Экспериментальная деятельность для детей с нарушениями речи
Авторы: Иванова Александра Евгеньевна, Белова Надежда Иосифовна, Ефремова Александра Вадимовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 24.01.2025
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Иванова, А. Е. Экспериментальная деятельность для детей с нарушениями речи / А. Е. Иванова, Н. И. Белова, А. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9808/ (дата обращения: 23.02.2025).
В данной статье анализируется опыт использования экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Отмечаются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи. Обосновывается результативность применения экспериментальной деятельности в детском саду.
Ключевые слова: дошкольный возраст, экспериментальная деятельность, опыты, нарушения речи.
Введение. Дошкольный возраст — это возраст наиболее активного развития всех сторон психики и моторики человека. Ребенок совершает значительный прогресс за 5–6 лет детства, овладевает множеством умений и навыков. На сегодняшний день отмечается значительное число детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, занимающими первое место среди прочих. При этом нарушение речи не является препятствием в развитии ребенка, а лишь требует особого педагогического подхода для учета специфики психического и физического развития данного ребенка. Данная работа результативно осуществляется педагогами детских садов в совместной деятельности с родителями воспитанников и медицинскими работниками.
Актуальностью данной статьи является демонстрация практического опыта работы по развитию мыслительной деятельности и устойчивого познавательного интереса у заикающихся дошкольников с использованием экспериментальной деятельности в ДОУ.
Нарушения речи вариативны и отличаются значительными особенностями, влияющими на развитие ребенка. Одним из видов речевых нарушений выступает заикание или логоневроз. Ребенок с заиканием испытывает как механические трудности в речевой деятельности, так и коммуникативные. Самостоятельное и активное развитие речи при заикании снижается, приводя к обеднению речи дошкольника и его навыков общения со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте развитие речи оказывает непосредственное влияние на развитие мышления. В этом возрасте активно формируется наглядно-образное мышление, ближе к шести годам появляются элементы словесно-логического мышления.
Снижение развития речи оказывает негативное влияние на развитие мышления ребенка с логоневрозом. Неразвитость активного и пассивного словарного запаса снижают познавательный интерес в целом. Образовательная деятельность не заинтересовывает дошкольника, формирует привычное пассивное присутствие в группе. Чтобы не допускать подобного педагогу требуется организовать такой вид деятельности, который будет доступен и интересен ребенку с заиканием. Как показывают исследования ученых (Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьякова, А. И. Ивановой, И. Э. Куликовской, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.) в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Данная деятельность привлекает ребенка, повышает интерес к окружающему миру и способствует активизации его познавательной активности [3].
Дошкольники с большим энтузиазмом, увлечённостью и серьёзностью относятся к исследовательской поисковой деятельности. У них вырабатываются прочные технологические навыки в организации и проведении опытов, экспериментов, в прослеживании результатов и фиксации их с помощью наглядных средств: эталонов, символов, условных знаков, моделей, схем, диаграмм. Дети старшего дошкольного возраста успешно овладевают методом простой диагностики [4].
Педагог, стремясь привлечь внимание детей и увлечь темой образовательной деятельности, использует разнообразные методы и приемы, как классические так и инновационные. На сегодняшний день экономические возможности детских садов и широкий ассортимент товаров для детей дает значительный простор фантазии в рамках программных рекомендаций. Для экспериментальной деятельности приобретаются и используются в работе как наборы для несложных детских опытов, так и видеоматериалы тех экспериментов, воспроизведение которых затруднено в пределах группы. В результате проводимой работы инициаторами опытов становятся сами дошкольники, задавая вопросы по окружающему миру или выдвигая гипотезы, которые возможно проверить наглядно.
Интерес как динамическая структура не может быть постоянным, стабильным, он изменяется под воздействием как внешних, так и внутренних причин [1], но при наличии гипотезы у детей возникает более стойкий интерес к данной деятельности и активизируется мышление. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя [2].
Некоторые эксперименты, протяжённые по времени, что требует от детей большей наблюдательности и контроля за происходящими изменениями материалов. Такие эксперименты побуждают педагога зонировать групповое пространство, выделяя место для долгосрочных экспериментов, которое будет доступно для детского наблюдения, но не задействовано в ежедневной игровой или подвижной деятельности. Меньшая наполняемость групп компенсирующей направленности имеет возможность для такого зонирования пространства.
Данный вид деятельности возможно организовывать на любом этапе коррекционной деятельности у детей с заиканием. Эксперименты могут быть проведены без речевой нагрузки в период охранительного речевого режима, а в последующем речевая нагрузка может варьироваться и дозироваться. Объяснение происходящего первоначально берет на себя педагог и лишь позднее сами дети, когда у них сформируются устойчивые представления о происходящих процессах и достаточный терминологический словарный запас.
Опытно-экспериментальная деятельность привлекает внимание родителей воспитанников. Дети с удовольствием рассказывают то новое, что они узнали в течении дня в детском саду. Наиболее запоминающимися зачастую оказываются эксперименты, особенно подтвердившие или опровергнувшие детские гипотезы. Родители расспрашивают детей, задают вопросы педагогам. Зачастую дошкольники выражают желание воспроизвести или продолжить опыты дома, так как многие опыты не требуют сложного оборудования или пространства. Данная тема успешно зарекомендовала себя на родительских собраниях, консультациях, в информационном пространстве. Зрелищные фотографии, видеофрагменты помогают понять, как организовать данную деятельность, а консультация педагога помогает заинтересованным родителям осознать полезность и интересность данного совместного вида деятельности с их детьми.
Результаты детско-родительских исследований можно транслировать как на уровне группы (в соцсетях, групповых стенгазетах и т. д.), так и организовывая масштабные общегрупповые мероприятия в виде детских научно-практических конференций, где родители выступают в роли наставников своих детей и помогают презентовать новый опыт публично. Для детей с заиканием данная деятельность может организовываться с преобладанием наглядности, а родители брать на себя роль совыступающего, чтобы снизить речевую нагрузку при необходимости.
Выводы. Таким образом, нарушение речи влияет на развитие мышления дошкольников. Требуется создание специальных педагогических условий для стимуляции познавательного интереса детей и формирования устойчивого интереса к познавательной деятельности. Одним из вариантов мотивации выступает эксперимент, позволяющий наглядно продемонстрировать изучаемые процессы, проверить гипотезу практически и получить видимый результат. Детская научная деятельность доступна детям с заиканием старшего дошкольного возраста и активно реализуется в образовательной деятельности в детском саду, демонстрируя результативность и способствуя повышению интереса к образовательной деятельности.
Литература:
- Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет / Л. Н. Вахрушева. — М.: Сфера, 2012. — 128 с.
- Куликовская И. Э Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 79 с.
- Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н. Н. Поддьяков. — СПб.: Образовательные проекты, 2021. — 224 с.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования / Рыжова Л. В. — СПб.: Детство-Пресс, 2021. — 208 с.