Психологические особенности детей 3-4 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 20.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Паненко, Н. М. Психологические особенности детей 3-4 лет / Н. М. Паненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9791/ (дата обращения: 22.02.2025).



Трехлетний возраст — очень важный период в жизни ребенка. Именно в 3-4 года формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, психического и нравственного развития ребенка.

Для успешного развития личности ребенка родители должны обеспечить ему соответствующее руководство.

Однако отношения в этом возрасте должны складываться как отношения равных друзей, а не как отношения «взрослый-ребенок»; детям в 3 года еще трудно управлять своим поведением. Начинает формироваться самооценка, но инициатива принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые способствовали формированию положительного «Я» у ребенка. Так формируется представление о том, что он хороший человек, даже если плохо себя вел. Необходимо отделить такие поступки от личности, чтобы она постепенно формировалась в позитивном ключе.

В возрасте трех-четырех лет ребенок начинает четко осознавать, кто и что он есть. Это происходит потому, что внутренняя жизнь малыша полна противоречий. Малыши как никогда стремятся к независимости, но в то же время они не могут справиться с трудностями без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негатив по отношению к требованиям взрослых и в то же время пытается их отстаивать. На этом этапе необходимо предоставить ребенку самостоятельность, но помните, что возможностей для этого пока недостаточно. Поддерживайте стремление ребенка к «я сам» и не критикуйте неправильное или плохое поведение. Помогите малышу увидеть успехи и достижения и научите его радоваться им.

Умственное развитие детей 3-4 лет

Все умственное развитие прогрессирует дальше. Внимание все еще непроизвольно; 3-4-летний ребенок может удерживать внимание 10–15 минут, но может удерживать его и дольше, если занятие, которым он занимается, достаточно интересно для него. Память у младших дошкольников также непроизвольна. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, и помнит как положительные, так и отрицательные моменты. Мышление в начале четвертого года жизни еще ограничивается наглядными действиями, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное и метафорическое мышление. Дети уже анализируют предметы, сравнивают их по цвету, форме и размеру, находят различия между объектами и пытаются сделать простейшие выводы. Продолжает активно развиваться речь: в три года малыши способны говорить фразами и предложениями, выражать словами свои желания, мысли и чувства; в три года они способны назвать свое имя и возраст; в четыре года — выразить словами свои мысли и чувства; в пять лет — выразить словами свои мысли и чувства. Они способны понимать короткие истории без картинок. Малыши начинают интересоваться значениями различных слов, и их словарный запас растет; в четыре года у детей появляется сильное желание общаться со сверстниками.

В этом возрасте они уже могут вести непринужденные беседы, рассказывать о простых событиях и пересказывать короткие предложения. Начинает развиваться воображение. Например, ложка может заменить палку или тарелка — бутылку.

Игра — основной вид деятельности детей 3-4 лет

Основным видом деятельности является игра. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжет игры еще очень прост и включает не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами; в 3 года детям становятся доступны гендерные роли. Взаимодействует с представителями своего пола и различает других по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола. 3-4-летние дети обладают высокой двигательной активностью. Необходимо формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость и выносливость.

Проверка знаний 3-4-летних детей

Пожалуй, все современные родители стремятся понять, что хорошо знают их малыши, в чем они очень хороши и на что им стоит обратить внимание. Однако, чтобы проверить знания и умения ребенка, родителям необходимо иметь информацию о том, что должен знать 3-4-летний ребенок. Математические представления

В 3-4 года малыши должны уметь считать до 5 и указывать соответствующее количество пальцев на руках; в этом возрасте их нужно учить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше» и «столько же»: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т. д. Они должны знать геометрические фигуры и уметь их рисовать. Они также должны уметь соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующей формы. Умеют различать предметы по форме, размеру и цвету. Знает геометрические объекты шар и куб и может различать объекты в форме шара и куба.

Развитие речи Дети в возрасте 3-4 лет

Должны понимать язык взрослых. Они учатся составлять рассказы о дверях, окнах, крышах домов, кабинах машин, кузовах, колесах, дверях, ручках, небольшие стихи, сказочных персонажах, пересказывать короткие истории и картинки из 3–4 предложений. Учить малышей вежливо здороваться со взрослыми: приходить, давать, принимать. Словарный запас должен составлять не менее 1500 слов; используйте конспекты занятий по развитию речи для детей 3-4 лет; в 3-4 года различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать, где они живут и чем питаются. Иметь начальные знания о птицах, рыбах и насекомых, знать и уметь произносить названия типичных представителей каждого вида: знать их имя, фамилию, название семьи и местности, в которой они живут: врач, учитель, повар, водитель; знать и уметь указывать названия частей тела человека и животных. Учить бережному отношению к природе (не ломать ветки, не ходить по клумбам, не мусорить и не вредить животным), правилам безопасности (не выходить на улицу без взрослых, не ходить по дороге без взрослых, не трогать горячие предметы и не принимать лекарства) и помогать взрослым наводить порядок.

Память и внимание Дети 3-4 лет

Могут удерживать внимание в течение 10–15 минут; могут находить различия между похожими картинками; могут запоминать и воспроизводить некоторые слова, движения и ритмы; могут запоминать и рассказывать короткие истории и мультфильмы; могут воспроизводить события настоящего и прошлого. Отличная онлайн-игра для тренировки памяти и внимания — «Повтори-ка»

Логическое мышление В 3-4 года дети должны уметь группировать предметы по цвету, размеру и форме; уметь объединять предметы в логические пары (нитка — иголка, кисточка — краска);. Уметь находить лишнее (яблоки, груши, апельсины, огурцы) в группах предметов; учиться определять порядок событий (семена — рост — цветы); складывать разрезанную картинку из 4–6 частей. Подходят некоторые словесные игры для тренировки логического мышления

Развитие мелкой моторики в 3-4 года

В этом возрасте дети должны уметь правильно держать карандаш, кисточку; учиться обводить простые легкие рисунки; уметь рисовать круги, линии, простые рисунки; не переходить границы, научиться заштриховывать рисунок в разных направлениях; научиться действовать ножницами: обучать простым приемам рисования; склеивать готовые детали и приклеивать их на нужное место. Лепите пластиковые шарики и колбаски и соединяйте их друг с другом.

Развитие двигательных навыков

Дети 3-4 лет должны уметь прыгать вперед на двух ногах на месте; бегать, сохраняя равновесие; стоять на одной ноге, сохраняя равновесие и перепрыгивая через препятствия; лазать по гимнастическим стенкам. Научиться действовать с мячом; бросать и ловить мяч обеими руками.

Задать вопрос