Как донести до ребенка правила безопасного поведения в социуме для сохранения жизни и здоровья
Авторы: Давыдова Оксана Юрьевна, Плужникова Елена Витальевна, Мазилкина Евгения Валерьевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 04.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Давыдова, О. Ю. Как донести до ребенка правила безопасного поведения в социуме для сохранения жизни и здоровья / О. Ю. Давыдова, Е. В. Плужникова, Е. В. Мазилкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9860/ (дата обращения: 23.02.2025).
В данной статье авторы рассматривают актуальность и способы формирования безопасного поведения дошкольников в социуме. Приводится практический опыт педагогов детского сада по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
Ключевые слова: безопасность, ребенок дошкольного возраста, опасная ситуация, развитие и воспитание.
Основы будущей личности закладываются в дошкольном детстве, важнейшем периоде, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом «первоначального склада личности». Именно в этот период жизни ребенок приобретает первые знания об окружающем мире. У него начинает формироваться определенное отношение к социуму, в котором он живет и развивается, в том числе и его безопасного существования в нем.
Поиск путей формирования у детей дошкольного возраста сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, а также безопасности окружающих является важным направлением в работе детского сада. Актуальность данного направления обусловлена реализацией таких компонентов процесса воспитания и образования детей, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления в обществе, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций.
Понятие «безопасность» рассматривается многими исследователями. С. И. Ожегов понимает под безопасностью «состояние, при котором не угрожает опасность, защита от опасности».
По мнению К. Ю. Белой, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие компоненты:
– безопасность в бытовой среде;
– безопасность в городской среде;
– безопасность в природе;
– безопасность в производственной среде [2].
Реализация данных компонентов способствует формированию « личности безопасного типа — человека, ориентированного на добро и способного на продуктивную деятельность по сохранению своего физического и духовного здоровья, защищающего окружающих и природу от внешних угроз на основе высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений» [3].
По мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной [1], содержание работы по формированию культуры безопасности у дошкольников должны быть реализованы в практике жизнедеятельности детского сада по следующим направлениям (см. рис 1):
Рис. 1. Направления формирования культуры безопасности у дошкольника
Данные направления помогают педагогам детского сада учитывать особенности детей в понимании опасной ситуации в социуме. У детей дошкольного возраста часто возникают сложности с обозначением причины возникновения опасной ситуации. Данные сложности обусловлены поверхностным (то есть, неполным или неточным) представлением детей об опасности в социуме в целом.
Также у дошкольников присутствует низкий уровень знания об источниках опасности и признаках опасных ситуаций. Наконец, будучи привязанными к конкретной ситуации, дошкольники производят обобщение по несущественным признакам, недостаточно их дифференцируют.
Поэтому педагоги нашего детского сада используют метод диагностической беседы, как способ выявления примерных представлений детей о существующих опасностях в социуме.
Примерные вопросы диагностической беседы с детьми подготовительной группы
Безопасность на улице
- Для чего предназначена улица?
- На какие части делится улица в любом городе?
- Где люди могут переходить проезжую часть?
- Где можно и где нельзя играть, кататься на роликах, велосипеде, самокате?
- Что означают цвета светофора?
Безопасность в общении с незнакомыми людьми
- Кого ты называешь «близкими», «незнакомыми», «знакомыми»?
- Как ты думаешь, как выглядит опасный человек,
- Если я наберу по телефону 01, 02, 03, 04, куда я попаду?
- Можно ли открывать дверь незнакомому полицейскому?
- Как ты думаешь, можно ли одному заходить в лифт и в подъезд?
Безопасность дома
- Где живет электрический ток? Когда он может быть опасен?
- Как ты думаешь, играть, стоять на подоконнике, сидеть на балконе, свесив ноги через перила опасно или безопасно?
- Можно ли близко подходить к плите, особенно, когда кипит чайник или варится суп?
- Какие правила обращения с ножницами и иголкой ты знаешь?
- Почему при запахе газа в помещении нельзя включать электрический свет, чиркать спичкой или зажигалкой?
Таким образом, данный метод позволяет сформировать алгоритм когнитивной оценки ситуации возможного угрожающего воздействия на ребенка (см. рис.2).
Рис. 2. Алгоритм когнитивной оценки дошкольников опасной ситуации
Анализ исследований о своеобразии усвоения детьми дошкольного возраста правил поведения в социуме, позволяет выделить следующие факторы, которые оптимизируют данный процесс:
– активная позиция ребенка;
– игровая форма передачи способов поведения в разных опасных ситуациях;
– эмоциональная включенность ребенка в детско — взрослую деятельность;
– процесс идентификации со взрослым, демонстрирующим норму безопасного поведения в социуме.
Исходя из сказанного, можно определить наиболее эффективные способы формирования безопасного поведения дошкольников в социуме. В практической деятельности нашего детского сада педагоги используют следующие:
– дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры («Транспорт», «Пешеходы», «Путешественники»);
– игровые персонажи и их приключения («Петька Невезухин», «Друг — Стобед», «Шустрик»);
– игры — драматизации по литературным произведениям («Волк и семеро козлят»);
– ситуационные задачи («Что будет если мальчик или девочка перейдут дорогу на красный свет?», «Как поступить если остался дома один, а в дверь позвонили?», «Найди ошибку в сказке»);
– игровые ситуации («Научим куклу скатываться с горки» и т. д.);
– имитационное моделирование в игровой среде («Идем по пешеходному переходу», «Едем в метро», «Собираем в лесу грибы», «Катаемся на самокате в парке»);
– речевые игры («Так — не так», «Хорошо — плохо»).
Педагоги детского сада вносят существенный вклад в накопление опыта обращения с потенциально опасными ситуациями в социуме и формирования у детей культуры безопасной жизнедеятельности. Необходимыми условиями для этого выступают также поддержка со стороны членов семьи и мотивационная готовность педагогов к работе над данным направлением.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учеб.-метод. Пос. по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников. Детский сад: теория и практика, № 10/2013 с. 78–87.