Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказки | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 10.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бояринцева, А. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сказки / А. В. Бояринцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9883/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена изучению возможности использования сказок при коррекции связной речи у дошкольников с общими нарушениями речи. На основе анализа специальной литературы рассмотрены формы проведения занятий и их значение для логопедической работы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены наиболее известные и проверенные методы выполнения корректирующих упражнений по мотивам различных сказок

Ключевые слова: сказка, дидактические сказки, занятия, связная речь, связное высказывание, интегрированные занятия

The article is devoted to the study of the possibility of using fairy tales in the correction of coherent speech in preschoolers with general speech disorders. Based on the analysis of special literature, the forms of classes and their significance for speech therapy work in preschoolers with general speech underdevelopment are considered. The most well-known and proven methods of performing corrective exercises based on various fairy tales are presented.

Keywords: fairy tale, didactic fairy tales, classes, coherent speech, coherent utterance, integrated classes

Одной из основных задач коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи является развитие у них связной речи. Это необходимо для преодоления недоразвития речи и для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

Одним из важных показателей готовности детей к обучению является достаточный уровень формирования связной речи, который позволяет ребенку успешно приобретать знания и развивать логическое мышление, творческие способности и другие аспекты психической деятельности.

Умение связно передавать свои мысли является основным показателем знания родного языка. Создание подробного связного изложения — это процесс, который требует концентрации и самообладания говорящего ребенка, хорошей подготовки, значительных речевых, логических и композиционных навыков.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение с сверстниками и взрослыми, дает возможность получиться необходимую ему информацию, а также передрать накопленные знания и впечатления оба окружающем [2].

Нет все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей.

То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как недостаток речи лишь с учетом возрастных норма. При этом для различных процессов речи возрастная граница может оказаться неодинаковой, чтоб будет зависеть ото того, в каком возрасте при нормальном развитии заканчивается формирование речи.

Так третий уровень общего речевого недоразвития, который характеризуется как «обиходная фразовая речь с пробелами лексикон-грамматического и фонетического строящий», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиски новых форма и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности дошкольника связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интересно далеко не случаен, так как у практических работников (воспитателей, методистов) возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Дошкольник с нормативным развитием речи к 6 годами должен овладеть основными составляющими своего родного языка — связной речью, уметь последовательно выражаться свои мысли, составлять подробные предложения, легко пересказывать мелкие тексты, рассказы, описание из серии картинок. Кроме того, в этом возрасте должно быть поставлено правильное звукопроизношение, умение воспроизводить многосложные слова.

У детей с общим недоразвитием речи основные речевые навыки за период обучения не сформированы. Нарушение связанной речи выражается в различной степени: от полной неспособности объединить слова в предложения до расширенной речи с фонетико-фонематическим или лексико-грамматическим недоразвитием. Но в любом случаем в той или иной степени страдают все компоненты языковой системный: фонетика, лексика и грамматика. Словарь дошкольников с общим недоразвитием речи ограничен и отстает от возрастной нормы не только под качественным, но и по количественным характеристикам.

Таким образом, общее недоразвитие речи представляет собой медленный и неравномерный процесс освоения языковых средств родного языка [3].

По мнению Т. Б. Филичевой, у дошкольников с общим недоразвитием речи речевые формы развиваются и закрепляются очень медленно, отсутствует инициативность в речи, у большинства диагностируется фонетическое недоразвитие, в речи преобладают существительные, недостаточно слов, указывающих на признаки предметов и отношения, общая речевая активность снижена. [10]

Изучение связной речи детей с общим недоразвитием речи занимает одно из важных мест в коррекционной педагогике. Процесс формирования связной речи осуществляется как во время разнообразных практических занятий вовремя игра, режимных моментов, наблюдений за окружающими явлениями, так и на индивидуальных занятиях.

В настоящее время в коррекционных группах детских садовод наблюдается тенденция увеличения количества времени, выделяемого исключительно на образовательную деятельность, при этом не всегда имеющего необходимый и полезный контент. Эта проблема может быть решена за счёт использования интегрированных образовательных технологий. В этом случаем одновременно решается несколько задач по развитию и коррекции детской речи, например, возможность решать сразу несколько типов задач, одновременно высвобождая время для организации игровых занятий, уроков музыки, занятий спортом. Этот особенно актуально для детей дошкольного возрастать с общим недоразвитием речи, так как большинство из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивные. [7]

Методы проведения комплексных занятий по коррекции связной речи детей с общим недоразвитием речи могут быт самыми разными. В связи с этим одним из эффективных и универсальных методов формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи является использование сказок.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что занятия с использованием сказок являются одними из основных в общей системе коррекции нарушений речи у дошкольников, поскольку сказка, оказывает всестороннее влияние на речевую деятельность ребенка, и это ее основное отличие ото других различных методов. [5]

В работе с детьми с общим недоразвитием речи используется большое количество сказок различной тематики. Например, дидактические сказки изобретаются самими педагогами для обеспечения надлежащего отношения детей к занятиям. Этот тип сказки в метафорической форме, понятной детям, передает учебный материал, а также дидактические задания и инструкции. Другой вид сказок — психокоррекционные, которые составлены самими родителями и учителями. В таких сказках зафиксированы проблемные аспекты развития детей общим недоразвитием речи: поведенческие, речевые и эмоциональные трудности, тревоги, страхи, различные комплексы, трудности в отношениях с сверстниками.

Логосказки, относящиеся к инновационным педагогическим технологиям имеют определенную грамматическую и лексическую основу, нацелены на постановку звуков и их автоматизацию в речи, развивают фонематический слух, а также развивают связную речь. Корректирующее действие осуществляется в сказочной игровой форме. [6]

При работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи М. А. Поваляева использует специальную серию авторских сказочка «Сказки тихого Дона». Автор подчеркивает, что формирование слов, фраз и предложений будет гораздо более увлекательным для детей с общим недоразвитием речи, если для этого мы будем использоваться материал, основанный на сказках. [8]

Н. А. Погосова составила сборник для коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи, взяв за основу программу «Погружение в сказку». В этой программе автор использует сказку для формирования лексикон-грамматической системы, звукового произношения и связанной речи у детей с общим недоразвитием речи [9].

Логопеды О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова и С. Ф. Савченко разработали несколько способов работы со сказкой в соответствии с возрастными особенностями дошкольников с нарушениями речи, используя в качестве основы известные русские народные сказки «Репка», «Гусли-лебединый», «Колобок» и дар. [6]

Как подчеркивает Е. В. Жулина, учитывая психологические и физиологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи, наиболее эффективный в плане коррекции недостатков связной речи являются русские народные сказки. Метафорический и символический характер русских народных сказок способствуют развитию богатства и выразительности речи. [4]

Авторские сказки дефектологов Г. А. Быстровой, Е. А. Сизовой, Т. А. Шуйской — это сказки-тренинги, насыщенные определенными фонемами, словоформами, лексическими и грамматическими категориями. Авторы стравят лексические и грамматические задачи: обогащение словарного запаса, закрепление знаний по грамматическим категориям. [1]

Структура занятий с использованием сказок строиться по схеме: «мы сами слушаем, рассказываем, сочувствуем и сочиняем сказки». Самым сложным для детей в этой схеме является сочинение сказок, которое необходимо для развития связной монологической речи для последующего перехода детей дошкольного возрастать к новой для них учебной деятельности.

Таким образом, комплексные занятия на основе сказок являются эффективным способом коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятия со сказкой расширяют кругозор, активизируют словарный запас, развивают грамматическую структуру речи и повышают коммуникативную функцию речевой деятельности. Использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является эффективным средством коррекции нарушений речи, характеризующихся недостаточной связностью и согласованностью.

Литература:

  1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. — СПб.: КАРО, 2000. — 95 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психолог. очерк / Л. С. Выготский. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  3. Гвоздева, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздевой. — Санкт-Петербург: Детство — пресс; Москва: Сфера, 2007. — 470, [1] с.
  4. Жулина Е. В. Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки [Текст] / / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева // Вестник Мининского университета. 2019. № 63 (1). С. 111– 115.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерапия [Текст]: методический материал / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 168 с.
Задать вопрос