Развитие координационных способностей у воспитанников пяти-шести лет посредством элементов горизонтального пластического балета
Автор: Тестова Виктория Васильевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 21.01.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Тестова, В. В. Развитие координационных способностей у воспитанников пяти-шести лет посредством элементов горизонтального пластического балета / В. В. Тестова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9784/ (дата обращения: 23.02.2025).
В работе раскрываются развитие координационных способностей у воспитанников пяти-шести лет посредством элементов горизонтального пластического балета.
Ключевые слова: координация, координационные способности, горизонтальный пластический балет.
Дошкольный возраст является периодом быстрого роста, активного изменения форм, функций организма, психомоторики, физических качеств у воспитанников. На данный период Хиртц П. выделяет первые сенситивные периоды развития физических способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности, благоприятным периодом развития которых является возраст от 4 до 12 лет.
В соответствие с сенситивным периодом развития, требованием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), приобретение опыта в следующих видах деятельности является актуальным для дошкольного возраста: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных видов движений.
Наряду с требованиями ФГОС ДО, проблема совершенствования методики развития координационных способностей у воспитанников дошкольного возраста остается мало разработанной. По данным Алямовской В. Г., на практике в содержание непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» в дошкольных образовательных организациях, включается незначительный объем средств физического воспитания, недостаточно внимания уделяется формированию культуры движений, эмоциональной насыщенности действий, развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. В результате, на занятиях наблюдается однообразие, отсутствие интереса у воспитанников к занятиям физическими упражнениями, усредненный подход к процессу физического воспитания, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком занятий в дошкольных организациях является то, что они мало ориентированы на развитие координационных способностей детей, как базовых.
В настоящее время появляются новые формы, технологии и средства физического развития, такие как игропластика, ритмическая гимнастика, степ-аэробика, фитбол-гимнастика, игровой парашют, горизонтальный пластический балет и другие, требующие от дошкольных организаций обновления материально-технической базы процесса физического воспитания. Среди перечисленных средств можно отметить эффективность влияния на развитие координационных способностей нетрадиционной формы оздоровления детей — горизонтальный пластический балет, в основе которого лежит педагогическая технология Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Выполнение элементов горизонтального пластического балета позволяют воспитанникам сохранять равновесие, определять и изменять положение тела в пространстве и во времени, с учетом изменяющихся ситуаций, чувствовать и согласовывать свои действия с действиями других воспитанников в лежаче-горизонтальных позах (в положении лёжа на спине, на животе, ползании по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, в положении сидя, на низких и высоких коленях) под музыкальное сопровождение, с использованием элементов хореографии Нами выявлено, что понятия «координация» и «координационные способности» всегда были актуальны и привлекали к себе внимание ученых. Значение слова «координационные способности» В. И. Лях определял, как «готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия, а «горизонтальный пластический балет» — как «новая, альтернативная система физического воспитания, объединяющая в себе несколько направлений, таких как спортивная тренировка, коррекция, оздоровление и творческое самовыражение детей посредством движений, музыки и театрализации». Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете». Все движения программы плавные, мягкие, пластичные, с исключением быстрых, резких, инерционных движений, особенно в позвоночном столбе.
В возрасте 5–7 лет у детей происходит значительная перестройка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что повышает их мышечные возможности. К шести годам усиливается концентрация нервных процессов, наблюдается интенсивное морфофункциональное созревание коры головного мозга, что способствует развитии таких свойств нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Несмотря на относительную зрелость нервной системы, у дошкольников сохраняется быстрая утомляемость нервных клеток, что приводит к ослаблению активного торможения и снижению работоспособности. В связи с этим детям необходим частый отдых, быстрая смена видов деятельности и перерывы на расслабление мышц во время занятий. Для развития координационных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста в физическом воспитании используют специализированные средства, методы и приемы. Их цель — обеспечить зрительное восприятие, предоставить информацию о двигательных действиях, корректировать движения в процессе выполнения и воздействовать на органы чувств, участвующие в управлении движениями
Было организовано и проведено опытно-практическое исследование, в качестве контрольных упражнений, мы использовали диагностические тесты В. И. Ляха, А. В. Курганского, А. А. Гужаловского, И. М. Ябломского, В.Старосте. Диагностика заключалась в следующем: нужно было выполнить несколько упражнений «Отбивание мяча», «Повтори упражнение», «Челночный бег с переноской предмета», «Цапля на болоте», «Весёлая юла», «Переложи кубики», «Спринт в заданном ритме». По результатам диагностики выявили, что у большинства воспитанников координационные способности недостаточно сформированы.
Способствуя их повышению, разработала комплексы с элементами горизонтального пластического балета. На подготовительном этапе были определены режимы горизонтального пластического балета (лежачий, сидячий, ползательный, стоячий, ходьбовой, беговой) и составлены комплексы для занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Работа по развитию координационных способностей проводилась 1 раз в неделю — пять дней в неделю. За 12 занятий реализовали комплексы, начиная с лежачего режима и заканчивая «полным кругом». Вводная часть включала дыхательные упражнения и разминку, основная часть — упражнения с элементами балета, заключительная — малоподвижные игры. Один комплекс реализовывался на двух занятиях, с использованием подражания и самостоятельной работы. Закрепление проходило на утренней гимнастике и бодрящей гимнастике после сна. Упражнения проводились с учетом принципов доступности, систематичности и индивидуализации. Использовались методические приемы, рекомендованные Матвеевым и Ляхом. Воспитанники самостоятельно выполняли элементы балета. В процессе занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста мы акцентировали внимание на качественном выполнении элементов горизонтального пластического балета, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовались упражнения, развивающие координацию, способность к дифференцированию и перестроению движений, а также статистическому и динамическому равновесию. Внезапные изменения и различные позиции включались в упражнения, такие как «Волшебный замок» и «Путешественники». Применяли положения на четвереньках, упоры на локти и руки, ползание через препятствия, а также стоечки в различных исходных положениях. Развивали ориентацию и ритм через упражнения на поднятие рук, касание спиной мяча и импровизации под музыкальное сопровождение. Постоянные изменения положения и интенсивности выполнения упражнений способствовали повышению скорости реагирования и интереса воспитанников, что повысило их мотивацию к занятиям.
По результатам контрольного этапа опытно-практического исследования сделала вывод, что несмотря на краткосрочность проведенного исследования, показатели уровня развития координационных способностей у воспитанников 5–6 лет оказались выше, чем в начале. Исходя из этого, можем сказать, что регулярная работа с использованием элементов горизонтального пластического балета, благоприятно влияет на развитие координационных способностей воспитанников пяти-шести лет.
Литература:
- Алямовская, В. Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская: — 2019 г. — 194 с. — URL: http://duimovochka-27.ucoz.ru/documents/programma/programma_zdorove-aljamovskaja.pdf.-Текст: электронный.
- Ефименко, Н. Н. Методическая разработка: «Театр физического воспитания в образовательном процессе ДОУ» / Н. Н. Ефименко: — 2023 г. — 296 с. — Текст: непосредственный.
- Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях — Дивизион [Текст]: — 2019 г. — 290 с. — Текст: непосредственный.
- Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Учебно-методическое пособие «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ФГОС» / Л. И. Пензулаева [Текст]: — 2021 г. — 192 с. — Текст: непосредственный.
- Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании: учебное пособие для вузов / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва: Издательство Юрайт: — 2022 г. — 158 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–07260–0. — URL: https://urait.ru/bcode/492763. - (дата обращения 28.09.2022) — Текст: электронный.