Роль семейных традиций в воспитании ребенка
Авторы: Федосеева Елена Александровна, Андрющенко Наталья Валентиновна, Куадже Людмила Борисовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 18.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Федосеева, Е. А. Роль семейных традиций в воспитании ребенка / Е. А. Федосеева, Н. В. Андрющенко, Л. Б. Куадже. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9893/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
В статье рассматривается роль и способы формирования семейных традиций в воспитании ребенка дошкольного возраста. Представлены некоторые примеры семейных традиций и способы их осуществления в жизни современной семьи.
Ключевые слова: семейные традиции, ребенок дошкольного возраста, поколение, развитие, культура.
Тема семейных традиций сегодня актуальна как никогда. Актуальность данного направления в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста заключается в том, что традиции являются одним из базовых феноменов культуры, на котором основана жизнь человечества. М. В. Захарченко определял традицию как «универсальную характеристику человеческого способа быть» [2].
Педагоги рассматривают традицию как форму закрепления элементов социокультурного опыта, и одновременно способ его передачи новому поколению. Традиции можно не только возрождать, но и формировать. Психологический смысл традиций в том, что их наличие делает нас людьми, способными к совместной деятельности и развитию, пониманию и принятию друг друга, какими бы разными мы ни были.
Успешность процесса реализации традиции во многом обусловлена насыщенными положительными эмоционально — личностными переживаниями детей и взрослых, наглядным представлением результатов совместных действий. Родители и дети должны наглядно видеть, как под влиянием семейных традиций изменяется жизнь в семье, как она становится интересней, разнообразней и содержательней. Ощущение радости совместных семейных дел, общих правил, принятых в семье, установлений, которые принимаются всеми членами семьи, порождает чувство удовлетворения, сплачивает детей и родителей. Этот процесс является подтверждением ценности семейной традиции.
Лучше всего традиции закладываются в семье. Более того, сохранение и развитие разнообразных традиций функционально способствует созданию образа семьи у детей дошкольного возраста. Семейные традиции осуществляют следующие функции (см.рис.1).
Рис. 1. Функции семейных традиций
Таким образом, семейные традиции выступают неотъемлемым компонентом в воспитании ребенка и формированию положительного отношения к себе самому и к окружающему миру. Семейные традиции сохраняют культурное наследие семьи, объединяют младшее и старшее поколения. Так как традиции передаются из поколения в поколение, то приобщение к ним помогает детям осознать важность семьи и семейных взаимоотношений, развивают чувство привязанности между членами семьи, ощущение себя неотъемлемой частью. Благодаря этому семейные традиции становятся опорой и защитой ребенка в сложных жизненных ситуациях.
Очень сильны исторически сложившиеся семейные традиции, направленные на нравственные устои. Однако зачастую традиции строятся на основе простых привычек, сформированных в семье. Такие привычки способствуют приобщению ребенка к культуре и стереотипному поведению. В таких случаях формирование семейных традиций приводит к необходимости сохранения стереотипов («В нашей семье является традицией уважительное отношение к гигиене. Мы все по вечерам чистим зубы», «Мы по выходным ездим к бабушке на дачу и помогаем по дому»).
Семейные традиции в воспитании дошкольника могут быть условно представлены следующим образом (см. рис.2).
Рис. 2. Вариативность семейных традиций
В основе любой семейной традиции лежит гуманный принцип, общая идея, которые представляют собой фундамент создания семьи.
Одним из примеров такой традиции является чтение и рассказывание сказок и рассказов по вечерам, подготовка к семейным торжествам, поездкам в отпуск, походы в лес и горы. Ценность таких традиций в том, что они создают особую атмосферу и вдохновение, распределение ролей в момент подготовки. Сближению семейных поколений способствуют совместное коллекционирование, занятия фотографией, семейные забавы, шутки, участие в настольных играх. Организация такой совместной деятельности должна строиться в соответствии с возрастом детей и преимущественно в процессе игры, с ожиданием радостной встречи и значимым для ребенка событием.
Традиция совместного чтения, как уже упоминалось выше, занимает особое место в развитии семейных традиций. Ребенок может отождествлять себя с положительным и сильным героем сказки или рассказа, который побеждает зло, помогает тем, кто попал в беду. Это вызывает вдохновение и веру в собственные силы. Если дети будут иметь за плечами богатый опыт совместного с родителями чтения, то они вырастут чуткими, понимающими людьми, способными получать удовольствие от общения с книгой. Желание ребенка перечитывать сказку или рассказ («Почитай еще!») — надежный показатель того, что родители сделали правильный выбор с темой литературного произведения и манерой ее обсуждения.
Хорошей семейной традицией в воспитании дошкольников может выступать привычка сопровождения совместного ужина функциональной музыкой. Исследования показывают, что при слушании такого рода музыки дети становятся спокойнее, работоспособнее, снимается усталость, агрессия и чрезмерная активность. Произведения высокого искусства характеризуются особым эстетизмом, совершенством формы, глубиной содержания. Высокая музыкальная культура в семье концентрирует духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, который является источником развития духовных сил ребенка, его эстетического и нравственного сознания.
Семейная традиция слушания аудио сказок может развивать эмоциональную составляющую личности ребенка дошкольного возраста. О. П. Радынова, разработавшая множество игр — сказок, пишет: «Сказка — один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатление ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях» [3].
В заключении хочется отметить, что семейные традиции, организация интересного и содержательного досуга позволяют закладывать основы нравственности ребенка дошкольного возраста, раскрывают его внутренний мир и индивидуальность, стимулируют творческую активность личности дошкольника.
Литература:
- Абрамова Н. В. Влияние репертуара на общий эстетический и культурный уровень детских праздников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 7. С.62–65.
- Захарченко М. В. Культурно — историческая традиция//Слово: образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37922.php.
- Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. Дубна: Феникс+, 2011.
- Яфальян А. Ф. Создание образа семьи в условиях освоения традиций // Десткий сад: теория и практика. 2014. № 12. С. 66–77.