Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дымковская игрушка»
Автор: Горобец Светлана Рахматулловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 09.02.2025
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Горобец, С. Р. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дымковская игрушка» / С. Р. Горобец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9880/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Образовательная область (ОО) «Познавательное развитие»
Цель:ознакомление детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».
Задачи:
— закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки;
— формировать знание о характерных образах и особенностях росписи дымковских игрушек;
— учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины);
— воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Интеграция ОО
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
— совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
— формировать умение согласовывать слова в предложении.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
— развивать эстетическое восприятие.
ОО «Физическое развитие»
Задачи:
— продолжать формировать правильную осанку;
— совершенствовать двигательные навыки.
Предварительная работа
Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой», «Ознакомление с характером росписи игрушек». Чтение стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка», сказки «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток по теме.
Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках: Л. Гулыга «Пестрый хоровод», Ю. Николаева «Чаша».
Оборудование и материалы
Дымковские игрушки для демонстрации, картинки с элементами дымковского узора, конверты с разрезанными картинками дымковских игрушек внутри, диск со спокойной музыкой.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами поговорим о дымковской игрушке.
Дети читают стихотворение:
В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Воспитатель: Садитесь, ребята. Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Также они представлены на нашей выставке. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты — няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни-водоноски. Сейчас ребята прочитают вам стихотворения.
Дети читают стихи.
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет.
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Уточка-марфуточка
Бережком идет,
Уточек-марфуточек
Купаться ведет.
Воспитатель: Садитесь, ребята. Посмотрите на картинки. Что общего в этих игрушках?
Дети: Все игрушки яркие, расписаны красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли белый цвет от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.
Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель демонстрирует картинки с узорами росписи дымковских мастеров.
Воспитатель: Какие узоры использовали мастера?
Дети: Они использовали кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Выходите, проведем физкультминутку.
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские,
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком,
(Показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки,
(Легкие прикосновения к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)
Воспитатель: Садитесь за столы. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери игрушку».
У вас на столе лежат конверты, в них разрезные картинки с нарисованными игрушками народных мастеров , внимательно рассмотрите их и соберите целую картинку с игрушкой.
Проводится игра. Воспитатель следит за ходом игры.
Воспитатель: Ребята, заканчиваем собирать.
Воспитатель: Какая у тебя получилась игрушка? Какими элементами украшена игрушка? (Опрос двух-трех детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Все собрали картинки правильно.
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами беседовали на занятии?
Дети: О дымковских игрушках.
Воспитатель: Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
Дети: Кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Ребята, меня сегодня порадовало, что вы были очень активными и веселыми.