Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников
Авторы: Рыженкова Марина Григорьевна, Росляк Татьяна Александровна, Зайцева Елена Борисовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 18.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Рыженкова, М. Г. Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников / М. Г. Рыженкова, Т. А. Росляк, Е. Б. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9894/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Статья посвящена вопросу роли семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Приведено определение и специфика патриотического воспитания в жизни ребенка дошкольника и обозначены направления помощи детского сада во взаимодействии с семьей.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, ребенок дошкольного возраста, культура, материнский фольклор.
Воспитание патриотических чувств — одна из основных задач работы детского сада.
Главные идеи нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, сохранить человеческое в детских сердцах, учить правилам общения и умению жить среди людей разных культур. Трудно представить себе образованного, духовно — нравственного человека, который не любил бы свою страну и культуру.
Семья является фундаментальным онтологическим основанием нормального развития ребенка, основа его безопасности и благополучия. Именно в кругу семьи ребенок обретает базисное доверие к людям, к окружающему миру, уверенность в своих силах, учится любить, понимать, проявлять заботу, быть ответственным и полезным.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста базируется на развитии эмоционального, бережного отношения ребенка к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных ценностей. Понятия «Отечество» и «Родина» ассоциируются у дошкольников в первую очередь с теплотой семьи и семейными традициями. Именно чувствуя и познавая тепло и любовь семейных уз, у ребенка дошкольника начинается процесс формирования любви к своему дому, двору, детскому саду, городу, краю и стране. И. А. Ильин отмечал в своих трудах, что «неуважение к прошлому, к своим предкам, к истории своего народа порождает в человеке безродную и безотечественную психологию» [1]. Поэтому свои первые шаги в социуме и воспитании патриотических чувств ребенок делает в семье. Чтобы подготовить ребенка дошкольника к самостоятельной жизни, научить его быть честным и справедливым, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою страну.
Успешность развития патриотических чувств у дошкольников возможна только при условии активного взаимодействия с социумом и эмоционально практическим путем, т. е. через игровую деятельность, общение, труд, обучение и другие виды детской деятельности.
В соответствии с системно- деятельностным подходом взаимодействие детского сада и семьи может рассматриваться как один большой проект по развитию нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Например, роль семьи может выражаться в следующем образовательном содержании:
– участие детей и родителей (родственников) в целевых прогулках, экскурсиях по родному городу, которые обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует не только развитию образовательного потенциала детей, но и сохранению и укреплению здоровья детей;
– обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Что можно и что нельзя делать на дорогах нашего города?», «Как правильно переходить дорогу?» и т. д.);
– участие в совместном с педагогами детского сада труде на участке (посильная уборка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе, участие в субботнике);
– участие с родителями и педагогами в социально — значимых событиях, происходящих в городе;
– участие в проектной деятельности, продуктом которой будут являться журналы или газеты о малой родине, создание карт города или своего района, составление маршрута экскурсий и прогулок по городу, коллекционирование открыток, фотографий, символов, значков о родном городе;
– рассматривание иллюстраций и картинок, отражающих отношение семьи и других горожан к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, у себя во дворе, на клумбах, украшение города и т. д.);
– обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей;
– поощрение ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественном месте.
Таким образом происходит обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей страны.
Нельзя обойти вниманием в развитии патриотических чувств у детей такое направление, как семейный фольклор, а именно, материнский. Период раннего детства имеет ряд качественных психических и физиологических особенностей, которые требуют специальных условий для из развития. Любовь к семье, семейным ценностям, своему краю и стране всегда находили отклик в культурной составляющей материнского фольклора: колыбельных песнях, прибаутках, потешках, сказках, первых играх с ребенком. В них есть и юмор, и повествование о каждодневном труде и трудностях людей нашей страны.
Актуальными для современной практики образования являются не столько этнографические составляющие традиционной культуры, но те психологические и антропологические смыслы, утрата которых способствует очерствению нравственно — патриотических чувств у детей.
Базовыми ценностями нравственно — патриотического воспитания средствами материнского фольклора является семья, дом, как образ семьи и пространство ее жизни. Смысловым центром семья становится ребенок. Основа жизнедеятельности семьи является труд, обеспечивающий семье достаток и надежное будущее. Все эти ценности впитываются ребенком именно в семье и ее быту, а также в игровой деятельности.
В материнском фольклоре, несправедливо забытым, содержится перечень домашней работы обычной российской семьи: «бабушка ушла коров доить, дядюшка дрова носить, отец дрова рубить, нянюшка пеленки мыть, дедушка назем носить». В этой короткой колыбельной ребенок узнает, что его семья большая, в ней живут три поколения. Все заняты работой, вся деятельность этой трудолюбивой семьи направлена на обеспечение жизни — еду и тепло. В семье все сотрудничают друг с другом и проявляют заботу.
А лю-лю, лю-лю, лю-лю.
И живет мужик на краю,
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку с маслицем едят.
В этом коротком тексте дети также знакомятся с образом большой, многодетной семьи. В ней для всех найдутся пища и кров. Образ мира и достатка вселяют в ребенка чувство безопасности, укрепляет базовое чувство доверия к миру.
Пение колыбельных может присутствовать также с чтением книг и рассказов о традициях и культуре своего народа, своей страны. Это будет не только расширять кругозор ребенка, но и учить его правильно оценивать свои и чужие поступки. Через сказки семья может познакомить детей с фольклорными героями, их жизнью и любовью к своему краю.
Пример родителей всегда перед глазами ребенка. Родительский пример становится отправной точкой в формировании нравственности и справедливости. Дети дошкольного возраста впитывают родительское настроение и толерантность к другим, к своей семье и месту, где живет семья. Также у каждой семьи есть своя уникальная история. Задача семьи передать эту историю своим детям, чтобы в будущем мы могли опереться на высоконравственных и добродетельных людей.
Литература:
- Ильин И. А. Почему мы верим в Россию// Русская философия о человекотворческой основе гуманитарного образования: сборник научных статей по материалам 9-й Всероссийской научно-практической конференции, 15–16 ноября 2012., г.Екатеринбург/Рос.гос.проф.-пед.ун-т. — Екатеринбург, 2012. — С. 246–253.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых/Прогресс-книга, 2022. 448 с.
- Солнцева О. В. Образовательная программа «Детство»: опыт проектирования краеведческого образования дошкольников//Детский сад: теория и практика. 2014. № 1. С. 40–51.