам или истории из собственного опыта, является сложной задачей. Нередко их повествования состоят из отрывочных и не связанных между собой фактов, а словарный запас может быть ограниченным и однообразным.

Дети усваивают знания значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Увлеченные игровыми процессами, они не осознают, что учатся, хотя сталкиваются с трудностями в игровой форме. Игровые действия всегда подразумевают решение обучающих задач, что становится важным условием успеха каждого ребенка и его эмоциональной связи с другими участниками.

С помощью дидактических игр у детей расширяется кругозор об окружающем мире, а словарный запас становится более богатым и активным. Для развития речи ребенка не обязательно проводить занятия за столом; можно играть в разнообразные игры по дороге в детский сад, на прогулке или в транспорте. Играя, вы создаете эмоциональную связь и доверительные отношения с вашим малышом.

Поэтому мы подобрали игры для активизации речевой деятельности. Предлагаю вам на время отвлечься от взрослой жизни и отправиться в сказочную страну с помощью волшебного цветка «Цветик-семицветик». На каждом его лепестке находится игра, которая поможет нам развивать речь.

1-й лепесток: «Весёлый счет»

Цель: согласования существительных с числительными.

Содержание: педагог бросает мяч одному из родителей и произносит сочетание существительного с числительным «один», в ответ родитель называет это же существительное в сочетании с числительными «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один воробей — пять воробьев. Одна синица — пять синиц.

Можно также играть с родителями по очереди: родитель называет «два»..., а следующий родитель, поймав мяч, называет «семь»....

2-й лепесток: Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Материал: металлическая ложка, бумажная шляпа, пластмассовый стакан, стеклянный шар, шерстяная варежка, кожаная сумка, деревянная доска.

—Уважаемые родители, скажите, каким будет предмет, сделанный из материала? Пример: Сапоги из резины — они резиновые.

– Окно из стекла — оно стеклянное

– Крыша из металла — она металлическая

– Чайный сервиз из фарфора — он фарфоровый

– Игрушка из глины- она глиняная.

3-й лепесток: Игра «Чей хвост?»

Цель игры: образование притяжательных прилагательных от существительных.

Содержание: — Мы в лесу, поможем животным, потерявшим хвосты.

(Хвосты раздаются родителям.) Родители по очереди соединяют картинки и называют, чей хвост они нашли, со словами: «Чей хвост?-Это лисий хвост».(Волчий, лисий, заячий, беличий и т. д.)

4-й лепесток: Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширить словарный запас с помощью прилагательных.

Содержание: педагог бросает мяч родителям, задает вопрос, а родитель, поймавший мяч, отвечает. Например: «Что бывает круглым?» (мяч, шар, солнце и т. д.).

5-й лепесток: Игра «Лови да бросай — цвета называй».

Цель: формировать умения подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет.

Педагог бросает мяч и называет цвет, а родитель отвечает синонимами. Например:

Оранжевый — апельсин, морковь; Красный — мак, огонь и т.д

6-й лепесток — игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словарного запаса, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: педагог бросает мяч родителям и называет предмет или животное. Родители, возвращая мяч, должны ответить на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Примеры:

Цыплёнок — яйцом; хлеб — мукой; лошадь — жеребёнком; бабочка — гусеницей; шкаф — доской; корова — телёнком; велосипед — железом; дуб — жёлудем; рубашка — ткань; рыба — икринкой; ботинки — кожей; яблоня — семечкой; дом — кирпичом; взрослый- ребёнком; лягушка — головастиком….

—Молодцы, вы справились с заданиями!

Таким образом, каждая игра способствует активизации речи и делает процесс обучения увлекательным для детей.

7-й лепесток –Игра «Радио»

Содержание: -Мы играем в игру «Радио». Кто говорит по радио? Правильно, диктор.

—Слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки герой: «Зубки острые, шубка тепленькая, рыженькая…» Кто это?

—Кто из вас хочет быть дикторам и описать других персонажей? Вы можете давать не только описание внешности, но и характера, привычек или действий персонажа. Можно использовать для описания сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди».

«Отгадай загадку»

Цель: развитие аналитико-синтетического мышления, учить соотносить описание сказки или персонажа с загадкой.

По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.…

(«По щучьему веленью»)

Сдобный, пышный, круглощёкий,

У него румяный бок.

Убегает по дорожке

И зовётся… (Колобок)

Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут

И в детской сказочке живут….

(Гуси-лебеди)

Он герой нам всем известный

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю

На печи лежать … (Емеля)

—Как здорово, вы такие активные и такие умнички, все загадки отгадали!

—Но наше время в сказочной стране подходит к концу, и нам пора возвращаться.

—Может, кто-то хочет провести свою игру?

—Уважаемые родители, скажите, что вы узнали нового и интересного? (Обсуждение)

—А сейчас предлагаю вам нарисовать «Радугу успеха». На столе лежат дуги «Радуги успеха»:

Красная — «Теперь я могу…»; Оранжевая — «Я научилась…»;Жёлтая — «Было трудно…»; Зелёная — «У меня получилось…»;Голубая — «Было интересно…»;

Синяя — «Мне понравилось…»; Фиолетовая — «Сегодня я узнала…».

—Выберите по одной дуге. Если вам понравился мастер-класс, и вы справились со всеми заданиями, возьмите зелёную дугу. Если было трудно или что-то непонятно, выберите жёлтую и подойдите к радуге. Продолжите её!

(Ответы участников по выбору радуги)

На мольберте большая радуга, которую будем дополнять выбранными цветами.

—Уважаемые родители, желаем вам творческих успехов и положительной динамики в работе. Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Ермакова И. А. «Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких». — Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
  2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». — М.: 2008.
  3. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». — М.: 2009.
  4. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». — М.: 2010.
  5. Герасимова А. С. «Уникальное руководство по развитию речи». — М.: 2007.
  6. «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения». — М.: «Детство-Пресс», 2002.
  7. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». — М.: 2007.
Задать вопрос