Включение родителей в воспитание основ патриотизма у старших дошкольников посредством совместной интеллектуально-развлекательной игры «Что? Где? Когда?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 21.01.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бутина, Т. А. Включение родителей в воспитание основ патриотизма у старших дошкольников посредством совместной интеллектуально-развлекательной игры «Что? Где? Когда?» / Т. А. Бутина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 79-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9794/ (дата обращения: 23.02.2025).



В соответствии приказом Минпросвещения РФ от 25.11 2022г. № 1028 все дошкольные образовательные организации на территории Российской Федерации обязаны перейти на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО) с 1 сентября 2023 года. Патриотическое воспитание является одной из главных задач в ФОП ДО. Семья является первым и главным источником передачи культуры и истории родного народа и края. В данной статье приведен пример работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФОП ДО.

Воспитание дошкольников сегодня — это огромный труд педагогов детского сада. Старинная поговорка гласит, что «воспитывать ребенка надо пока он поперек лавки ложится, а когда вдоль лавки ложится, то воспитывать уже поздно — надо перевоспитывать». У народной мудрости нет времени, а данная мудрость актуальна сегодня как никогда. К сожалению, сегодня утрачены некоторые семейные ценности в виде идеалов, на примере которых нужно учиться жить, любить и уважать своих близких, товарищей, старшее поколение, свою Родину в глобальном и малом смыслах. И, конечно, здесь большую роль мы, как педагоги берём на себя.

Реализуя Федеральную образовательную программу дошкольного образования, мы поняли, что далеко не всегда родители компетентны в вопросах своей исторической принадлежности к родному краю, его истории, современному состоянию.

Реализовав ряд мероприятий по просвещению родителей, в нашем детском саду была проведена игра «Что? Где? Когда?» по теме родного края.

Сценарий данного мероприятия мы предлагаем вниманию коллег.

Сценарий деловой игры с родителями «Что? Где? Когда?»

Тема: «Забайкалье, так и знай, на планете лучший край!».

Цель: способствовать педагогическому просвещению родителей обучающихся в области культуры и истории родного края.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей по направлению формирования у детей основ патриотизма и гражданственности на основе базовых знаний о малой родине;
  2. Выявить уровень имеющихся знаний у родителей по вопросам родного края;
  3. Способствовать установлению партнерских отношений в коллективе родителей.

Оборудование:

– гонг,

– стол («Ромашка»), разделенный на сектора,

– волчок с указателем,

– конверты с номерами вопросов (11), 1 сектор «черный ящик»,

– проектор,

– музыкальная колонка,

– «Чёрный ящик»,

– Книги о Забайкалье (подарок лучшему игроку и за лучший вопрос),

– Детские книги, открытки, раскраски о Забайкалье для оценки правильных ответов (остаются в группах, которые посещают дети знатоков).

– Секундомер (таймер),

– Ролевые карточки: «знатоки», «зрители», «меценат игры», «капитан знатоков»

– Галстук-бабочка для игроков — 6 штук

Перед входом в зал родителям предлагается взять карточки с обозначением роли.

Родители проходят в зал и занимают свои места в соответствии с выбранной ролью. «Знатоки» надевают галстуки-бабочки.

Звучит отрывок П. И. Чайковского — Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!»

В зал входит ведущий.

Ход

— Добрый день, уважаемые гости и участники игры «Что? Где? Когда?».

— На протяжении нескольких месяцев вы были активными участниками образовательного процесса. С вашей помощью было реализовано много семейных, детско- родительских проектов, изготовлены пособия, коллекции, вы принимали активное участие в праздниках, фестивале, акциях, посвящённых родному краю. И, сегодня пришла пора подвести итог тем знаниям, полученным за этот период нашей совместной жизни, которые в дальнейшем будите преумножать и передавать вашим детям, как семейные ценности в воспитании любви к Родине.

— Итак, мы начинаем 1-ый раунд. (гонг, капитан вращает волчок).

Волчок останавливается на конверте.

— Уважаемые знатоки, внимание на экран.

На экране транслируется видео с вопросом, который задает ребенок, родители или старшее поколение семьи, которая не участвует непосредственно в игре.

Совещаются «знатоки» в течение одной минуты, затем капитан назначает отвечающего на вопрос.

Если ответ верный, то ответившему правильно на поставленный вопрос, «меценатом» вручается подарок для группы, которую посещает его ребенок (книга, открытки, раскраски, коллекции и т. д. по теме игры).

Так же «знатоки» могут прибегать к помощи «зрителей» (время совещания — 1 минута).

Ели ответ не верный, то подарок отправляется в группу, которую посещает ребенок, от которого вопрос поступил.

Таким образом, проводится 4 раунда по 3 вопроса.

Если выпадает «Черный ящик», вопрос задает ведущий.

Между раундами проводится творческая (музыкальная) пауза, которая исполняется воспитанниками детского сада и транслирует тему краеведения в песнях, танцах, художественном слове о Забайкалье, городе Чите, коренных народах и т. д.

По окончании игры «меценат» выбирает «Лучшего знатока» и «Лучший вопрос» и им вручается печатное издание о крае, Чите для личного использования.

Примерные темы для вопросов:

  1. «Коренные народы Забайкальского края» (история современность: традиции, быт, творчество).
  2. «География Забайкалья» (карта, природные зоны и богатства, природные достопримечательности, районы, краевой центр).
  3. «Флора и фауна Забайкалья».
  4. «Знаменитые люди Забайкальского края» (писатели, художники, герои ВОВ и современные).
  5. «Чита — мой родной город» (исторические и современные аспекты).

Литература:

  1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Задать вопрос