Конспект фронтального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы с использование информационно-коммуникационных технологий
Автор: Агейченкова Маргарита Витальевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (84) март 2025 г.
Дата публикации: 17.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Агейченкова, М. В. Конспект фронтального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы с использование информационно-коммуникационных технологий / М. В. Агейченкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 3 (84). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/284/9906/ (дата обращения: 23.02.2025).
Препринт статьи
Тема: Звук [Ж] и буква Ж.
Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа).
Цель: закрепление звука [Ж], знакомство с буквой Ж.
Задачи:
— Развитие фонематического слуха на звук [Ж];
— Отработка звука [Ж] в слогах, словах, предложениях;
— Развитие фонематического анализа;
— Развитие фонематического синтеза;
— Знакомство с буквой Ж.
Оборудование: презентация в формате Power Point «Звук [Ж] и буква Ж», звуковые дорожки, кружки синего цвета, счетные палочки для выкладывания буквы Ж, листы бумаги с контуром буквы Ж, синие карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент
Слайд 2
— Здравствуйте, сегодня у нас на занятии новый гость. Послушайте загадку и попробуйте догадаться, кто это?
Все жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла
А зовут её?...(пчела). [4]
— Правильно, это пчела. Она очень хочет правильно произносить звук [Ж] и поиграть с нами.
II. Основная часть
1. Наша пчелка любит играть с друзьями. Давайте поиграем вместе с ней. Она будет произносить звуки, когда услышите звук [Ж], хлопните в ладоши.
С Н Ж Т К Ж В Ш А Ж
1.2. Теперь она будет произносить слоги, когда услыщите звук [Ж], поднимите руку вверх.
ЖА АМА ИТ УЖУ ШИ ЖО АЖА
1.3. А сейчас пчелка будет произносить слова, когда услышите звук [Ж], хлопните в ладоши и топните ногой.
Ежи, лужа, хвостик, баклажан, флажок.
Слайд 3
2. Давайте вспомним как жужжит пчела, произнесем звук [Ж].
— Как у нас раположены губки? Где находится язычок?
— Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, идет теплая воздушная струя, голосовые связки вибрируют.
— Какой звук [Ж]?
— Звук [Ж] согласный, всегда твердый, звонкий.
Слайд 4
— Значит, в каком замке он живет?
— В синем.
3. Пчелка любит петь песенки. Давайте споем вместе с ней.
Жа — жа — жа, жу — жу — жу, жи — жи — жи.
Слайд 5
4. Посмотрите, это лужайка, где живет пчелка.
— Как много всего есть на лужайке. Давайте посмотрим и назовем только те предметы, в названии слов которых есть звук [Ж].
— Желудь, ежевика, груша, пирожное, вишня, велосипед, ёжик, жаба.
Слайд 6
5. У пчелки есть ещё игра «Повторялки». Она произнесет предложение, а вы повторите его за ней.
— Жаба жила в луже.
— Пчела жужжит — жжж.
— У Жени жили живые ужи.
Слайд 7
6. Пчелка устала. Давайте вместе с ней отдохнем.
Жу — жу — жу (три хлопка),
На лужок хожу (шаги с высоким подниманием ног).
Жу — жу — жу (три хлопка),
На жуков гляжу (присесть, ладони поднести к глазам),
Жок — жок — жок (три хлопка),
У меня флажок (руки в замок над головой). [3]
Слайд 8
7. У каждого из вас на столе лежит звуковая дорожка, рядом с полосочкой у вас лежит кружочек. Какого он цвета, почему?
— Пчелка принесла с собой мешок. Тут много картинок, в названии которых спрятался звук Ж. Нам нужно выбрать картинки, в которых есть звук Ж, определить место звука в словах, и положить кружочек на полоску туда, где услышите звук Ж: в начале или в середине.
— Жук, флажок, шоколад, башня, пижама.
8. Пчелка сейчас произнесет вам звуки, а вы скажете, какое слово из них получилось.
— Сначала [ж] — затем [у] — затем [к] — жук, сначала [ж] — затем [а] — затем [б] –затем [а] -жаба, сначала [л] — затем [у] — затем [ж] — затем [а] — лужа.
Слайд 9
9.Посмотрите на доску. Это буквы Ж,ж. Они служат для обозначения звука.
— На что похожа буква Ж?
— На жука, на бабочку.
— Сколько элементов у буквы Ж?
— Буква Ж состоит из 5 элементов.
10. У вас на столе лежат палочки, давайте из них выложим букву Ж.
11. А теперь давайте напишем букву Ж в воздухе.
Слайд 10
12. У пчелки осталось одно задание для вас. Она сейчас раздаст вам по листу бумаги с контуром буквы Ж, которую нужно обвести синим карандашом, не отрывая руки.
III. Итог занятия
Слайд 11
— Наша пчелка устала, ей пора возвращаться на свою полянку. Вам понравилось играть с пчелкой? Что вам больше всего понравилось?
— Пчелка за ваши старания оставила вам сюрприз, посмотрите, как много здесь наклеек.
Литература:
- Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58–63.
- Мелкозёрова Е. В. Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 479–490.
- Полетаева Л. В. Чистоговорки-физкультминутки. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/06/27/chistogovorki-fizkultminutki
- Люмпанова Л. И. Картотека загадок на тему «насекомые». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/05/26/kartoteka-zagadok-na-temu-nasekomye
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова- М.: Издательство института психотерапии, 2015. — 734с.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Логос, 2015. — 304с.
- Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н. А. Чевелева. — М.: Логос, 2015. — 432с.