Формирование основ первичной экологической культуры у старших дошкольников посредством речевых игр на занятии по обучению грамоте
Автор: Каплина Анастасия Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 05.02.2025
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Каплина, А. А. Формирование основ первичной экологической культуры у старших дошкольников посредством речевых игр на занятии по обучению грамоте / А. А. Каплина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9868/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Особое значение в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Роль экологического воспитания в рамках федеральной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом Минпросвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028 как раз заключается в формировании основ экологической культуры у детей.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое! Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». — писал В. А. Сухомлинский.
В настоящее время, актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, а самое главное активизирует речь детей.Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы необходима системная и целенаправленная работа в данном направлении. Помочь детям войти в мир экологии, способствовать формированию социальной уверенности можно не только через непосредственные занятия по экологическому воспитанию, но и через другие формы работы. Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы:
1. Традиционные:
– наглядный метод (наблюдение, экскурсии, иллюстрации, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов);
– словесный метод (рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
– практический метод (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, труд, опыты).
2. Интегрированные (вариативные):
– полная интеграция (экологическое воспитание с речевым развитием, художественно-эстетическим развитием, физическим развитием, социально-коммуникативным развитием);
– частичная интеграция (экологическое воспитание с речевым и художественно-эстетическим развитием);
– интеграция на основе единого проекта (в основе которого лежит проблема).
3. Инновационные:
– ИКТ;
– метод проекта.
Кроме этого, формы экологического воспитания можно увидеть и в других образовательных направлениях. К примеру, расширить экологические представления детей старшего дошкольного возраста возможно и на занятиях по обучению грамоте, через словесные и дидактические игры, организационный момент или проблемную ситуацию. В данной статье приведен пример включения экологического воспитания в процесс занятия по обучению грамоте у старших дошкольников в нашем детском саду. Конспект одного из таких занятий, мы предлагаем вниманию коллег.
Обучение грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Поможем дрозду».
Цель: Познакомить детейсо звуками и буквами [д], [д’], уметь их правильно дифференцировать, через формирование основ первичной экологической культуры, посредствам речевых и словесных игр.
Задачи:
образовательные:
– совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;
– закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
– формировать умение делить слова на слоги.
– расширять представления детей о природе, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности
развивающие:
– развивать грамматический строй речи;
– развивать фонематический слух восприятия, внимания, память;
– развивать логическое мышление, связную речь.
– Развивать мелкую моторику, через штриховку
воспитательные
– воспитывать навыки самостоятельной деятельности;
– воспитывать у детей умение: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответа товарищей и уважать их мнение.
Материалы и оборудование:
– игрушка- дрозд;
– снежинки по количеству детей;
– льдины- слаймы — 2 шт;
– лексические картинки: дом, дуб, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин;
– мяч-снежок;
– кассы по количеству детей;
– тетради в клетку по количеству детей;
– шариковые ручки (синяя, зеленая, красная);
– магнитный мольберт;
– набор букв.
Методические приемы:
1.Организационный момент:
Логопед : Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, которую я услышала по дороге в детский сад, у птичьей кормушки. Жила- была в лесу птица Дрозд. А что, происходит со всеми перелётными птицами осенью?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Логопед: Совершенно верно. А этот дрозд был большим выдумщиком, решил он никуда не улетать, а отправится на прогулку- полетать. Взлетел дрозд на большое дерево и стал смотреть на своих друзей — лесных жителей. Вдруг подул сильный ветер и унес его далеко от леса. Оказался дрозд на участке нашего детского сада и что делать дальше не знает, вот и попросил нас о помощи. Что мы можем сделать, как помочь дрозду?
Дети: Оставить в саду, ухаживать, увести снова в лес.
2.Основной этап:
Логопед: Ребята, нам нужно отправится в лес вместе с дроздом и выполнить все задания главного хозяина леса — волшебного медведя, и тогда он поможет дрозду улететь в теплые края, пока не наступили сильные морозы.
Логопед : Ребята, на чем мы отправимся в лес?
Дети: На корабле, пешком, на самолете, на машине.
Логопед : Мы поедим на машине. Сейчас мы превратимся в водителей автомобилей. Присели на стулья, вытянули руки в перед и поехали, говорим звук: Д-Д-Д. Губы улыбаются, кончик языка крепко упирается и стучит в верхние зубы или в бугорки за зубами, горло работает. Язык создает преграду воздуху, заведем мотор маленькой машинки: Дь-дь-дь, а теперь снова большой: Д-Д-Д-Д-Д.
3 . Игра: «Характеристика звуков»
Вперед. Вращаем руль. Надо завести мотор машины. Поехали! Говорим: Д-Д-Д. Для этого кончик языка крепко упирается в верхние зубы или в бугорки за зубами — альвеолы. Затем струя выдыхаемого воздуха раздвигает (взрывает) смычку, где прикасается язычок к зубам и получается звук Д-Д-Д. (Артикуляционная гимнастика)
Примеры:
Логопед : Ребята, мы с вами на лесной опушке. Послушайте (звуки природы)
(Варианты ответов детей)
Логопед: Как можно назвать все эти звуки?
Дети: Звуки природы.
Логопед: А по-другому — не речевые звуки. Ребята, а что такое именно речевые звуки?
Дети : Эти звуки мы слышим и произносим
Логопед: Верно! А что такое буквы?
Дети: Буквы мы пишем и читаем
Логопед: Молодцы! Случается так, что, гуляя по лесу, человек может заблудиться. Что тогда он делает?
(Варианты ответов детей)
Логопед : Человек кричит «Ау!». Произнесите четко это слово (несколько детей произносят слово). Звуки [а] и [у] — это звуки речи. Что вы можете о них сказать?
Дети : Эти звуки гласные.
Логопед: Почему они так называются?
Дети: Потому, что мы их можем пропеть и протянуть
Логопед : А есть какие еще звуки?.
Дети : Согласные
Логопед: Почему они так называются?
Дети: Потому, что когда мы их произносим воздух встречает на своем пути преграду.
Логопед : Скажите ребята когда мы с вами ехали на машине, какой звук издавал мотор:
Дети : ДДДДД.
Логопед : Этот звук мы изучили на этой неделе. — Кто мне даст характеристику этого звука?
Дети : Звук Д, согласный, твердый и звонкий
Логопед : Ребята, а как мы определяем, что звук глухой или звонкий?
Дети: Мы можем положить ладонь к горлу, если голосовые связки молчат, то звук глухой, если работают, то звонкий.
— Логопед: Еще у звука Д есть младший брат? Какой это звук
Дети: Звук Дь.
Логопед: А какой фишкой будем обозначать твердый звук Д
Дети: Синей фишкой
Логопед : А мягкий Дь
Дети: Зеленой фишкой
4. Игра «Дифференциация звуков [д], [д’].
Логопед: Ребята посмотрите сколько снежинок в лесу. Эти снежинки необычные. С одной стороны синие, а с другой зеленые. Давайте мы с вами поиграем в игру, каждый берет по снежинке.
Говорим: Д-Д-Д. Для этого кончик языка крепко упирается в верхние зубы или в бугорки за зубами — альвеолы. Затем струя выдыхаемого воздуха раздвигает (взрывает) смычку, где прикасается язычок к зубам и получается звук Д-Д-Д.
Логопед: Если услышите звук [д] твердый, то поворачиваете снежинку синей стороной. А если услышите звук [дь], мягкий — тогда поворачивайте зеленой стороной.
— Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д.
— А теперь: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.
— Еще труднее: дрова, медведь, дождь, дикобраз, дорога, дупло, дуб, день, дым
5. Игра: Слова со звуком Д и Дь
Логопед: Смотрите, какой замечательный снежок. Я буду бросать вам его в руки, а вы мне говорить слова, которые бы начинались на звук Д или Дь
Логопед: Ребята, а кто мне составит любое предложение со словом — дорога?
Ответы детей.
6. Игра: Волшебные льдинки
Два стола на которых расположены две льдинки. (синий лизун в пленке с картинками)
Логопед: Ребята перед нами две больших льдины, в них медведь спрятал различные картинки. давайте разделимся на две группы. Первые пять человек идут к одному столу, другие пять — ко второму. Задача детей, стоящих возле первой льдины, найти среди картинок те, где в словах слышится твердый звук Д, вторая группа детей, ищет картинки с мягким звуком Дь и называет мне слова по очереди.
Картинки: дверь, дудочка, дерево, дети, одежда, дельфин, дом, дупло, доктор, диван, удочка, вода, душ, следы.
7. Работа за столами
Логопед : Ребята, а теперь присаживаемся за столы.
— У нашего дрозда есть друг. Отгадайте кто это: «В лесу под щебет, звон и свист, стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись… (Дятел).
— Он очень любознательный и любит рассматривать картинки. Дятел принес их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Дятел просит вас помочь определить место звука в слове. Я показываю картинку, вы называете, что на ней изображено, определяете место звука в слове и если звук Д твердый мы его подарим какой птице?
Дети: Дрозду
Логопед : Если в слове слышим мягкий звук Дь?
Дети: Подарим картинку — дятлу.
Картинки: дом, дуб, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин).
8. Разбор слова — «Дубок».
Логопед : Ребята, вам предстоит выполнить еще одно задание.
— В длинноватый коробок спрятан молодой — дубок!
Педагог ставит на доску картинку, на которой изображено дерево — дуб!
Логопед : Дети перед вами дерево — дуб. А если мы скажем ласково, то у нас получится какое слово? Дети: Дубок.
Логопед: Давайте выложим слово дубок из букв. Открываем кассы.
— Для начала давайте определим сколько слогов в слове ду -бок? (2 слога).
— Назовите первый слог, второй слог.
К доске выходит один ребенок, остальные работают за столами.
Логопед:
— Сколько звуков в слове дубок?
— Сколько букв нам понадобится
— Назови первый звук в слове дубок
— Какой это звук?
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук?
— Какую букву возьмем для обозначения звука Д?
— Какой второй звук будет в слове дууубок?
— Какой это звук?
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук У?
— Какую букву возьмем для обозначения звука У
— Какой третий звук в слове дубок?
— Какой это звук?
— Фишкой какого цвета будем обозначать данный звук?
— Какую букву возьмем для обозначения звука? Б
— Какой четвертый звук в слове дубок?
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук О?
— Какую букву возьмем для обозначения звука О?
— Какой пятый звук в слове дубок? Дайте характеристику.
— Фишкой какого цвета будем обозначать звук К?
— Какую букву возьмем для обозначения звука К?
— Сколько гласных в слове дубок, назовите их?
— Сколько согласных, назовите?
— Назовите твёрдые согласные буквы
— У всех получилось выложить слово — ДУБОК. Молодцы.
Итог занятия
.
Ребята, какой птице мы сегодня помогали? Все задания сделали правильно? Молодцы! Что, нового вы узнали на занятии? Какие звуки мы сегодня повторили? А вы знаете, что со звука Д начинаются все добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали. Всем спасибо.