Конспект фронтального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы с использование информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.

Дата публикации: 17.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Агейченкова, М. В. Конспект фронтального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы с использование информационно-коммуникационных технологий / М. В. Агейченкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9906/ (дата обращения: 23.02.2025).

Препринт статьи



Тема: Звук [Ж] и буква Ж.

Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа).

Цель: закрепление звука [Ж], знакомство с буквой Ж.

Задачи:

— Развитие фонематического слуха на звук [Ж];

— Отработка звука [Ж] в слогах, словах, предложениях;

— Развитие фонематического анализа;

— Развитие фонематического синтеза;

— Знакомство с буквой Ж.

Оборудование: презентация в формате Power Point «Звук [Ж] и буква Ж», звуковые дорожки, кружки синего цвета, счетные палочки для выкладывания буквы Ж, листы бумаги с контуром буквы Ж, синие карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

Слайд 2

— Здравствуйте, сегодня у нас на занятии новый гость. Послушайте загадку и попробуйте догадаться, кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её?...(пчела). [4]

— Правильно, это пчела. Она очень хочет правильно произносить звук [Ж] и поиграть с нами.

II. Основная часть

1. Наша пчелка любит играть с друзьями. Давайте поиграем вместе с ней. Она будет произносить звуки, когда услышите звук [Ж], хлопните в ладоши.

С Н Ж Т К Ж В Ш А Ж

1.2. Теперь она будет произносить слоги, когда услыщите звук [Ж], поднимите руку вверх.

ЖА АМА ИТ УЖУ ШИ ЖО АЖА

1.3. А сейчас пчелка будет произносить слова, когда услышите звук [Ж], хлопните в ладоши и топните ногой.

Ежи, лужа, хвостик, баклажан, флажок.

Слайд 3

2. Давайте вспомним как жужжит пчела, произнесем звук [Ж].

— Как у нас раположены губки? Где находится язычок?

— Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, идет теплая воздушная струя, голосовые связки вибрируют.

— Какой звук [Ж]?

— Звук [Ж] согласный, всегда твердый, звонкий.

Слайд 4

— Значит, в каком замке он живет?

— В синем.

3. Пчелка любит петь песенки. Давайте споем вместе с ней.

Жа — жа — жа, жу — жу — жу, жи — жи — жи.

Слайд 5

4. Посмотрите, это лужайка, где живет пчелка.

— Как много всего есть на лужайке. Давайте посмотрим и назовем только те предметы, в названии слов которых есть звук [Ж].

— Желудь, ежевика, груша, пирожное, вишня, велосипед, ёжик, жаба.

Слайд 6

5. У пчелки есть ещё игра «Повторялки». Она произнесет предложение, а вы повторите его за ней.

— Жаба жила в луже.

— Пчела жужжит — жжж.

— У Жени жили живые ужи.

Слайд 7

6. Пчелка устала. Давайте вместе с ней отдохнем.

Жу — жу — жу (три хлопка),

На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).

Жу — жу — жу (три хлопка),

На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам),

Жок — жок — жок (три хлопка),

У меня флажок (руки в замок над головой). [3]

Слайд 8

7. У каждого из вас на столе лежит звуковая дорожка, рядом с полосочкой у вас лежит кружочек. Какого он цвета, почему?

— Пчелка принесла с собой мешок. Тут много картинок, в названии которых спрятался звук Ж. Нам нужно выбрать картинки, в которых есть звук Ж, определить место звука в словах, и положить кружочек на полоску туда, где услышите звук Ж: в начале или в середине.

— Жук, флажок, шоколад, башня, пижама.

8. Пчелка сейчас произнесет вам звуки, а вы скажете, какое слово из них получилось.

— Сначала [ж] — затем [у] — затем [к] — жук, сначала [ж] — затем [а] — затем [б] –затем [а] -жаба, сначала [л] — затем [у] — затем [ж] — затем [а] — лужа.

Слайд 9

9.Посмотрите на доску. Это буквы Ж,ж. Они служат для обозначения звука.

— На что похожа буква Ж?

— На жука, на бабочку.

— Сколько элементов у буквы Ж?

— Буква Ж состоит из 5 элементов.

10. У вас на столе лежат палочки, давайте из них выложим букву Ж.

11. А теперь давайте напишем букву Ж в воздухе.

Слайд 10

12. У пчелки осталось одно задание для вас. Она сейчас раздаст вам по листу бумаги с контуром буквы Ж, которую нужно обвести синим карандашом, не отрывая руки.

III. Итог занятия

Слайд 11

— Наша пчелка устала, ей пора возвращаться на свою полянку. Вам понравилось играть с пчелкой? Что вам больше всего понравилось?

— Пчелка за ваши старания оставила вам сюрприз, посмотрите, как много здесь наклеек.

Литература:

  1. Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58–63.
  2. Мелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 479–490.
  3. Полетаева Л. В. Чистоговорки-физкультминутки. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/06/27/chistogovorki-fizkultminutki
  4. Люмпанова Л. И. Картотека загадок на тему «насекомые». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/05/26/kartoteka-zagadok-na-temu-nasekomye
  5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова- М.: Издательство института психотерапии, 2015. — 734с.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Логос, 2015. — 304с.
  7. Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н. А. Чевелева. — М.: Логос, 2015. — 432с.
Задать вопрос