Организация работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта (из опыта работы)
Авторы: Мещерякова Елена Анатольевна, Королева Анна Леонидовна, Новоселова Елена Николаевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 10.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Мещерякова, Е. А. Организация работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта (из опыта работы) / Е. А. Мещерякова, А. Л. Королева, Е. Н. Новоселова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9857/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
В данной статье мы расскажем о своем опыте работы в качестве регионального детского ботанического сада, о том, как мы создаем коллекции живых растений открытого грунта на территории ДОУ.
Ключевые слова: ботанический детский сад, коллекция живых растений, растения открытого грунта, хвойные.
В России начала работу сеть детских ботанических садов. В целях сохранения, изучения и обогащения генофонда растений природной и культурной флоры, рационального использования растительных ресурсов, проведения образовательной и научно-просветительской работы в области ботаники и охраны растительного мира, повышения уровня естественнонаучной грамотности и экологической культуры подрастающего поколения Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей (инновационной площадки РАО) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создана Сеть детских ботанических садов Российской Федерации.
Детский ботанический сад — это качественно новый доступный формат образовательной инфраструктуры, который способен обеспечить реализацию программ практически всех направленностей дополнительного образования детей. Каждый детский ботанический сад содержит, пополняет и развивает коллекционный, экспериментальный и экспозиционный фонды живых растений в открытом грунте и в оранжереях, обменные фонды живых растений, семян. Коллекционные фонды ботанического сада являются основой его научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности. Детский ботанический сад обязан следовать современным экологическим трендам, способствующим созданию более благоприятной экологической среды и сохранению природных ресурсов: бережно относиться и экономить воду, электричество, тепловую энергию, по возможности перерабатывать и вторично использовать на месте органические остатки, привлекать и создавать условия для обитания животных, в том числе для гнездования птиц, сохранять имеющиеся и создавать искусственные места обитания для полезных насекомых, контролировать инвазивные и адвентивные виды растений, обеспечивать максимальное задержание и впитывание осадков, минимизировать запечатывание поверхностей и сброс воды в ливневую канализацию. Изначально предполагалось включать в состав Сети только учреждения дополнительного образования детей. В реестр Сети вошла 271 образовательная организация из 68 субъектов Российской Федерации.
Наш детский сад в 2024 году тоже вошёл в состав сети детских ботанических садов Самарской области и Российской Федерации.
Вашему вниманию хотим представить презентацию опыта работы по Организации работы ботанического детского сада по созданию коллекций живых хвойных растений открытого грунта на территории детского сада.
Цель нашей работы — создание коллекции хвойных растений, необходимой для осуществления учебно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи нашей работы:
— знакомить детей с названиями хвойных деревьев;
— продолжать систематически пополнять коллекцию;
— приобщать детей и осуществлять уход за растениями под руководством взрослых;
— воспитывать бережное отношение к растениям, умение заботиться о них.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний для ребенка, часто запоминающихся им на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Создание коллекции хвойных растений мы начали с того, что обошли территорию детского сада, подсчитали все виды хвойных которые растут на территории ДОУ.
Нами был создан «Зелёный десант» из педагогов и воспитанников ДОУ. Наши педагоги совместно с воспитанниками принимаю участия в различных экологических акциях. Так мы приняли участие в городской акции «Дыши Самара», благодаря социальным партнерам мы приобрели саженцы кедра, сосны и ели. И так началось пополнение нашей коллекции. Работа закипела!
Вы спросите, с чего начать? Мы начали с определения локаций для каждого вида хвойных. Другими словами, каждый вид хвойных посажен на отдельном участке детского сада. Старались скомпоновать уже растущие растения с новыми видами.
Рис. 1. Выбор локаций для посадки саженцев.
Дети также принимали участие в создании коллекции, но под руководством взрослых. Когда осуществлялась высадка саженцев хвойных было уже прохладно, и дети наблюдали за посадкой хвойных деревьев, подавали саженцы, поливали.
Также мы создали благоприятные условия для взаимодействия с родителями воспитанников, где они являются не пассивными наблюдателями за работой по созданию коллекции, а напротив, активными участниками педагогического процесса. Родители воспитанников делятся своими растениями, которые мы совместно с ними сажаем на территории детского сада: туи, можжевельники, сосны и ели.
Рис. 2. Участие воспитанников в высадке саженцев хвойных растений.
Далее мы приступили к оформлению коллекции. Для правильного оформления коллекции живых растений рекомендуется:
— Провести этикетирование. Около каждого экземпляра должна стоять табличка с названием сорта. Надпись следует делать маркером, который не смывается и не выгорает на солнце в течение долгого времени. 1
— Вести записи. Можно завести блокнот или журнал, куда будут занесены сведения о растениях, например, место приобретения, время посадки, место посадки.
— Подобрать контрастирующие и дополняющие декоративно-лиственные и цветущие виды. Нужно учесть их размер по отношению к коллекционным видам и сформировать посадки по принципу «лесенки».
— Не делать загущённые посадки одного вида. Лучше продублировать растения в нескольких местах, чтобы в случае потерь всегда можно было спасти сорт.
Так, руководствуясь правилами оформления, мы у каждого растения поставили информационные таблички, на которых указаны:
— название растения;
— вид, семейство;
— дата высадки.

Рис. 3. Оформление информационных табличек
И в завершение данной работы мы посчитали все наши хвойники! В нашем пользовании оказалось:
— Ель обыкновенная — 44 шт.
— Сосна обыкновенная — 8 шт.
— Сосна Сибирская кедровая или Сибирский кедр — 4 шт.
— Туя западная — 19 шт.
— Можжевельник горизонтальный — 2 шт.
На завершающем этапе создания коллекции хвойных растений открытого грунта, мы разработали паспорт коллекции, в который внесли информацию о каждом виде хвойных растений, которые растут на участке ДОУ: фото каждого растения, вид, семейство, место обитания, необходимые условия для существования, дату высадки.
Литература:
1. Панин А. В., Севостьянова М. В., Шилова И. В. Методические рекомендации по созданию детских ботанических садов и организации на их базе исследовательской работы с обучающимися. — Москва, Народное образование, 2022. — 71 с.
2. Некрасова М. А., Сорокина Н. В. Детский ботанический сад как образовательная платформа и точка притяжения. — Курский политехнический колледж. — Курск, Россия.