Игровой метод «Говорящие ступеньки» в ДОУ при формировании речевого развития у детей с нарушениями речи в условиях билингвизма
Автор: Батальцева Ираида Геннадьевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 24.01.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Батальцева, И. Г. Игровой метод «Говорящие ступеньки» в ДОУ при формировании речевого развития у детей с нарушениями речи в условиях билингвизма / И. Г. Батальцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9809/ (дата обращения: 23.02.2025).
«Говорящие ступеньки» — это игровой метод, который я решила использовать в детском саду для работы с детьми. Он помогает улучшить их речевые навыки, а также способствует развитию других когнитивных функций, таких как память, внимание и логическое мышление. Она позволяет детям практиковать свои речевые навыки, поднимаясь по лесенке в свою группу.
Ключевые слова: говорящие ступеньки, игры, речь, развитие личности, словарный запас, мышление.
«Talking steps» is a game method that I decided to use in kindergarten to work with children. It helps improve their speech skills, as well as promotes the development of other cognitive functions such as memory, attention, and logical thinking. She allows children to practice their speech skills by climbing the stairs to their group.
Keywords: talking steps, games, speech, personality development, vocabulary, thinking.
На современном этапе развития дошкольного образования наблюдается активное внедрение разнообразных технологий в работу детских садов. Каждое нововведение представляет собой разработку и последующее внедрение нового элемента, что приводит к качественным изменениям в образовательной среде.
Дошкольное учреждение с его образовательной средой является важной частью жизни ребёнка и как социальный институт выполняет значимую функцию воспитания, обучения и формирования всесторонне развитой личности.
Проведя диагностику на начало учебного года, выявлено 62 % детей-билингвы. Это те дети, которые растут в двуязычной среде и осваивает два языка одновременно. Все это приводит к трудностям в освоении обоих языков.
В ходе анализа речевых и языковых трудностей детей, для которых русский язык не является родным, были выявлены наиболее распространённые особенности их речевого развития:
1. Перенос языковых моделей родного языка на русский: добавление лишних звуков в словах (например, «кнопЫка» вместо «кнопка», «карандаХ» вместо «карандаш»).
2. Большое количество орфоэпических ошибок в простых словах (например, «книгА», «машинА», «вилкА»).
3. Трудности в использовании родовых понятий (например, «мой вода», «моя одеяло», «мой машина»).
4. Проблемы с согласованием числительных с существительными (например, «два стол», «два кукла», «пять яблоко»).
5. Неправильное использование падежных окончаний (например, «катаю машина»).
6. Трудности в использовании относительных прилагательных (например, «яблочный» вместо «яблЫчный») и притяжательных прилагательных (например, «мамСина сумка»).
7. Проблемы с использованием предложно-падежных конструкций (например, «карандаш взяли стола», «заяц выбежал за дерева»).
8. Ограниченный словарный запас при самостоятельном рассказе или пересказе сказки.
В связи с этим передо мной встала проблема: как помочь детям билингвам дошкольного возраста в преодолении речевых трудностей, связанных с лексикой и грамматикой.
В своей работе я поставила цель создать условия для развития речи дошкольников в условиях детского сада, используя игровойметод «Говорящие ступеньки».
«Говорящие ступеньки» — это игровой метод, который я решила использовать в детском саду для работы с детьми. Он помогает улучшить их речевые навыки, а также способствует развитию других когнитивных функций, таких как память, внимание и логическое мышление. Она позволяет детям практиковать свои речевые навыки, поднимаясь по лесенке в свою группу. Основная идея заключается в том, что когда дети с родителями поднимаются или спускаются по лестнице, то на ступеньках они видят картинки, с которыми нужно поиграть в речевую игру. Предварительно в группу WhatsApp для родителей отправлена инструкция, в какие речевые игры они могут поиграть, поднимаясь по ступенькам в группу.
Размещение материала, приклеивание картинок на ступеньках, подбирала по лексической теме, которую, дети старшей и подготовительной группы проходили в этот период. Обновление элементов картинок, не чаще 1–2 раза в месяц. Обеспечивая, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых картинок, стимулирующих игровую, познавательную и речевую активность у дошкольников. Это говорит о вариативности среды.
Размещение материала и приклеивание изображений на ступеньках были подобраны в соответствии с лексической темой, которую дети старшей и подготовительной групп изучали в этот период.
Обновление элементов изображений происходило не чаще одного-двух раз в месяц. Это обеспечивало периодическую сменяемость игрового материала и появление новых изображений, которые стимулировали игровую, познавательную и речевую активность дошкольников. Это свидетельствует о разнообразии среды.
Для родителей была оправлена в группу WhatsApp следующая инструкция:
Когда вы будете подниматься с детьми по лестнице, обратите внимание на ступеньки, на них приклеены листья деревьев.
И предложно для родителей пару речевых игр, и правильные варианты ответов.
1. « Назвать с какого дерева листок»
С берёзы — берёзовый;
С дуба — дубовый;
С клёна — кленовый.
2. « Посчитать листья»
Один кленовый лист
Два дубовых листа
Три кленовых листа
Четыре берёзовых листа
Пять дубовых листЬЕВ.
Согласование существительных с прилагательным: «У кого что?»
У зелёного волка жёлтый банан.
У Красной белки зелёное яблоко.
Жёлтой лисы красное яблоко.
У синего зайца жёлтый лимон.
У жёлтого медведя красная груша.



1. Назвать что это: « фрукт или овощ»
2. Игра «Большой маленький»
Лимон — лимончик;
Банан — бананчик;
Яблоко — яблочко;
Помидор — помидорчик;
Огурец — огурчик.
При использовании игрового метода «Говорящие ступеньки» важно взаимодействовать с родителями, чтобы они могли поддерживать развитие речи ребёнка дома. Родители могут помогать детям выполнять задания, связанные с речью, и обсуждать с ними предметы, которые находятся на ступеньках.
Таким образом, использование игр и игровых приемов позволяют в интересной, эмоциональной форме преодолеть грамматические недостатки у детей с нарушениями речи в условиях билингвизма. Использование данного метода в своей работе, принес положительную динамику в речевом развитии детей.
Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё: люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и ступеньки.
Литература:
1. Система работы с учащимися при двуязычии. Методические рекомендации для учителей логопедов. Новокуйбышевск, 2006г
2. Чиркина Г. В., А. В. Лагутина Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Chirkina_Korrekcia-narushenii-rechi/4.html