Познавательный проект «Эх, валенки да валенки» для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Конишова Оксана Николаевна, Лапата Наталья Сергеевна, Небаронова Наталия Борисовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 22.01.2025
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Конишова, О. Н. Познавательный проект «Эх, валенки да валенки» для детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Конишова, Н. С. Лапата, Н. Б. Небаронова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9798/ (дата обращения: 23.02.2025).
С внедрением ФГОС ДО родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
С приходом зимы мы начинаем готовиться к празднику Новый год. Одновременно, с детьми знакомимся с праздником Рождества, обычаями, которые сложились в народе с приходом этого периода года. Так, дети узнают, что самой популярной святочной забавой молодежи были уличные гадания. И одним из самых распространенных видов гадания являлось гадание на валенке. Это наиболее известный святочный обряд, в который верили незамужние девушки, с его помощью пытались узнать, где живет суженый или его имя.
Русские валенки — один из символов нашей великой страны, который доказывает талантливость русского народа, доказывает уникальность и самобытность народной культуры.
Не все современные дети знают, что такое настоящие русские валенки. Этот элемент одежды воспринимается как что-то древнее, архаичное, пережиток прошлого. Современная городская жизнь не предполагает использование валенок как повседневной зимней обуви. Их вытеснили утепленные зимние ботинки и сапоги из современных материалов. И, тем не менее, собираясь на зимний пикник, дачу, рыбалку некоторые жители городов вспоминают про эту удобную теплую обувь.
Наш проект направлен на то, чтобы помочь ребенку больше узнать особенности нашей самобытной культуры, в частности, что такое валенки, как они появились, нужны ли они сейчас, каковы перспективы их использования.
Тип проекта — познавательный, творческий.
Участники — педагоги групп, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители
Цель проекта — расширение и углубление знаний детей в области промыслов (катание валенок) как один из путей формирования духовно-нравственных, патриотических, социально-коммуникативных качеств личности дошкольников.
Задачи:
- Изучить историю возникновения традиционной народной обуви-валенки и способами их изготовления.
- Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, коммуникативные способности детей
- Воспитывать уважение к традициям своего народа, любовь к своей малой родине.
- Обогащать активный словарный запас детей- промыслы, ремесла, валенки, катанки, чуни, пимы, выходки, стригаль, каталь, катавальня, пруток, галоши.
Предполагаемые результаты
У детей сформированы знания об истории возникновения валенок, их полезных свойствах, процессе изготовления, развивается интерес к промыслам родного края. Повышение уровня творческой активности, практических умений.
Для родителей.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность с детьми в образовательный процесс дошкольного учреждения. Укрепление отношений сотрудничества «дети-родители-педагоги» при реализации проекта.
Для педагогов.
Возможность активного использования в воспитательно-образовательном процессе данные методических разработок. Самореализация, повышение творческого потенциала, повышение компетентности по использованию в образовательном процессе педагогических технологий
Подготовительный этап
Составление плана реализации проекта.
Подбор информационного, наглядного и творческого материала для проекта.
Информирование родителей.
Основной этап
План мероприятий
№ п/п |
Направление |
Тема мероприятия |
Цель |
1 |
Познавательное развитие |
«Как валенок появился» |
Формирование представлений у детей об истории и процессе изготовления традиционных русских валенок |
«Обувь на родине наших родителей» (детско-родительское сообщение) |
Знакомство детей с видами и особенностями детской обуви своих родителей |
||
Просмотр видеофильма канала «Россия Культура» «Валенки да валенки» фильм 10 |
Представление развивающего материала как системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией |
||
2 |
Речевое развитие |
Чтение художественной литературы М.Пришвин «Дедушкин валенок» Коваленко Т. «Сказка о валенках-скороходах» Гришунин С. «Дедушкины валенки» Новиков В. «Теплые валенки» |
Воспитание эмоционально-образного восприятия произведения |
3 |
Социально-коммуникативное развитие |
Дидактические игры по типу «Мемо» (найди пару) «4 лишний», «Назови одним словом», «Укрась валенок», «Что лишнее?», «Кому какие?» «Обувь- не обувь» (по типу Живое-неживое) |
Применение имеющиеся знаний в различных игровых условиях, активизация разнообразных умственны процессов и доставление эмоциональной радости детям |
Сюжетно-ролевая игра «Сувенирная лавка» |
Способствование совместно развертывать игру, согласовывая игровой замысел с замыслами сверстников |
||
Драматизация «Сказка на другой лад-Валенок» |
Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности |
||
4 |
Художественно-эстетическое развитие |
Мастер-класс «Рождение валенка» |
Повышение мастерства и творческих способностей родителей по украшению валенка |
Роспись заготовок валенка в разных техниках «Красота валенка своими руками» |
Формирование художественного вкуса и восприятия в процессе украшения заготовок валенка |
||
Прослушивание русских народных песен «Валенки» (исполнение Л.Руслановой), «Коробейники», «Валенки прячет моя маменька», «Валенки» сл.ШовкоплясО.В., Наседкиной И. И., Киселевой В. И., муз.Киселевой В. И |
Формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку |
||
5 |
Физическое развитие |
Развлечение «Валенки русские-чудо народное» |
Доставление детям радости и удовольствия от участия в играх с народным содержанием (с валенками) |
Взаимодействие с родителями |
Папка-передвижка «Такие полезные… валенки» |
Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме |
Заключительный этап
В преддверии праздника Святки был организован мини-музей «Валенки, ах валенки». Мы верим, что народные традиции будут живы в наших воспитанниках не только в виде интереса к народным промыслам, но и в уважении и сохранении традиций нашего народа, продолжении увлечением ремеслами.
Литература:
- Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2006.
- Блохина И. В. История костюма. — М.: АСТ, 2009.
- Вершинина И. О. Украшаем валенки. 25 способов оригинальной отделки. — АСТ-Пресс, 2012.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. — М.: Дрофа, 2011.
- Левитинов А. Е. Про валенки. // География. — № 4. — 2009.
- Осипов, Д. Русские валенки. История обуви на Руси/Д. Осипов// Наука и жизнь.- № 12–2007