Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экономим электроэнергию — бережём планету»
Автор: Лепехина Любовь Павловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 27.01.2025
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Лепехина, Л. П. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экономим электроэнергию — бережём планету» / Л. П. Лепехина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9819/ (дата обращения: 23.02.2025).
Цель: формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения через познавательную деятельность детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными источниками энергии.
2. Сформировать у дошкольников представление об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком.
3. Закрепить правила безопасного обращения с электрическими приборами.
4. Развивать у детей интерес к творческой деятельности.
5. Воспитывать в детях понимание важности энергосбережения.
Актуальность: проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение — это забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. В ходе занятия дети узнали простые методы экономии электроэнергии и поучаствовали в акции «Час земли».
Предварительная работа : беседа с детьми на тему «Откуда берется электричество.
Оборудование: макет ветряной электростанции, макет атомной электростанции, макет гидроэлектростанции, мяч, интерактивная доска, компьютер, вертушки, домики с проводами.
Ход занятия
Воспитатель : Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Давайте все встанем в круг. Повторяйте за мной (мяч лежит в центре круга)
Здравствуй солнце,
Здравствуй небо,
Здравствуй вся наша Земля!
Мы проснулись очень рано,
и приветствуем тебя!
Мячик ты передавай, имя друга называй. А вы все мои друзья!
Звонит телефон
Воспитатель: уменя еще есть друг Робик и он мне сейчас звонит. Давайте узнаем, что он хочет.Здравствуй, Робик!
Голос Робика; «здравствуйте дорогие ребята! Мне очень интересно узнать откуда берется электричество? Так как я заряжаюсь от розетки мне хочется узнать, как же электричество туда попадает? Можно мне понаблюдать за вашим занятием через видеосвязь? И вместе с вами разобраться откуда же берется электричество?
Воспитатель : Ребята, вы слышали слово «энергия»? (ответ детей)
«Энергия, электричество, какой энергичный ребенок…» А что же такое энергия? Это сила, способная выполнять какую-нибудь работу. Откуда она взялась? Где живёт? Вот это нам это и предстоит выяснить в исследованиях, и помочь Робику узнать откуда же берется электричество в розетке .
Рассказ воспитателя сопровождается слайдами на интерактивной доске.
Энергия– удивительное явление. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях. Энергия поднимает в космос ракеты, движет кораблями,автомобилями, зажигает миллионы огней больших городов и многое другое. Энергия дает нам свет, тепло, связь.
Само слово «энергия» пришло из греческого языка и означает «действие».
А как вы думаете, чтобы быть сильным и энергичным что нужно человеку? Человеку нужна пища и вода.
А откуда берет энергию наш телефон? (ответ детей) Мы говорим, что у него «закончилось питание», и ставим его на зарядку? Без питания телефон не работает. Чтобы он снова заработал, ему нужно зарядиться. Для этого, что мы делаем? (ответ детей) Мы включаем зарядку в розетку. Ребята, а как вы думаете, откуда берется электричество? (ответ детей). Робик прислал нам видео, давайте его посмотрим.
Показ видео «Откуда берется электричество»
Рассказ воспитателя сопровождается слайдами на интерактивной доске .
Электричество рождается на больших электростанциях. Атомная электростанция, теплоэлектростанция, гидроэлектростанция. И самые безопасные для окружающей среды ветряные станции и солнечные панели или станции. Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, электричество приходит в дома и на заводы, помогая человеку.
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать.
Давайте представим, что мы провод, по которому бежит ток. Встаем за стульчиками, беремся за руки, пустим ток. (делают волну)
А сейчас мы послушаем рассказы про некоторые электростанции.
(рассказывают дети, показывают макеты станций, рассказы сопровождаются слайдами)
1.ребенок Атомная электростанция — это электростанция, в которой качестве топлива используется ядерное топливо.Ядерное топливо смертельно опасно для всего живого.Поэтому на этих станциях работают люди, которые непрерывно следят за работой станции, чтобы предотвратить аварии.
Воспитатель:
Еще есть ветряные электростанции. Ветер обладает большой силой, которую человек научился использовать. Так, например, ветер дует на паруса морского судна, и оно начинает двигаться. С помощью ветра человек перерабатывал на мельницах зерно в муку. А ещё с помощью ветра можно получить электрическую энергию.
2 ребенок (показывает макет ветряной станции)
Это ветряная станция или ветряк. Ветер вращает турбину, а она, в свою очередь, передаёт энергию генератору. Так образуется электрический ток с помощью ветра.
Воспитатель: ребята с помощью чего эта станция работает?
У каждого на столе лежат вертушки. Давайте с вами представим, что мы ветряные станции и подуем на наши вертушки. Выработаем энергию!
Воспитатель: Робику очень интересно узнать, как работает гидростанция. А вам интересно узнать? Сейчас я продемонстрирую, как работает мини гидроэлектростанция. Слово «электростанция» знают все. А приставка «гидро» или «гидор» с греческого означает «вода». Гидроэлектростанция использует энергию падающей воды , преобразуя ее в электрическую энергию.
Воспитатель, на примере макета показывает работу гидростанции.
При попадании воды, лопасти начинают опускаться вниз. Вода выливается, лопасти становятся легче, поднимаются вверх. Мельница начинает вращаться. Так по кругу вращаясь, начинает разгоняться электродвигатель, который вырабатывает электричество. Зажигается лампочка.
Физкультминутка
Ток бежит по проводам — бег на месте
Свет несёт в квартиру нам — руки вверх, встать на носочки
Чтоб работали приборы — кулачками друг о друга стучат
Холодильник, мониторы — обнять себя, подрожать, сделать «козырёк»
Кофемолки, пылесос — движение рук по кругу
Ток энергию принёс — шаги на месте.
Воспитатель : произошла авария, выключился свет во всём городке. Все дома обесточены. Что мы делаем, когда происходит такая авария?
Правильно! Вызываем мастера — электрика.
Представьте, что мы с вами профессионалы и нам надо устранить причину аварии. Где-то произошёл обрыв проводов и нужно соединить правильно все провода. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Мы давно привыкли, что в наших домах есть электричество, и без него уже не представляем нашу жизнь, но электричество может быть опасным! И прежде, чем включать электрические приборы нужно спросить разрешение у родителей!
Голос Робика: ребята, а вы знаете правила электробезопасности? Давайте поиграем « Что можно, а что нельзя?»
Правила игры: на интерактивной доске картинки — ситуации, как можно поступать и как запрещено. Дети красными кружками обозначают, то, что нельзя, а желтыми то, что можно!
Воспитатель: ребята, скажите электричество это — хорошо или плохо ?
(ответы детей)
Хорошо — работает свет, телевизор, холодильник и т. д.
Плохо — может ударить током., птицы садясь на провода могут погибнуть.
Электростанции загрязняют воздух, воду, наносят вред окружающей среде.
Воспитатель : а что может сделать каждый из нас чтобы сэкономить энергию, чтобы помочь нашей планете? Робик, а что ты нам предложишь? Как нам помочь нашей планете .
Голос Робика: 30 марта во всем мире проходит традиционная экологическая акция «Час Земли». В этот день на один час отключают подсветку многих памятников, и других значимых зданий в знак того, что людям не безразлична судьба Земли и ее ресурсов. И я вам предлагаю поучаствоватьвэтой акции — для этого нужно 30 марта отключить электричество в своем доме или квартире на один час.
Воспитатель : вот и подходит к концу наше занятие. Что, ребята, вы узнали? Что вам понравилось? (ответы детей)
1 ребенок
«Уходя, гасите свет», — Знают дети с малых лет. Так давайте же, друзья, Свет беречь везде, всегда! 2 ребенок Ау нас одна планета, Ты, дружок, запомни это! Ты ресурсы сберегай — Реже лампочки включай! 3 ребенок Истощаются ресурсы, Не хватает их у нас, Береги и ты природу, Экономь и будет класс!
Воспитатель : Робик мы ответили на твой вопрос?
Голос Робика: ребята, теперь я знаю откуда берется электричество в розетке?
Понял, что электричество надо беречь, чтобы помочь нашей Земле.
Спасибо вам за интересное занятие. До новых встреч.