Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик»
Автор: Валишина Адиля Ильдусовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 30.01.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Валишина, А. И. Конспект конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Лучший скороговорщик» / А. И. Валишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9828/ (дата обращения: 31.01.2025).
Препринт статьи
Цели конкурса:
— — повышать интерес детей к устному народному творчеству. Обогащать словарный запас;
— развивать звуковую культуру речи, навыки самоконтроля за речью;
— совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание;
— создавать эмоционально-положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, развивать уверенность в себе;
— воспитывать эмоционально-волевые навыки: стремиться к победе и учиться проигрывать;
— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Предварительная работа:
— знакомство с историей скороговорок;
— разучивание скороговорок с учителем — логопедом, с воспитателями, с родителями;
— игры со считалками-скороговорками;
— конкурс скороговорок в группе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, листы бумаги, карандаши, фломастеры
Критерии оценки:
— Правильность произнесения текста скороговорки (без ошибок и перестановок);
— Дикция: четкость, внятность, громкость;
— Скорость произнесения скороговорки;
— Свобода и активность артикуляционного аппарата участника;
— Артистизм.
Под музыку дети входят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Кто хочет разговаривать красиво и понятно, тот должен выговаривать все правильно и внятно. В этом нам помогают скороговорки.
Интересно, что скороговорки были придуманы только для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров… Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки — весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это специальная фраза с трудно выговариваемыми звуками, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам.
Сегодня у нас не простой конкурс.
Он называется «Конкурс скороговорщиков».
В каждой группе провели конкурс скороговорок и выбрали самых лучших чтецов. И сейчас эти ребята будут соревноваться не в силе, а в умении говорить быстро, четко и внятно.
Разминка
Ведущий: Сначала мы проведем разминку. Я буду читать стихотворение, а вы проговаривать конец стихотворения в рифму быстро и четко.
Рифмы-миниатюры
— В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала …( шишка).
— Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…( шарик) .
— Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
— Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много …(дыр).
— Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает … (варан).
— Мама мыла чисто пол,
Я забил в ворота… (гол).
— Было в сказке очень худо,
Пока не появилось …(чудо).
— Очень громко плачет мальчик,
Он поранил стеклом …(пальчик).
— В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский … (жук).
— В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей …(журчал).
— В группе самый старший — Сеня,
У него есть дружок …(Женя).
— Закричала громко баба,
Испугала её … (жаба ).
— В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен …(мир).
— Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе … (брошка).
— Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).
— Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит …(ранка).
— Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу …(нёс).
— У тебя красивый волос,
И приятный, звонкий …(голос).
— Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя …(врать).
— Не пришлась Яге корона,
Унесла её …(ворона).
— Тёмная настала ночка,
Засыпает моя …(дочка).
— Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там …(танец).
— Не нужны солдату санки,
Изучать он будет …(танки).
— Случай приключился раз —
Перевернули медный …(таз).
— Возле дома стоит горка,
Ледяная на ней …(корка).
— На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает…( русак).
— Танцевала польку Саша,
Пела песню громко…( Маша ).
— Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля — лук …(полоть).
— Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала …(кровь).
— Утром выпала роса,
Выходи на луг …(коса).
— На скачках выступали кони,
Катали в парке детей …(пони).
— Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой …(рот).
— На столе лежала пышка,
Запах уловила …(мышка).
— Если по парку гуляете, детки,
Не надо ломать у кустиков …(ветки).
— На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет …(каску).
— Увидала мышка корку,
Утащила её в …(норку).
— Мила сделала салат,
Постирала свой…( халат).
— Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее …(голод).
— Жил на свете великан,
И у него был …(пеликан).
— В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он …(мультик).
— Есть у Иры папочка:
У него дочка -… (лапочка)».
— Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, …(мало).
— На берегу реки — песок,
А вокруг стоит …(лесок).
— Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро …(смыл).
— На окне сидела кошка
И мяукала …(немножко).
— Вот смотрите — паровоз,
Он вагончики …(повёз).
— Детки бегали, скакали
И под вечер все …(устали).
— Ребятня каникул ждёт,
Лето красное …(идёт).
Ведущий: А теперь начинаем конкурс. Итак — Первое задание.
1. Угадай скороговорку по картинке (на слайдах)
Ведущий: Сначала задание выполняет первая команда, затем вторая. Вам надо внимательно рассмотреть картинку и вспомнить, какая скороговорка подходит к этой картинке. Каждой команде по 5 картинок. Когда работает одна команда, вторая команда молчит, не мешает и не подсказывает. Начинает первая команда
Внимание на экран.
Продолжает вторая команда
Если какая-то команда не может вспомнить скороговорку, другая команда может поднять руку и заработать дополнительный балл.
2. Закончи скороговорку
Ведущий: Я начну скороговорку, а вам надо ее закончить. Проговорить конец скороговорки. Не забывайте, что это скороговорка.
Задание для первой команды.
- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. (Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку- цап)
- Два щенка щека к щеке (щиплют щетку в уголке)
- В камышах шуршат мышата, (шумно плещутся в ушатах)
- Хитрую сороку поймать морока (А сорок сорок — сорок морок)
Ведущий: Задание для второй команды.
- Стрекотали три сороки на рассвете во дворе (Разбудили три сороки злого Рекса в конуре)
- Мама, ты нас не ищи (Щиплем щавель мы на щи)
- Кукушка кукушонку сшила капюшон (кукушонок в капюшоне смешон)
- На дворе трава, на траве дрова. (Не руби дрова на траве двора)
3. Повтори скороговорку (домашнее задание)
Одну и ту же скороговорку проговаривает каждый участник команды. Каждая команда свою скороговорку. Важны правильность, четкость дикции, звукопроизношение, скорость, артистизм…
Ведущий: первая команда выходите.
Выбирайте скороговорку (две на выбор)
Ведущий: вторая команда выходите.
Тридцать три вагона в ряд Три сороки тараторки
Тараторят, тарахтят. Тараторили на горке
4. Рисунок к скороговорке (за определенное время)
Ведущий: послушайте следующее задание. Надо нарисовать рисунок к скороговорке. На две команды одна и та же скороговорка.
Садитесь за столы. Решите, кто из вас будет рисовать, кто будет раскрашивать.
В рисунке надо передать то, о чем говорится в скороговорке.
Послушайте скороговорку: «У ежа-ежата, у ужа-ужата»
Приступайте к работе.
Критерии оценки: соответствие рисунка тексту.
5. Кто быстрее? (домашнее задание)
Чья команда проговорит скороговорки четко, внятно и быстрее. Команды работают по очереди.
Ведущий: выходит первая команда
- У маленького Сани сани едут сами.
- У Пашки –шашки, у Мишки — шишки
- В огороде у Федоры — Помидоры,
- За забором у Федоры — Мухоморы.
- Галка села на палку, Палка стукнула галку.
- Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.
- Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.
Ведущий: выходит вторая команда
- У маленького Сани перевернулись сани.
- Шапка да шубка — Вот наш Мишутка.
- Дали карапузу кукурузу, А карапуз просит арбуз.
- Лена искала булавку, Булавка упала под лавку.
- Ежик в бане вымыл уши, шею, кожицу на брюшке.
- Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.
6. Скажи скороговорку по-разному, с разной интонацией (домашнее задание)
(весело, обиженно, сердито, удивленно, вопросительно, стеснительно)
Ведущий: У каждой команды своя скороговорка.
На реке поймали рака Ирина, Марина, Карина
Из-за рака вышла драка Пьют сок из мандарина
Ведущий: На этом наш конкурс подходит к концу. Это было последнее задание. Жюри будет считать баллы и подводить итоги. А наши воспитатели сейчас тоже посоревнуются. Ребята, а вы будете их оценивать, тоже попробуете поработать, как жюри, будете ставить баллы.
7. Работа с воспитателями.
Скороговорки для воспитателей:
— Карл у Клары украл кораллы.
— Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— У кота папа кот, у кита папа кит.
— Шашки у Пашки — шишки у Мишки.
— Собирал Олег орешки, а Алешка- сыроежки.
— Стрекотали 3 сороки на рассвете во дворе, Разбудили 3 сороки злого Рекса в конуре.
— Труба трубит, труба поет, Трубач по городу идет.
Подведение итогов и награждение
Победителем конкурса считается команда, набравшая наибольшее количество итоговых баллов.
Также выявляются победители в каждой возрастной группе по наибольшему количеству набранных баллов:
— Лучший скороговорщик среди воспитанников старшей возрастной группы;
— Лучший скороговорщик среди воспитанников подготовительной группы;
Победители конкурса награждаются дипломами победителя.
Участники конкурса награждаются грамотами по номинациям.