Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 30.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Валишина, А. И. Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик» / А. И. Валишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9828/ (дата обращения: 31.01.2025).

Препринт статьи



Цели конкурса:

повышать интерес детей к устному народному творчеству. Обогащать словарный запас;

— развивать звуковую культуру речи, навыки самоконтроля за речью;

— совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание;

— создавать эмоционально-положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, развивать уверенность в себе;

— воспитывать эмоционально-волевые навыки: стремиться к победе и учиться проигрывать;

— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Предварительная работа:

— знакомство с историей скороговорок;

— разучивание скороговорок с учителем — логопедом, с воспитателями, с родителями;

— игры со считалками-скороговорками;

— конкурс скороговорок в группе.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, карандаши, фломастеры

Критерии оценки:

— Правильность произнесения текста скороговорки (без ошибок и перестановок);

— Дикция: четкость, внятность, громкость;

— Скорость произнесения скороговорки;

— Свобода и активность артикуляционного аппарата участника;

— Артистизм.

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Кто хочет разговаривать красиво и понятно, тот должен выговаривать все правильно и внятно. В этом нам помогают скороговорки.

Интересно, что скороговорки были придуманы только для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки — весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специальная фраза с трудно выговариваемыми звуками, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам.

Сегодня у нас не простой конкурс.

Он называется «Конкурс скороговорщиков».

В каждой группе провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно.

Разминка

Ведущий: Сначала мы проведем разминку. Я буду читать стихотворение, а вы проговаривать конец стихотворения в рифму быстро и четко.

Рифмы-миниатюры

— В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала …( шишка).

— Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…( шарик) .

— Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

— Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много …(дыр).

— Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает … (варан).

— Мама мыла чисто пол,

Я забил в ворота… (гол).

— Было в сказке очень худо,

Пока не появилось …(чудо).

— Очень громко плачет мальчик,

Он поранил стеклом …(пальчик).

— В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский … (жук).

— В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей …(журчал).

— В группе самый старший — Сеня,

У него есть дружок …(Женя).

— Закричала громко баба,

Испугала её … (жаба ).

— В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен …(мир).

— Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе … (брошка).

— Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

— Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит …(ранка).

— Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу …(нёс).

— У тебя красивый волос,

И приятный, звонкий …(голос).

— Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

— Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

— Тёмная настала ночка,

Засыпает моя …(дочка).

— Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

— Не нужны солдату санки,

Изучать он будет …(танки).

— Случай приключился раз —

Перевернули медный …(таз).

— Возле дома стоит горка,

Ледяная на ней …(корка).

— На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…( русак).

— Танцевала польку Саша,

Пела песню громко…( Маша ).

— Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля — лук …(полоть).

— Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала …(кровь).

— Утром выпала роса,

Выходи на луг …(коса).

— На скачках выступали кони,

Катали в парке детей …(пони).

— Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой …(рот).

— На столе лежала пышка,

Запах уловила …(мышка).

— Если по парку гуляете, детки,

Не надо ломать у кустиков …(ветки).

— На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет …(каску).

— Увидала мышка корку,

Утащила её в …(норку).

— Мила сделала салат,

Постирала свой…( халат).

— Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее …(голод).

— Жил на свете великан,

И у него был …(пеликан).

— В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

— Есть у Иры папочка:

У него дочка -… (лапочка)».

— Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

— На берегу реки — песок,

А вокруг стоит …(лесок).

— Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро …(смыл).

— На окне сидела кошка

И мяукала …(немножко).

— Вот смотрите — паровоз,

Он вагончики …(повёз).

— Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

— Ребятня каникул ждёт,

Лето красное …(идёт).

Ведущий: А теперь начинаем конкурс. Итак — Первое задание.

1. Угадай скороговорку по картинке (на слайдах)

Ведущий: Сначала задание выполняет первая команда, затем вторая. Вам надо внимательно рассмотреть картинку и вспомнить, какая скороговорка подходит к этой картинке. Каждой команде по 5 картинок. Когда работает одна команда, вторая команда молчит, не мешает и не подсказывает. Начинает первая команда

Внимание на экран.

Продолжает вторая команда

Если какая-то команда не может вспомнить скороговорку, другая команда может поднять руку и заработать дополнительный балл.

2. Закончи скороговорку

Ведущий: Я начну скороговорку, а вам надо ее закончить. Проговорить конец скороговорки. Не забывайте, что это скороговорка.

Задание для первой команды.

  1. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. (Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку- цап)
  2. Два щенка щека к щеке (щиплют щетку в уголке)
  3. В камышах шуршат мышата, (шумно плещутся в ушатах)
  4. Хитрую сороку поймать морока (А сорок сорок — сорок морок)

Ведущий: Задание для второй команды.

  1. Стрекотали три сороки на рассвете во дворе (Разбудили три сороки злого Рекса в конуре)
  2. Мама, ты нас не ищи (Щиплем щавель мы на щи)
  3. Кукушка кукушонку сшила капюшон (кукушонок в капюшоне смешон)
  4. На дворе трава, на траве дрова. (Не руби дрова на траве двора)

3. Повтори скороговорку (домашнее задание)

Одну и ту же скороговорку проговаривает каждый участник команды. Каждая команда свою скороговорку. Важны правильность, четкость дикции, звукопроизношение, скорость, артистизм…

Ведущий: первая команда выходите.

Выбирайте скороговорку (две на выбор)

Ведущий: вторая команда выходите.

Тридцать три вагона в ряд Три сороки тараторки

Тараторят, тарахтят. Тараторили на горке

4. Рисунок к скороговорке (за определенное время)

Ведущий: послушайте следующее задание. Надо нарисовать рисунок к скороговорке. На две команды одна и та же скороговорка.

Садитесь за столы. Решите, кто из вас будет рисовать, кто будет раскрашивать.

В рисунке надо передать то, о чем говорится в скороговорке.

Послушайте скороговорку: «У ежа-ежата, у ужа-ужата»

Приступайте к работе.

Критерии оценки: соответствие рисунка тексту.

5. Кто быстрее? (домашнее задание)

Чья команда проговорит скороговорки четко, внятно и быстрее. Команды работают по очереди.

Ведущий: выходит первая команда

  1. У маленького Сани сани едут сами.
  2. У Пашки –шашки, у Мишки — шишки
  3. В огороде у Федоры — Помидоры,
  4. За забором у Федоры — Мухоморы.
  5. Галка села на палку, Палка стукнула галку.
  6. Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.
  7. Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

Ведущий: выходит вторая команда

  1. У маленького Сани перевернулись сани.
  2. Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.
  3. Дали карапузу кукурузу, А карапуз просит арбуз.
  4. Лена искала булавку, Булавка упала под лавку.
  5. Ежик в бане вымыл уши, шею, кожицу на брюшке.
  6. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

6. Скажи скороговорку по-разному, с разной интонацией (домашнее задание)

(весело, обиженно, сердито, удивленно, вопросительно, стеснительно)

Ведущий: У каждой команды своя скороговорка.

На реке поймали рака Ирина, Марина, Карина

Из-за рака вышла драка Пьют сок из мандарина

Ведущий: На этом наш конкурс подходит к концу. Это было последнее задание. Жюри будет считать баллы и подводить итоги. А наши воспитатели сейчас тоже посоревнуются. Ребята, а вы будете их оценивать, тоже попробуете поработать, как жюри, будете ставить баллы.

7. Работа с воспитателями.

Скороговорки для воспитателей:

— Карл у Клары украл кораллы.

— Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— У кота папа кот, у кита папа кит.

— Шашки у Пашки — шишки у Мишки.

— Собирал Олег орешки, а Алешка- сыроежки.

— Стрекотали 3 сороки на рассвете во дворе, Разбудили 3 сороки злого Рекса в конуре.

— Труба трубит, труба поет, Трубач по городу идет.

Подведение итогов и награждение

Победителем конкурса считается команда, набравшая наибольшее количество итоговых баллов.

Также выявляются победители в каждой возрастной группе по наибольшему количеству набранных баллов:

— Лучший скороговорщик среди воспитанников старшей возрастной группы;

— Лучший скороговорщик среди воспитанников подготовительной группы;

Победители конкурса награждаются дипломами победителя.

Участники конкурса награждаются грамотами по номинациям.

Задать вопрос