Сценарий игровой программы «В волшебной стране сказок А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 29.01.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сергина, Е. Н. Сценарий игровой программы «В волшебной стране сказок А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Сергина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 112-116. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9835/ (дата обращения: 23.02.2025).



Цель: Формирование интереса к литературному творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

  1. Активизировать знания дошкольников о сказках А. С. Пушкина, о сказочных героях.
  2. Расширять активный словарный запас и закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  3. Закреплять умение разгадывать ребусы, шарады.
  4. Поощрять умение работать в команде, выполняя игровые задания.
  5. Развивать у детей речь, воображение, внимание, предпосылки логического мышления.
  6. Воспитывать доброту, гуманность, интерес и любовь к творчеству А. С. Пушкина.

Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина, просмотр иллюстраций, мультфильмов. Предварительно даются сведения о творчестве и жизни писателя.

Действующие лица: Сказочница, Кот Ученый, Старик, Царевна, Петушок, Белочка.

Материалы и оборудование: Макет дуба, портреты писателей, костюмы сказочных героев, листья дуба, клубочек, зеркало, орешки, ребусы, сундук с призами. Музыкальное сопровождение.

Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно — исследовательская.

Ход игры-путешествия

I этап: Мотивационный.

Сказочница:

Добро пожаловать, ребята, в волшебный мир Лукоморья! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Мы Пушкину наш праздник посвятим,

Наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными устами.

Мой Пушкин!

Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели.

Сказочница: (обращая внимание детей на дерево)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

А куда же подевался кот?

Играет музыка, появляется учёный кот.

Кот Учёный : Мяу-мяу, я тут!

С чем пожаловали, гости дорогие?

Сказочница: Добрый вечер, уважаемый учёный кот! Мы с ребятами решили отправиться в путешествие по чудесным сказкам нашего великого русского поэта и сказочника Александра Сергеевича Пушкина.

Кот Учёный: Мяу! Все это, конечно, замурчательно, но у меня для вас плохая новость! Случился в лукоморье сильный ураган и сорвал листочки с дуба. Разлетелись они по разным сказкам. Из -за этого дерево потеряло свою волшебную силу. Но вы можете помочь! Вы готовы отправиться в путь, где вас могут ожидать сложные задания? (Да) Тогда я должен проверить вашу готовность!

II этап: Основной.

Задание: «Найди портрет А. С. Пушкина» (Дети должны найти портрет А. С. Пушкина из нескольких предложенных портретов русских писателей)

 Игра «Найди ошибку»

— Три девчонки под окном

Пряли поздно вечерком.

(Три девицы, «Сказка о царе Салтане»)

— Свет мой, зеркальце, скажи,

Да смотри не обмани.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(Да всю правду доложи. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

— Жил рыбак со своею женою

У самого синего моря.

(Старик со своею старухой. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Ветер весело шумит,

Собачка весело бежит.

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

(Салтана. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

Кот Учёный: Я уверен, вы полностью готовы к путешествию и соберёте все дубовые листочки. Пора вам в путь дороженьку! По пути вам будут встречаться герои сказок А. С. Пушкина. Только выполнив их задания, вы получите волшебные дубовые листочки. Когда все листья будут у вас, встретимся у сказочного дуба. Волшебный клубок укажет вам дорогу! (Кот бросает клубок)

Ты катись клубочек впереди,

Ребятишек в сказку проводи!

Дети отправляются в путешествие. Детей встречает рыбак.

Сказочница: Здравствуйте, дедушка! А куда это мы попали?

Рыбак: В сказку, милые мои! В сказку!

Сказочница: Ребята, вы наверно уже догадались, что эта за сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Старик: Какие же вы, ребята, молодые, задорные! Я тоже хочу стать молодым!

Сказочница: Почему же вы, дедушка, молодым хотите стать?

Рыбак: А затем, что старый я совсем стал и сил нет совсем невод тащить из моря. Рыбу то ловить надо, а то старуха моя не даёт мне покоя. А вы помните, ребята, что просила моя старуха? (Дети перечисляют:новое корыто, новая изба, стать столбовой дворянкой, стать вольной царицей, стать владычицей морскою)

Сказочница: Молодым мы тебя сделать не сможем, дедушка, а вот рыбы наловить поможем! Покажем, какие мы с вами рыбаки умелые.

Подвижная игра «Поймай рыбку»

Часть детей стоит в кругу, держась за руки. Это сеть. Другая часть детей — рыбки. Они бегают внутри круга, забегая и выбегая из него. По сигналу воспитателя сеть опускается (дети присаживаются). Кто из рыбок оказался внутри круга, того поймали.

Старик благодарит детей за пойманную рыбу.

Старик: А теперь мне пора к старухе своей возвращаться,

А с вами мне нужно прощаться!

За помощь вас благодарю,

Листок волшебный вам дарю! (Отдает детям дубовый листок)

Сказочница бросает волшебный клубок, дети попадают в сказку

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Детей встречает царица.

Царица: Вы откуда, гости? Зачем пожаловали?

Сказочница: Добрый день, Царица! Мы собираем волшебные дубовые листочки, чтобы вернуть дубу в Лукоморье его волшебную силу.

Царица: Есть у меня такой листочек, но просто так его не отдам! Сможете слово расшифровать, так уж и быть, помогу вам!

В каждой строке зачеркните одинаковые символы и с помощью ключа расшифруйте загаданное слово!

Царица: Мне в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело.

C ним одним лишь я была

Добродушна, весела.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила…

А что я говорила?

Дети: «Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Царица: Авы молодцы! Сказки читаете! Вот вам волшебный дубовый листочек — получайте. А я пойду, мне с зеркальцем своим словом перемолвиться нужно! Прощайте!

Сказочница: Спасибо вам, красавица Царица! Ну что, ребята, отправляемся дальше? Спомощью клубка дети приходят к петушку. «Сказка о золотом петушке»

Петушок: «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»

Здравствуйте, ребята!

Зачем пожаловали?

Сказочница: Здравствуй, петушок! Нам твоя помощь нужна! Сказочный дуб в Лукоморье потерял свою волшебную силу. Чтобы её вернуть, нужно собрать волшебные дубовые листья, которые разлетелись по сказкам А. С. Пушкина.

Петушок: как хорошо, что вы ко мне заглянули. Есть у меня такой листок. Поиграйте со мной, повеселите меня, а я добром отплачу! Давайте устроим бой петухов!

Игра-забава «Петушиный бой»

Дети становятся в пары. Прыгая на одной ноге, пытаются толкнуть плечом соперника. Кто первый встал на обе ноги, тот проиграл.

Петушок: Благодарю! Кукареку! Вот вам листок дубовый. Удачи!

С помощью волшебного клубочка дети попадают в сказку «Сказка о царе Салтане» Их встречает белочка.

Сказочница: Посмотрите-ка, ребята!

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

Белочка: Здравствуйте, друзья! С чем пожаловали!

Сказочница: Белочка, помоги листок со сказочного дуба отыскать!

Белочка: Разгадаете мои ребусы, помогу!

(Белочка благодарит детей, угощает детей орешками, отдает листик)

Дети возвращаются к дубу.

Кот Учёный: Молодцы, ребята! Отлично выполнили все задания сказочных героев! Все листочки теперь у нас. Давайте вернем дубу его волшебную силу. (Приклеивают листья на дуб)

Спасибо вам, ребята! Мяу! Дуб снова стал волшебным. Хочу вас ребята наградить! А где же сундук? (Ходит вокруг дерева, ищет, находит на дереве сундучок)

Ай да дуб! Ай да дуб!

Спрятал в листьях наш сундук.

Сказочница: Что же ты тут припрятал в сундучке, кот учёный? Посмотрим! (открывает сундук, а там — призы, памятные сувениры о мероприятии)

III этап: рефлексия.

Сказочница: Ребята, улыбнитесь те, кому понравилось наше путешествие! Изобразите грустное лицо, кому было трудно! В каких сказках мы побывали? А какой сказочный герой вам больше всех понравился? А кто не понравился? Какая сказка А. С. Пушкина у вас самая любимая? А. С. Пушкин — великий русский поэт, сказочник. Сегодня мы с вами с удовольствием вспоминали его сказки.

Кот Учёный: До новых встреч, ребята! Читайте сказки Александра Сергеевича, они учат доброте, честности и справедливости! На память дарю вам волшебный клубочек. Он вернет вас обратно в детский сад. А если пожелаете снова к нам в гости в Лукоморье, милости просим! Клубочек вам поможет! (Под музыкальное сопровождение дети возвращаются в группу)

Литература:

  1. Сказки русских писателей в 2 т. Т. 1. — М.: РИЦ Литература, Престиж Бук, 2007. — 432 с.: ил.
  2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5–7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005.
  3. О. А. Шорохова «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.;
  4. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. М. : Мозаика-синтез, 2012.
  5. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / Маханева М. Д. — Москва: Сфера, 2001. — 125 с.;
Задать вопрос