Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Казак» — означает «вольный человек»
Автор: Локоть Наталья Леонидовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 12.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Локоть, Н. Л. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Казак» — означает «вольный человек» / Н. Л. Локоть. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9885/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Цель: Знакомить детей с традициями, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю.познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы и оборудование: презентация, предметные картинки по теме занятия.
Ход: Воспитатель перед занятием в групповой ячейке готовит тематические зоны, в соответствии с содержанием занятия. В процессе занятия дети переходят от одной зоне к другой. В каждой зоне размещены иллюстрации по определенной теме.
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Но, чтобы попасть в далекое прошлое нам нужны билетики. И эти билетики — наши улыбки.
Собрались все дети в круг (дети становятся в круг)
Я твой друг и ты мой друг (друг другу протягиваем руки, вправо и влево)
Крепко за руки возьмемся (берут друг друга за руки)
И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбаются)
— Очень хорошо. Ребята, пока мы друг другу дарили хорошее настроение и улыбки, к нам в гости пришел маленький казачок, а зовут его Василек. Пойдемте его встретим.
Воспитатель предлагает пройти к первой тематической зоне.
(В этом блоке занятия дети вспоминают, как называется край, в котором они живут и знакомятся с его географическим положением.
Картинки: географическая карта России, географическая карта Краснодарского края, река Кубань.)
— Здравствуй, Василек. Ребята, Василек и поможет нам в сегодняшнем путешествии. А куда? Вы узнаете чуть позже. Но для начала давайте вспомним:
— Как называется край, в котором мы живем? Как еще по-другому можно назвать наш край? Правильно, Кубань. Мы живем в самой большой стране, самой большой во всем мире.
— Как называется наша самая большая родная страна, наша Родина, в которой мы с вами живем? Россия. Наша большая родина Россия.
Вопросы к детям на повторение.
— Наша страна, в которой мы живем называется Россия, а Краснодарский край находится в России. Вот посмотрите, на самом юге России.
Обвожу территорию вдоль границ.
— Каждая страна имеет свои границы, где заканчивается одно государство и начинается другое. Краснодарский край находится возле южной границы нашей страны России. Граница Краснодарского края совпадает с границей России. Вы сказали, что по-другому наш Краснодарский край называют Кубанью. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
— Через весь Краснодарский край протекает река Кубань. Она начинается в горах, протекает через весь Краснодарский край и впадает в наше Азовское море. Самая длинная река Краснодарского края.
Показываю на карте. Предлагаю детям показать на карте реку Кубань.
— Сегодня мы с вами поговорим о народе, о нас с вами, о людях, которые живут в Краснодарском крае, на Кубани. А как называется народ, мы с вами, который живет в Краснодарском крае, на Кубани? (Казаки).
— Так от куда же взялись казаки? Кто такие казаки? Какие они? Будем знакомиться…
— Итак, мы отправляемся в прошлое Кубани много, много лет назад. Когда еще не было ваших мам, пап и даже ваших бабушек и дедушек. С чего же начать наше путешествие? И тут нам поможет наш друг казачок Василек. Он разместил для нас стрелки-указатели, куда нам двигаться. И первая стрелка должна быть где-то совсем рядом.
Дети видят стрелочку и переходят к другой тематической зоне.
(В этом блоке занятия дети узнают, как казаки осваивали нашу Кубань, где и как жили).
Картинки: переселения казаков, кубанское войско на страже границ, освоение казаками берегов Кубани, портрет атамана Захара Чепеги, подворье кубанских казаков). В давние времена, в наши края бежали с Украины люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. «Казак» — означает «вольный человек». России нужны были воины, которые охраняли бы пустующую тогда южную границу государства. Враги часто нападали на южные наши границы, потому что некому было их охранять. И вот поселились казаки. Они построили дома, обзавелись семьями. И вот казаки стали на защиту своих семей, своей земли и России. Так было создано новое казачье войско.
Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Атаман -это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Возглавлял казачье войско Атаман Захария Чепега. Он и привел казаков на новые земли Кубани.
— Как назывался казачий командир? Какой он должен был быть?
— Казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали. Кубанские казаки. Селились казаки по берегам рек нашего края. Строили хаты. Казаки жили большими казачьими семьями. Семьи друг другу помогали строить дома, хаты. Хата и двор вокруг назывались подворьями. Казачье подворье состояло из хаты, летней печи, колодца и хозяйственных построек: сараев для овец, коров, домашней птицы, конюшень, погребника.
— Ребята, как вы думаете, зачем казакам летняя печь во дворе?
— Правильно, казаки на ней готовили себе еду. Та, печь, которая в хате была, ее использовали только зимой для отопления и конечно, приготовления еды. Летом отапливать хату не надо, а как готовить себе еду. Поэтому и в каждом дворе была летняя печь.
— Еду казаки приготовили, а вот как ее сохранить? Холодильников тогда еще не было. А для этого казаки строили погребник. Посмотрите, внимательно, что из себя представляет погребник. Это небольшое строение, внутри которого выкапывали глубокую яму. Яму эту накрывали и в нее не попадал ни солнечный свет, ни тепло, сохранялась постоянная прохлада. В ней и хранили продукты.
— Так, где хранили продукты? Как называлось это строение?
— Посмотрите, внимательно, что еще у казаков было на подворье? (колодец). Вода — это дар природы, жизненно необходимый для человека, животных, растений. Казаки копали яму, обкладывали ее кирпичом. Колодец копали глубоким, чтобы он хорошо наполнялся подземными водами. И вот, колодец выкопан. Как вы думаете, для чего использовали воду из колодца?
— А о чем еще мы не сказали? Что еще находилось на подворье у казаков?
— Правильно, хозяйственные постройки. Казаки разводили домашних животных и птиц, которые должны были где-то жить. Сараи для овец, коров, домашней птицы, конюшни для лошадей. В подворьях держали: курей, гусей, уток, овец, коров. Подворье с хатой и постройками ограждалось плетённой изгородью. Казаки плели заборы из виноградной лозы или гибких ветвей деревьев.
Вопросы к детям на закрепление.
— Мы с вами узнали: как попали на наши земли казаки, как осваивали наш край, устраивали свое жилье. А вот, как жили казаки, какими они были — мы узнаем, когда найдем следующую стрелочку от нашего Василька. Она и укажет нам дальнейший путь. Дети находят стрелку. И мы переходим к следующей тематической зоне.Вэтом блоке занятия дети узнают: как казаки жили семьями? Как воспитывали детей, своих казачат? Какими были казаки? Как они храбро сражались? Закрепим заповеди юных казачат.
Картинки: многодетная казачья семья, воспитание девочек, мальчиков в казачьих семьях, пять заповедей юных казачат, оружие казака, военные действия казаков).
— Семьи у казаков были большие, у них было много детей, и все жили в дружбе и любви. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. В казачьих семьях очень уважали родителей. Без их согласия не решался ни один вопрос. На Кубани обращались к отцу и матери на «вы». Так же в казачьих семьях очень любили детей. Но несмотря на это и мальчиков, и девочек воспитывали в строгости и послушании. Девочек приучали помогать взрослым по дому, убираться, готовить кушать, работать на огороде. Девочку с 4–5 лет приучали к женским ремеслам: вышивке, вязанию, шитью, плетению ковров. Девочки по старше помогали ухаживать за младшими детьми. Строгость в воспитании в казачьих семьях, не мешала относиться с большой любовью к девочкам и женщинам. Девочку одаривали разными сладостями и подарками. И мальчиков учили дарить подарки девочкам. Рождению мальчиков казаки особенно радовались. Мальчиков обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. И в три года казачонок уже мог сидеть в седле. Его учили рукопашному бою. В семь лет мальчики уже умели стрелять, а в десять рубить шашкой.
— С семи лет казачонок становился защитником семьи. Уезжая из дома, отец всегда наказывал сыновьям, чтобы они берегли женщин и защищали дом. Так воспитывались дети в казачьих семьях.
— Давайте вспомним, что входило в обязанности девочек по дому? Кого дарили казачонку, когда ему исполнялось три года? Чему обучали мальчиков с ранних лет? Какие главные законы должны знать казачата с раннего детства? Воспитатель показывает картинки, дети отвечают: «С уважением относиться к старшим, уважать мать, сестру, жену; надо быть честным и скромным, заботиться о своих родителях, защищать от врагов свою Родину».
— Молодцы, ребята, вы это хорошо усвоили.
— Давайте с вами разомнемся и продолжим наше путешествие.
Физминутка:
Кто шагает дружно в ряд, (дети шагают по кругу)
Посмотри, посмотри. (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (дети шагают по кругу)
Кто за казаком идет, (дети идут на носочках)
В поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду.
Скачет резво конь лихой, (дети скачут, как на лошадях)
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком.
Будем мы с моим конем (дети шагают по кругу)
На границе стоять,
Нашу землю от врагов (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Охранять, охранять.
— В самые тяжелые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины. А если вдруг начиналась война — казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Смелость, отвага, сила, ловкость — воспитывались в казаках с детства.
— Ребята, у казаков было особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою.
— В народе говорят: Казак без коня — что солдат без ружья. Казак сам голодает, а коня накормит. С любовью относились казаки и к своему оружию и берегли его, как зеницу ока. Кинжал у казака был самым главным оружием. После победы над врагом водружали флаг на самом видном, самом высоком месте. Это означало полную победу. А таких побед у казаков было немало. Казаки, всегда возвращались из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились.
— Почему казаки по- особому относились к своему коню? Как об этом говорили в народе? Как воевали казаки?
— Вот мы с вами и узнали кто такие казаки. А вот еще одна стрелочка — указатель. Посмотрите, Василек приготовил нам сюрприз, очень интересную историю. Послушайте ее. А называется она «Есаул и его конь».
Можно организовать занятие, как комбинированное. В качестве дополнения, усиления действия нового и закрепления уже знакомого материала. В этом занятии в итоговой части дети слушают чтение рассказа «Есаул и его конь». После прочтения воспитатель задает детям 2–3 вопроса, характеризующих главную идею рассказа.
В заключительной части занятия воспитатель задает детям вопросы для обсуждения: как называют наш народ, нас; что вы узнали нового; что вам было интересно, что вы сможете рассказать родителям.
Литература:
1. Е. А. Хачатурова, Н. А. Корса «История Кубани в рассказах и иллюстрациях», г. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2006 год.
2. Энциклопедия Кубанского казачества под редакцией В. Н. Ратушняка, г. Краснодар, 2013 год.
3. Ссылка на сайт: http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-istoriya-kubanskogo-kostyuma.html
4. Ссылка на сайт: http://www.maam.ru/detskijsad/zhizn-tradici-i-obychai-kubanskih-kazakov.html.