Использование педагогической системы Фридриха Фрёбеля для всестороннего развития ребенка-дошкольника
Авторы: Московская Наталья Павловна, Тупикина Наталия Васильевна, Асеева Елена Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 15.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Московская, Н. П. Использование педагогической системы Фридриха Фрёбеля для всестороннего развития ребенка-дошкольника / Н. П. Московская, Н. В. Тупикина, Е. И. Асеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9890/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
В статье описывается опыт педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Акцентируется внимание на использовании системы Фридриха Фрёбеля, отличающейся акцентом на активность ребенка, на необходимость побуждения и организации его деятельности.
Ключевые слова: дошкольники, современное образование, развитие, активность, детский сад.
Введение. В своей деятельности и реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области берет за основу учение Фридриха Фребеля — известного немецкого ученого педагога в области дошкольного образования, основной целью которого являлось создание таких детских садов, которые содействовали бы развитию врожденных способностей ребенка. В таких детских садах задача воспитателей заключается в заботе о детях и способствование их наиболее полному раскрытию.
Степень изученности проблемы по использованию наследия Фридриха Фребеля
В изучении трудов Ф. Фрёбеля автор А. В. Николаева отмечает, что Ф. Фребель обращал внимание на то, что уже в дошкольном возрасте ребенок живет насыщенной жизнью и игровой деятельностью, поэтому дошкольная образовательная организация призвана поддержать разнообразие детства, сохранить его уникальность. Такая же идея звучит в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, где дошкольный возраст рассматривается как важный этап жизни ребенка. По мнению Ф. Фребель, детский сад — это продолжение «семейной жизни». Детский сад должен возмещать все то, что не додала семья ребенку или приблизить условия к семейным условиям жизни. Это теплота и забота, развитие, активизация познавательной активности [2].
Авторы М. В. Иерусалимова, О. А. Казакова, Л. А. Иванова, Т. В. Калинина описали опыт работы «Педагогической мастерской» по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» для организации образовательной деятельности в детском саду и систематизировали методики преподавания с использованием дидактических игр. Ценность работы авторов в обращении внимания на развитие психических познавательных процессов на основе врожденных способностей и задатков ребенка [3].
Использование «Даров Фрёбеля» для развития речи дошкольников описано в методических рекомендациях Ю. В. Карпова, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой. Авторы предлагают интегрированные занятия с логопедом для развития речи дошкольников, а за основу берется методика Фрёбеля [1].
Нужно отметить, что в настоящее время мало уделяется внимания наследию Ф. Фрёбеля, нет диссертационных исследований по данному направлению, однако есть множество работ, посвященных вопросам всестороннего развития дошкольников.
Целью настоящего исследования является описание опыта использования педагогической системы Фридриха Фрёбеля для всестороннего развития дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Решались задачи для достижения поставленной цели.
Основной задачей для реализации цели стала разработка модели всестороннего развития личности ребенка с использованием педагогической системы Ф. Фрёбеля.
Рис. 1. Модель всестороннего развития личности ребенка с использованием педагогической системы Ф. Фрёбеля
Разработанная модель соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и ФОП ДО.
Как считал Ф. Фрёбель, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным.
Педагоги МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области при реализации ФОП ДО и педагогической системы Ф. Фрёбеля исходят из возрастных особенностей детей.
Примеры образовательной деятельности с использованием педагогической системы Ф. Фрёбеля.
Занятие 1. «Занимательная математика».
Детям предлагается два или три набора даров Фрёбеля и рисунок.
Задачи: упражнять в счете, закреплять математические представления о геометрических фигурах.
Методическая инструкция.
Детям предлагается сопоставить рисунок с наборами № 10, 8, 7 Ф. Фрёбеля, посчитать количество разных геометрических фигур на рисунке и положить рядом с рисунком такое-же количество фигур из предложенных наборов.
Завершается занятие игровым упражнением «Сортер». Для старших дошкольников практикуется настольная игра «Геометрические формы».
Заключающим занятием можно использовать подвижную игру с интерактивным полом по изучаемой теме.
Занятие 2. «Изучаем фрукты».
Задачи: закрепление знаний о фруктах, анализ умений отличать фрукты от овощей, развитие мелкой моторики.
Методическая инструкция.
Детям предлагаются наборы игрушек (овощи и фрукты). Нужно разложить в разные корзинки отдельно овощи и фрукты. Затем обговорить форму фруктов, их вкус, запах. Закрепить знания показом обучающего видео о разнообразии фруктов. Для практического закрепления знаний предложить детям совместно с воспитателем сделать яблоко из папье-маше. Каждый ребенок участвует в изготовлении яблока. После того, как бумага высохнет, яблоко раскрашиваем, приделываем веточку с листиком.
Следуя педагогической системе Ф. Фрёбеля, педагоги предлагают дошкольникам разнообразные виды деятельности, которые всесторонне развивают личность ребенка. Разработанная модель всестороннего развития личности ребенка с использованием педагогической системы Ф. Фрёбеля доказала свою эффективность.
Литература:
- Карпова Ю.В, Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»: метод. рекомендации / под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014. — 16с.
- Николаева А. В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования // Историко- педагогический журнал, № 4, 2018, с. 188–200.
- Опыт использования игрового набора «Дары Фрёбеля» для организации образовательной деятельности в ДОУ г. о. Самара [Текст]: метод. пособие / авт. сост. М. В. Иерусалимова, О. А. Казакова, Л. А. Иванова, Т. В. Калинина. — Самара: 2020. — 60с.