Секрет успешной работы с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 17.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Плешакова, Н. Н. Секрет успешной работы с родителями / Н. Н. Плешакова, Е. Р. Глаголева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9773/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время в педагогической среде всё чаще стоит вопрос о проблеме взаимоотношений между работниками образовательных учреждений и родителями, которые приводят туда своих детей.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но чтобы они могли взаимодействовать между собой, им нужно соблюдать чувство такта и терпения. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.

Большинство родителей — люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Как утверждает О. Н. Жильцова в своей статье «Консультация для педагогов «Семейный (родительский) клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями», «сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Семейный клуб — это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба, так и в процессе проведения встреч» [2].

Работники дошкольных образовательных учреждений осуществляют создание взаимодействия между семьей и детским садом, чтобы воспитание детей проходило успешно. В рамках учреждения дошкольного образования проводятся родительские собрания, консультации, оформляются стенды и уголки информации для родителей. Всё это является традиционной формой взаимодействия с семьёй. Также существуют и формы нетрадиционные, одним из которых является родительский клуб.

Необходимость такого взаимодействия обусловлена главной задачей — физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка. Без участия семьи это будет сделать невозможно.

В нашем детском саду педагогами был создан родительский клуб «Весёлая семейка».

Цель Семейного клуба:

– повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

– привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

– оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

– повышать педагогическую культуру родителей;

– активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

– выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

– способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Мы составили план работы на год — каждый месяц мы проводим встречу с родителями всех возрастных групп во второй половине дня.

Темы с сентября по май:

  1. Сентябрь — «Давайте познакомимся». Цели: Создать условия для знакомства родителей (законных представителей) друг с другом, установить доверительные отношения между родителями (законных представителей) и педагогами.
  2. Октябрь — «Игрушки в жизни ребёнка». Цели: привлечение внимания родителей к важности совместной игровой деятельности.
  3. Ноябрь — «Единство в нас!». Цели: Формировать партнерские отношения ДОУ и семьи. Укреплять внутрисемейные, доброжелательные отношения.
  4. Декабрь — «Речь во всестороннем развитии личности ребёнка». Цели: Знакомить родителей (законных представителей) с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие речи и мелкой моторики.
  5. Январь — «Книга — лучший друг детей». Цели: Пробудить у детей и родителей (законных представителей) интерес к общению с книгой, укрепить практику «семейного чтения».
  6. Февраль — «Развитие у ребёнка внимания, памяти». Цели: Формировать у родителей (законных представителей) практические умения в области познавательного развития ребенка.
  7. Март — «О поощрении и наказании ребёнка». Цели: Повышать родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
  8. Апрель — «Физкультура и спорт в семье». Цели: Формировать у родителей (законных представителей) мотивации здорового образа жизни, повышение мастерства по использованию здоровье-сберегающих технологий в домашних условиях.
  9. Май — «Труд — серьезная форма воспитания». Цели: Установить доверительные равноправные отношения между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми.

На каждой встрече проводится консультация по теме, а также проводится мастер-класс или открытое занятие; родители могут поиграть в дидактические и подвижные игры, смастерить куклу из ткани иди же увидеть опыт работы педагогов и детей. На собрание мы можем пригласить представителей библиотек, спортивных школ, психологов или логопедов, с учреждениями которых мы ведём активное сотрудничество.

Учебный год подходит к концу, и у нас уже есть результаты — родители чаще откликаются на просьбы о помощи воспитателей, прислушиваются к их советам и делятся своим опытом по воспитанию детей дома. Семьи больше проводят времени вместе активно или творчески, не тратя личное время в гаджетах. Дети стали менее капризными, ведь родители и педагоги активно поддерживают друг друга в воспитании своих чад.

Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.

Влияние семьи на воспитание детей огромно. И от организации работы с родителями, их включённости и вовлечённости в педагогический процесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и цельном воспитании личности каждого ребёнка.

Литература:

  1. Волкова И. А., Мумладзе С. Н., Толочек Н. А. Организация работы детско-родительского клуба в ДОУ // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2. — С. 28–30. — URL https://moluch.ru/archive/232/54077/ (дата обращения 13.04.2024)
  2. Жильцова О. Н. Консультация для педагогов «Семейный (родительский) клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-na-temu-semeinyi-roditelskii-klub-v-dou-kak-forma-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html (дата обращения 11.04.2024)
  3. Орлова М. В. Педагогический опыт на тему: «Особенности организации работы родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/51004-pedagogicheskiy-opyt-na-temu-osobennosti-organizacii-raboty-roditelyskogo-kluba-kak-formy-vzaimodeystviya-doshkolynogo-obrazovatelynogo-uchreghdeniya-i-semyi (дата обращения 11.04.2024)
Задать вопрос