Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дымковская игрушка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 09.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Горобец, С. Р. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дымковская игрушка» / С. Р. Горобец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9880/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Образовательная область (ОО) «Познавательное развитие»

Цель:ознакомление детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».

Задачи:

— закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки;

— формировать знание о характерных образах и особенностях росписи дымковских игрушек;

— учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины);

— воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

Интеграция ОО

ОО «Речевое развитие»

Задачи:

— совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;

— формировать умение согласовывать слова в предложении.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

— развивать эстетическое восприятие.

ОО «Физическое развитие»

Задачи:

— продолжать формировать правильную осанку;

— совершенствовать двигательные навыки.

Предварительная работа

Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой», «Ознакомление с характером росписи игрушек». Чтение стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка», сказки «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток по теме.

Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках: Л. Гулыга «Пестрый хоровод», Ю. Николаева «Чаша».

Оборудование и материалы

Дымковские игрушки для демонстрации, картинки с элементами дымковского узора, конверты с разрезанными картинками дымковских игрушек внутри, диск со спокойной музыкой.

Ход организованной образовательной деятельности

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови-ка меня!

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами поговорим о дымковской игрушке.

Дети читают стихотворение:

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Воспитатель: Садитесь, ребята. Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Также они представлены на нашей выставке. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты — няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни-водоноски. Сейчас ребята прочитают вам стихотворения.

Дети читают стихи.

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет.

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Уточка-марфуточка

Бережком идет,

Уточек-марфуточек

Купаться ведет.

Воспитатель: Садитесь, ребята. Посмотрите на картинки. Что общего в этих игрушках?

Дети: Все игрушки яркие, расписаны красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли белый цвет от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег.

Воспитатель: Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель демонстрирует картинки с узорами росписи дымковских мастеров.

Воспитатель: Какие узоры использовали мастера?

Дети: Они использовали кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Выходите, проведем физкультминутку.

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

(Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

(Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком,

(Показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки,

(Легкие прикосновения к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

(Поклон)

Воспитатель: Садитесь за столы. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери игрушку».

У вас на столе лежат конверты, в них разрезные картинки с нарисованными игрушками народных мастеров , внимательно рассмотрите их и соберите целую картинку с игрушкой.

Проводится игра. Воспитатель следит за ходом игры.

Воспитатель: Ребята, заканчиваем собирать.

Воспитатель: Какая у тебя получилась игрушка? Какими элементами украшена игрушка? (Опрос двух-трех детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Все собрали картинки правильно.

Рефлексия

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами беседовали на занятии?

Дети: О дымковских игрушках.

Воспитатель: Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

Дети: Кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Ребята, меня сегодня порадовало, что вы были очень активными и веселыми.

Задать вопрос