Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 10.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Маковеева, С. В. Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности / С. В. Маковеева, М. Н. Ермакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9876/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Проблема развития речи в старшем дошкольном возрасте актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим обучением в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка , во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Эффективнее всего развитие речи проходит при интегрированном подходе, так как речь ребенка связана с другими образовательными областями. Поэтому в нашем детском саду развитие речи старших дошкольников проходит в рамках нравственно-патриотического воспитания. Так как родной язык и речь в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников решают практически одни и те же задачи, а именно: обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие диалогической и монологической речи, звуковой культуры речи воспитание культуры речи в целом, а также культура общения.

В настоящее время приоритетным направлением в деятельности детского сада является нравственно-патриотическое воспитание . Согласно указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России» патриотическое воспитание — главная цель российского образования. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены приоритетные направления — это духовно-нравственное и патриотическое воспитание [5].

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и нравственно-патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях Белгородчины, культуре, истории и окружающей природе родного края. Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка лучше усваиваются на основе местных обычаев и традиций [2].

В детском саду реализуется система работы по развитию речи старших дошкольников в нравственно-патриотическом воспитание через применение дидактических игр по белгородоведению. Она имеет определенные этапы:

Подготовительный этап. На данном этапе в групповой комнате был создан центр «Белгородоведение», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном городе, крае, стране. В центре представлен широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, края, страны; здесь же размещены игротека дидактических игр, игротека белгородских дидактических и народных игр. Они разработаны и подобраны с учетом психологических особенностей дошкольников 5–7 лет. Система игр предполагает их использование в ходе проведения специфических мероприятий и на занятиях по развитию речи, социально-коммуникативному, математическому развитию, а также на прогулках.

По мнению Л. В. Артемовой, именно дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [1] .

Основной этап. Цель: обогащать речь, на основе представлений дошкольников о малой Родине: ее достопримечательностях, природе, проживающих в регионе народов (населения); повышать интерес детей к культурным ценностям и традициям Белгородского края, своей семьи; привлечь внимание детей к изучению родного края через использование дидактических игр.

На данном этапе была организована игровая деятельность с детьми дошкольного возраста, с помощью разработанных настольно-печатных игр, с учетом регионального компонента, которые направлены на развитие всех сторон речи: лексики: закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города; развитие представлений воспитанников о растительном и животном мире родного края; развитие связной монологической речи; грамматики: употребление слов-антонимов в пословицах, поговорках, образование действительных причастий настоящего времени, расширение и активизация словарного запаса, образование имен существительных с помощью суффиксов, согласование числительных с существительными; фонетики: автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, чистоговорках, стихах, текстах [4].

Игры были распределены по пяти направлениям, первое направление «Исторические события на территории Белгородской области»: «Пешком по старому Белгороду», Игра «Что в круге?» и т. д.

Второе направление «Природа Белгородчины»: «Белгородские логические цепочки», «Что изменилось?», игры на липучках: «Знатоки природы Белгородского края»,«Деревья Белгородской области», а так же гексы «Белгородская область»,

Третье направление «Традиции Белгородского края», представлено дидактическими играми: ««Волшебный куб», цель знакомить детей с людьми разных национальностей, проживающих на территории Белгородской области, прививать интерес к их традициям, знакомить детей с национальными костюмами народов России и Белгородского края.

Четвертое направление «Современный город Белгород», настольная игра Мемо «Белгород — достопримечательности», «Заколдованный город».

Пятое направление «Белгородчина родная», данное направление представлено играми, которые направлены на обобщение представлений детей старшего дошкольного возрастаогеральдике территорий Белгородской области; развитие умения соотносить и называть символику гербов; знакомство с достопримечательностями расположенными на Белгородской области. Игра «Моя Белгородчина», разработанное лото «Геральдика районов Белгородской области». Мемо «Интересные места Белгородской области».

На заключительном этапе, была поставлена цель: повышать компетентность родителей в вопросах развития речи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников посредством игровой деятельности. Для родителей воспитанников был разработан цикл консультаций, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей знать, любить и беречь свой город». На данном этапе были организованы совместные «творческие мастерские», созданы фотоальбомы и плакаты «Моя белгородская семья». Был проведен конкурс «Герб моей семьи».

Родителями были подготовлены видеоматериалы «Традиции моей семьи», где дети с родителями, с бабушками и дедушками рассказывали, какие традиции соблюдаются в их семье. По итогам такой работы был создан фотоотчет «Моя семья — точка на карте». На карте города Белгорода, был отмечен свой микрорайон, улица, на которой проживают семьи воспитанников нашей группы, была прикреплена семейная фотография каждого ребенка [3].

Таким образом, предложенная система педагогической деятельности с применением разработанных дидактических игр по белгородоведению, способствовала развитию речи детейна основенравственно-патриотических чувств к белгородской земле у детей старшего дошкольного возраста. Активное взаимодействие с родителями воспитанников позволило построить работу систематически и последовательно, чтобы представления дошкольников о малой Родине: ее достопримечательностях, природе, проживающих в регионе народов (населения) дошкольники получили полноценно и доступно в соответствии с возрастом. В результате систематического проведения дидактических игр у дошкольников отмечается стойкая положительная динамика всех показателей устной речи: увеличился лексический запас слов, улучшились навыки связной речи, уменьшились аграмматизмы, нарушения слоговой структуры слова, значительно повысился уровень патриотической воспитанности.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Психология игры: современный подход: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2009.-208с.
  2. Бурляева О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края /О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. — 2011. — № 9. — С. 82–89.
  3. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем / Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации. — 2011. — С. 68–71.
  4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.
  5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». //КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271
Задать вопрос