Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 18.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Рыженкова, М. Г. Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников / М. Г. Рыженкова, Т. А. Росляк, Е. Б. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9894/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена вопросу роли семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Приведено определение и специфика патриотического воспитания в жизни ребенка дошкольника и обозначены направления помощи детского сада во взаимодействии с семьей.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, ребенок дошкольного возраста, культура, материнский фольклор.

Воспитание патриотических чувств — одна из основных задач работы детского сада.

Главные идеи нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, сохранить человеческое в детских сердцах, учить правилам общения и умению жить среди людей разных культур. Трудно представить себе образованного, духовно — нравственного человека, который не любил бы свою страну и культуру.

Семья является фундаментальным онтологическим основанием нормального развития ребенка, основа его безопасности и благополучия. Именно в кругу семьи ребенок обретает базисное доверие к людям, к окружающему миру, уверенность в своих силах, учится любить, понимать, проявлять заботу, быть ответственным и полезным.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста базируется на развитии эмоционального, бережного отношения ребенка к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных ценностей. Понятия «Отечество» и «Родина» ассоциируются у дошкольников в первую очередь с теплотой семьи и семейными традициями. Именно чувствуя и познавая тепло и любовь семейных уз, у ребенка дошкольника начинается процесс формирования любви к своему дому, двору, детскому саду, городу, краю и стране. И. А. Ильин отмечал в своих трудах, что «неуважение к прошлому, к своим предкам, к истории своего народа порождает в человеке безродную и безотечественную психологию» [1]. Поэтому свои первые шаги в социуме и воспитании патриотических чувств ребенок делает в семье. Чтобы подготовить ребенка дошкольника к самостоятельной жизни, научить его быть честным и справедливым, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою страну.

Успешность развития патриотических чувств у дошкольников возможна только при условии активного взаимодействия с социумом и эмоционально практическим путем, т. е. через игровую деятельность, общение, труд, обучение и другие виды детской деятельности.

В соответствии с системно- деятельностным подходом взаимодействие детского сада и семьи может рассматриваться как один большой проект по развитию нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Например, роль семьи может выражаться в следующем образовательном содержании:

– участие детей и родителей (родственников) в целевых прогулках, экскурсиях по родному городу, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует не только развитию образовательного потенциала детей, но и сохранению и укреплению здоровья детей;

– обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Что можно и что нельзя делать на дорогах нашего города?», «Как правильно переходить дорогу?» и т. д.);

– участие в совместном с педагогами детского сада труде на участке (посильная уборка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе, участие в субботнике);

– участие с родителями и педагогами в социально — значимых событиях, происходящих в городе;

– участие в проектной деятельности, продуктом которой будут являться журналы или газеты о малой родине, создание карт города или своего района, составление маршрута экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование открыток, фотографий, символов, значков о родном городе;

– рассматривание иллюстраций и картинок, отражающих отношение семьи и других горожан к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, у себя во дворе, на клумбах, украшение города и т. д.);

– обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;

– поощрение ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественном месте.

Таким образом происходит обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей страны.

Нельзя обойти вниманием в развитии патриотических чувств у детей такое направление, как семейный фольклор, а именно, материнский. Период раннего детства имеет ряд качественных психических и физиологических особенностей, которые требуют специальных условий для из развития. Любовь к семье, семейным ценностям, своему краю и стране всегда находили отклик в культурной составляющей материнского фольклора: колыбельных песнях, прибаутках, потешках, сказках, первых играх с ребенком. В них есть и юмор, и повествование о каждодневном труде и трудностях людей нашей страны.

Актуальными для современной практики образования являются не столько этнографические составляющие традиционной культуры, но те психологические и антропологические смыслы, утрата которых способствует очерствению нравственно — патриотических чувств у детей.

Базовыми ценностями нравственно — патриотического воспитания средствами материнского фольклора является семья, дом, как образ семьи и пространство ее жизни. Смысловым центром семья становится ребенок. Основа жизнедеятельности семьи является труд, обеспечивающий семье достаток и надежное будущее. Все эти ценности впитываются ребенком именно в семье и ее быту, а также в игровой деятельности.

В материнском фольклоре, несправедливо забытым, содержится перечень домашней работы обычной российской семьи: «бабушка ушла коров доить, дядюшка дрова носить, отец дрова рубить, нянюшка пеленки мыть, дедушка назем носить». В этой короткой колыбельной ребенок узнает, что его семья большая, в ней живут три поколения. Все заняты работой, вся деятельность этой трудолюбивой семьи направлена на обеспечение жизни — еду и тепло. В семье все сотрудничают друг с другом и проявляют заботу.

А лю-лю, лю-лю, лю-лю.

И живет мужик на краю,

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку с маслицем едят.

В этом коротком тексте дети также знакомятся с образом большой, многодетной семьи. В ней для всех найдутся пища и кров. Образ мира и достатка вселяют в ребенка чувство безопасности, укрепляет базовое чувство доверия к миру.

Пение колыбельных может присутствовать также с чтением книг и рассказов о традициях и культуре своего народа, своей страны. Это будет не только расширять кругозор ребенка, но и учить его правильно оценивать свои и чужие поступки. Через сказки семья может познакомить детей с фольклорными героями, их жизнью и любовью к своему краю.

Пример родителей всегда перед глазами ребенка. Родительский пример становится отправной точкой в формировании нравственности и справедливости. Дети дошкольного возраста впитывают родительское настроение и толерантность к другим, к своей семье и месту, где живет семья. Также у каждой семьи есть своя уникальная история. Задача семьи передать эту историю своим детям, чтобы в будущем мы могли опереться на высоконравственных и добродетельных людей.

Литература:

  1. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию// Русская философия о человекотворческой основе гуманитарного образования: сборник научных статей по материалам 9-й Всероссийской научно-практической конференции, 15–16 ноября 2012., г.Екатеринбург/Рос.гос.проф.-пед.ун-т. — Екатеринбург, 2012. — С. 246–253.
  2. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/Прогресс-книга, 2022. 448 с.
  3. Солнцева О. В. Образовательная программа «Детство»: опыт проектирования краеведческого образования дошкольников//Детский сад: теория и практика. 2014. № 1. С. 40–51.
Задать вопрос