Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему «Мечта будущего артиста в блокадном Ленинграде»
Автор: Макаева Елена Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.
Дата публикации: 02.02.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Макаева, Е. В. Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему «Мечта будущего артиста в блокадном Ленинграде» / Е. В. Макаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9865/ (дата обращения: 23.02.2025).
Цель: расширитьпредставление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Образовательные:
— дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города;
— закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Развивающие:
— закрепить навыки речевой, и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
— активно участвовать в диалоге с воспитателем;
— развивать устную речь;
— активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий (блокада, война, зажигалки — бомбы, Дорога Жизни)
Воспитательные:
— воспитывать патриотические чувства, чувство гордости;
— воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов;
— воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Предварительная работа :
- 1 Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
- Чтение художественной литературы о войне и блокаде
- Заучивание стихов о Блокаде;
- Изготовление поделки к выставке о блокаде Ленинграда;
- Беседы с детьми;
- Рассматривание военных наград.
- Слушание военных песен.
Материалы и оборудование:
Книги и иллюстрации по теме блокада Ленинграда; запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны; демонстрационный материал: создание альбома с фотографиями из жизни Владимира Казимировича; кусочек хлеба на тарелочке.
Ход занятия:
В одном городе жил мальчик по имени Вова Шилинский. У него была очень дружная семья: папа, мама, брат и он самый младший. Их дом находился в Невском районе недалеко от школы № 340.
—Ребята, вы догадались, в каком городе жил Вова? (Санкт-Петербурге)
— Как наш город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград ).
В то время город назывался Ленинград, мальчику исполнилось 9 лет, и он собирался идти в 3 класс.
Воскресенье, 22 июня 1941 года, в Ленинграде было солнечным и теплым. Люди с радостью встречали лето и наслаждались выходным днём. Некоторые отправлялись на дачу, другие планировали провести время гуляя в парках. И вот в одно мгновение, всё это счастье было разрушено. В воздухе витала тревога, и никто не мог представить, что вскоре на город обрушится ужас войны.
Запись «началась война»
(голос Левитана объявляет о начале войны)
Всё изменилось в одно мгновение, и мирная жизнь осталась позади. Война вступила в свои права! Каждый из людей осознал, что привычная жизнь разрушена, и впереди их ждут нелёгкие испытания, о которых они даже не могли подумать.
—Что такое война ? (Голод, ужас, смерть)
Война. Она внезапно ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу родную землю. Фашистская Германия, беспощадная и жестокая, развязала войну против нас. Их цель заключалась не только в захвате Ленинграда, но и в его полном уничтожении. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград с остальной страной.
— Посмотрите (воспитатель показывает карту Ленинграда, взятую в кольцо).
— На что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили : ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Это и была блокада. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Город оказался окружён. Каждый день для ленинградцев становился борьбой за выживание, а надежда на спасение угасала вместе с каждым новым днём.
Города разрушались, деревни сгорали дотла, мосты и заводы рушились от взрывов. Все мужчины, пожилые люди и дети старше 15 лет, способные держать оружие, отправлялись на фронт, оставляя свои дома и семьи.
Когда началась война, Вова с мамой и братом были на даче. Утром 22 июня они попросили хозяина дачи, чтобы он их отвёз в Ленинград. Отец мальчиков уходил в армию, и были считанные дни попрощаться. Мать с вещами погрузили на телегу, а Вова с братом бежали сзади. Телега провалилась на мосту, мать упала в реку и пропала под водой. А плавать она не умела — но она по дну прошла на свет. И тем самым выжила. [1]
Наступили страшные 900 дней. Каждую ночь не умолкал гул самолётов, а взрывы бомб раздавались с пугающей регулярностью. Морозы пришли очень рано, и, похоже, никогда прежде не было так холодно. На протяжении всей зимы в домах не было ни отопления, ни воды, ни света. Вова до самого конца продолжал ходить в школу, ему повезло, ведь она располагалась совсем близко от дома.
— Как вы думаете, в то блокадное время были уроки? Детям задавали домашнее задание?
«— Нет, вместо чтения и математики детей учили тушить бомбы и оказывать первую помощь, рассказывали о нашем любимом городе и читали стихи о Ленинграде! Тем самым давали надежду на светлое будущее».
Чтобы поддержать учебный процесс, ребятам выдавали по конфетке. Это было настоящим подарком, ведь ни сахара, ни пирожных дети не видели уже очень давно — в магазинах их просто не было. Вова терпеливо относил свою конфетку маме, а старший брат съедал её. Когда конфеты закончились, стали давать печенье. Мальчик вновь приносил его маме, и она хвалила и целовала его за добрый поступок. Однако вскоре наступило голодное время. Учащимся стали выдавать всего 125 граммов хлеба, и с каждым днем в классе становилось всё меньше и меньше ребят . Слышались печальные истории о том, как кто-то ушёл из жизни, а кто-то лежал без сил, не в силах подняться . (воспитатель показывает кусочек хлеба весом 125 граммов )
— Ребята, можно ли наесться таким кусочком хлеба?
Мама Вовы готовила различные отвары из растений и делала что-то вроде клеевых смесей, каш. Эта пища была очень горькой, и после неё часто у детей болел живот.
Однако Владимир был сильнее многих своих сверстников, ведь он занимался спортом, как и его отец, который был спортсменом. Вместе со старшими ребятами помогал копать окопы возле школы, и солдаты, руководившие работами, иногда давали им по полсухаря. Это немного подбадривало и поддерживало их силы. Ребята, старались как могли, участвовали в обороне Ленинграда. В их, доме, кроме Вовы и его брата, не было мальчишек. Поэтому они дежурили на чердаке во время бомбёжек, следя за тем, чтобы зажигательные бомбы не подожгли дом. Поскольку Вова был легким и маленьким, брат привязывал его за ногу, чтобы он мог достать застрявшую в карнизе зажигалку и сбросить ее вниз.
Перед Новым годом фашисты сбрасывали открытки с изображениями ангелочков, которые через какое-то время воспламенялись. Эти открытки были очень красивые. Вова по незнанию одну такую открытку принес домой. Она загорелась на шкафу, но им удалось ее вовремя потушить. Этот случай стал для них уроком: даже в самые трудные времена нужно быть осторожными и внимательными, чтобы сохранить то немногое, что у них осталось.
Однажды он пришел в школу один. Даже учительница не пришла, так как заболела. Его встретила директор и сообщила, что школа закрывается из-за отсутствия учеников. Так завершилась Вовина школьная пора. Вскоре в здании школы был организован госпиталь, а дом Вовы, который располагался рядом, был разрушен во время бомбёжки. Фашисты целились в госпиталь, но промахнулись и попали в дом. К счастью, в этот момент мальчики с мамой были в гостях, и им удалось избежать трагедии. Это событие стало для них напоминанием о хрупкости жизни и о том, как быстро всё может измениться.
Как-то раз мальчик увидел уникальное выступление цирка, прямо под открытым небом, под крыльями вражеских самолетов. Только началось представление, как все вспомнили о мирной жизни, заулыбались — и тут началась бомбежка. Превозмогая страх, циркачи, продолжали играть. Вова увидел выступление акробатов — и дал себе слово, что обязательно станет артистом цирка. [1]
«Сам цирк в годы блокады был закрыт. В мае 1941 года там выступил знаменитый иллюзионист Эмиль Кио, после чего труппа ушла на «небольшие каникулы» … Никто не знал, что этот отпуск продлится так долго. Но артисты не покинули город. С началом блокады человек 40 сформировали цирковую бригаду. [2]
Артисты неустанно создавали юмористические сценки и красочные номера, посвящённые войне и блокаде, и ездили с выступлениями по городу и области –стараясь добраться до каждого уголка, который позволял пройти через немецкое кольцо. К сентябрю 1942 года выездной цирк успел провести около 600 концертов — сами артисты потеряли счёт. [2]
У такого цирка не было ни манежа, ни кулис: вместо сцены использовались лишь расчищенная площадка, покрытая соломой, а в качестве занавеса служила простая ткань. Гримёркой для даже самых известных исполнителей становился стул, на котором раскладывались пузырьки с красками, блестки и парики –если, конечно, удавалось его найти. Однако яркий костюм и профессиональный грим оставались обязательными атрибутами каждого выступления. Артисты проявляли глубокое уважение к своим зрителям, будь то многотысячный зал или небольшая группа измученных солдат. Они считали своим долгом любой ценой дарить веру в чудо, радовать людей и привносить в их жизнь красоту, несмотря на окружающую действительность. В каждом выступлении они старались создать атмосферу надежды и счастья, напоминая всем о силе искусства в самые тяжёлые времена. [4]
Известны случаи, когда акробаты в тридцатиградусный мороз выступали на улице в шортах и майках, при этом не переставая улыбаться. Наблюдая за ними, солдаты отправлялись в бой без страха, а рабочие находили в себе силы возвращаться к своим станкам. Таким образом артисты поднимали дух не только солдат и рабочих, но и детей, наполняя их сердца надеждой и радостью. Их выступления становились настоящим источником вдохновения, позволяя людям забыть о суровой реальности и ощутить единство и силу духа в эти трудные времена. Искусство, несмотря на все испытания, продолжало служить звеном между людьми, даря им моменты счастья и уверенность в завтрашнем дне. [4]
В 1943 году семье будущего артиста удалось покинуть Ленинград по Дороге жизни . Отец был отпущен с фронта, чтобы вывезти жену и сыновей. Ради этого ему пришлось без оружия пробрался через немецкий отряд, что стало возможным благодаря его навыкам в джиу-джитсу, которые он когда-то освоил у китайца. Вовремя поездке на машине мальчик видел, как впереди идущая машина ушла под воду, а их транспорт вовремя остановился. Это было чудо, которое спасло ему жизнь. Тем не менее, воспоминания о блокадном городе и о смелых уличных циркачах навсегда остались в сердце Володи и определили его дальнейшую судьбу. [4]
— Как вы думаете, удалось ли Вове осуществить свою мечту? (ответы детей)
— Да, друзья, в 1958 году на арену пережившего блокаду цирка впервые вышел повзрослевший (26-летний) Владимир Шилинский-Лерри, ставший профессиональным акробатом и клоуном. В молодости он выступал в Спартакиаде народов СССР: где стоял на мосту и удерживал на своих плечах троих акробатов общим весом 219 кг. Отцы братьев Запашных, известных в наше время, нашли его в Ленинграде и пригласили работать к себе. Так его мечта и сбылась. [2]
Владимир Шилинский-Лерри на протяжении многих лет трудился в Большом государственном цирке, демонстрируя великолепные акробатические номера. Он удивлял зрителей, подбрасывая своего партнера так, что тот совершал три оборота в воздухе, поднимал огромные и тяжёлые грузы и исполнял сальто-мортале, опираясь на плечи другого акробата. В личной жизни Владимир Казимирович был счастлив в браке с Валентиной, которая также выступала в цирке, работая с лошадьми. Их союз длился 48 счастливых лет, до самой её кончины. По словам артиста, всему, что он умеет, научили его блокадные годы и отец [4]. Сейчас блокаднику 92 года, и он продолжает делиться своими воспоминаниями и опытом с молодым поколениями.
Блокадные годы стали настоящим испытанием для многих, но для одного мальчика они стали источником силы. Пройдя через страшное блокадное время, голода и холода, он не потерял веру в свою мечту. Эта история напоминает нам о том, что даже в самые тяжёлые и страшные времена-надежда и стремление к мечте могут привести к светлому будущему.
Рефлексия:
— Ребята, почему я сегодня рассказала вам эту историю жизни знаменитого артиста-циркача Владимира Казимировича? (ответы детей)
— Наша беседа подошла к концу. Вы внимательно слушали рассказ?
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы? (ответы детей)
Литература:
1. Алексютина Н. «Владимир Шилинский-Лерри: Блокада никогда не оставляет меня». Учительская газета. Мой профсоюз, № 19 от 18 мая 2014 года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ug.ru/vladimir-shilinskij-lerri-blokada-nikogda-ne-ostavlyaet-menya/
2. Библиотека «Книжная радуга» Блокадный цирк: искусство спасает жизни от 25.01.2024 года [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://vk.com/wall-216091400_1529
3. Дунаева А., Козич С. Петербургский театральный журнал «Цирк и война»№ 2 [80] 2015 от 11 мая 2022 года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ptj.spb.ru/archive/80/shapito-80/cirk-ivojna/
4. Портал «Электронное интернет-телевидение правительства Санкт-Петербурга» Город + Блокадный цирк: как искусство спасало жизни (29 января 2019 года). [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://gorod-plus.tv/article/55875